На самом деле заметно больше, но теперь уже все сопутствующие расходы точно подсчитать невозможно. Конечно, Costa Concordia не покоилась на дне океана подобно Титанику, а даже наполовину высовывалась из воды, однако присутствовали особые обстоятельства. Не считая уже, что круизный лайнер Costa Concordia больше старичка Титаника, и до сих пор является самым крупным затонувшим пассажирским судом в истории, дело усугублялось тем, что круизный лайнер лежал на подводном склоне, а наклон его корпуса по отношению к горизонту составлял 66°.
Имелись веские опасения, что если его пошевелить, то он попросту сползёт на большие глубины, да ещё может при этом развалиться на части.
Немного о том, как он дошёл до жизни такой.
На судне этом (а, может, и на других круизниках данной компании) существует красивый древний обряд - сойдя немного с маршрута круиза, приблизиться к итальянскому островку Джильо, где проходил какой-то фестиваль и произвести так называемый "салют" гудками. Капитан Скеттино только этим судном уже командовал пять лет, не считая других, и проделывал такое ранее: ничто не предвещало, как говорится...
Хотя, конечно, на мостике творился некоторый бордельеро. Кэп наприглашал всяких лиц, которым вроде бы и нечего там делать. Ну, например, метрдотеля корабля, который был выходцем с этого острова, желавшего осмотреть его с моря. И другие. Скеттино и раньше слыл бабником, так что неудивительно, что на мостике находилась и его любовница, молдавская танцовщица Домника Чемортан, путешествовавшая на судне бесплатно.
К тому же, первый помощник капитана судна Чиро Амброзио сообщил позже следователям, что Скеттино оставил очки для чтения в своей каюте и неоднократно просил Амброзио проверить радар для него.
Плюс на руле стоял индонезиец, плохо понимавший команды на английском языке и капитан несколько раз исправлял его действия в результате неправильно понятых команд. Всё это кончилось тем, что судно таки напоролось на подводную скалу.
Через несколько минут после удара вахтенный механик сообщил капитану, что в корпусе имеется пробоина длиной 70 метров, через которую поступает вода и затопила генераторы и двигатели. Судно продолжало двигаться по инерции на аварийном электропитании. Потом ветер и течение повлекли его назад и оно окончательно застряло на береговом склоне, сильно накренившись.
Капитан Скеттино, вместо фамилии которого подходит одно созвучное русское слово, не сообщил на берег о происшествии и только благодаря паническому звонку одной пассажирки по мобильнику своей дочери, береговая охрана узнала, что происходит.
Многие младшие офицеры и члены экипажа, которые знали о серьезности ситуации, начали готовить спасательные шлюпки и высаживать пассажиров из кают до того, как был отдан приказ покинуть судно, что было охарактеризовано как «мятеж».
В 22:39 прибыло первое спасательное судно. Примерно через 15 минут Скеттино наконец приказал покинуть Concordia , хотя, по сообщениям, спасательные шлюпки уже были спущены на воду. Около 23:20 Скеттино покинул мостик и вскоре оставил судно; впоследствии он утверждал, что упал с Concordia и приземлился в спасательной шлюпке. Примерно через 13 минут последний член экипажа покинул мостик, хотя на судне все еще находилось около 300 человек.
В 00:40 капитан береговой охраны позвонил Скеттино, который находился в спасательной шлюпке с другими офицерами, и приказал ему вернуться на судно и руководить эвакуацией. Тот отказался.
Короче, погибло несколько десятков пассажиров и членов экипажа. Есть такой демотиватор со сравнением капитана Титаника, отказавшегося покинуть свой корабль и погибшего вместе с ним и трусливым итальянцем. Надпись я удаляю
Потом был суд, где Скеттино чувствовал себя довольно бодро
В итоге в 2015 году ему впаяли 16 лет.
Но оставлять судно в таком месте и в таком положении было недопустимо. В феврале 2012 года спасатели начали извлекать более 2000 тонн топлива; работа была завершена в следующем месяце. В апреле 2012 года компания Titan Salvage из Флориды и итальянская фирма Micoperi получили контракт на удаление судна с острова Джильо в Италии. Работа началась в следующем месяце.
Франко Габриэле, глава итальянского агентства гражданской обороны, заявил, что стоимость операции может составить $530 млн, что выше первоначальной оценки в $400. Более поздние оценки говорят о бюджете в $825 млн. Но и это оказалось не пределом.
Для начала надо было зафиксировать судно от дальнейших перемещений под воздействием ветра и волн.
После этого ниже по склону стали возводить специальную платформу, на которую Concordia должна была навалиться в ходе придания ей правильного положения по отношению к горизонту.
На языке спасательных работ на море «парбаклинг» означает использование рычага для выпрямления затонувшего судна, лежащего на боку или перевернутого вверх дном.
Обычно его проводят при подъеме небольших морских судов, но было несколько исключений. После атаки на Перл-Харбор в 1941 году метод parbuckling использовался на двух частично затонувших кораблях ВМС США. В случае с USS Oklahoma он оказался успешным. Но когда экипаж попытались выправить USS Utah, корабль заскользил по морскому дну у берега, и спасательная операция была прекращена. Его руины до сих пор лежат вдоль побережья Гавайев.
План работ в нижней части рисунка
Выпрямляющее усилие обеспечивалось прикреплёнными к левому борту тросами, натягиваемыми гидравлическим домкратами (было задействовано 36 гидравлических домкратов общей мощностью 13 000 тонн) и заполнением морской водой приваренных к левому же борту кессонов. Вот они на снимке
После того, как лайнер встал на ровный киль, к его правому борту были приварены такие же кессоны. После того, как их стали продувать воздухом, судно в 114 000 тонн начало всплывать. Процесс занял 19 часов. Всего в работах было занято 500 человек.
В итоге судно отбуксировали в Геную и порезали на металлолом
Общая стоимость катастрофы, включая компенсацию жертвам, снятие с мели, буксировку и расходы на утилизацию, оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, что более чем в три раза превышает стоимость строительства судна в размере 612 миллионов долларов. Costa Cruises предложила пассажирам компенсацию (в размере 12 000 долларов США на человека) для возмещения всех убытков, включая стоимость круиза. Треть пассажиров воспользовалась этим.
Есть минутный ролик, как действовала система подъёма Concordia. Но ссылка здесь не открывается. Надо её скопировать и забить в поисковик.
http://www.grahamswebdesign.com/Raising%20the%20Costa%20Concordia%20Animation.mp4
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4