В этой статье мы расскажем о понятии дипфейка и поделимся советами, как безопасно использовать этот инструмент в медиаиндустрии.
Что считается дипфейком?
Дипфейк — это формат генерации контента, который кажется очень реалистичным, но на самом деле является творчеством искусственного интеллекта. Чаще всего дипфейки встречаются в формате видео, где люди (зачастую известные личности) говорят или делают что-то необычное.
Наверняка вы видели отечественные рекламные кампании, в которых «принимали участие» зарубежные знаменитые актёры. На самом деле это были их цифровые копии, созданные с помощью ИИ.
Более того, с помощью дипфейк-технологии снимаются целые сериалы. Например, в веб-сериале «ПМЖейсон» «сыграли» известные голливудские актёры, которые по сюжету встречаются в российской деревне.
Можно ли использовать дипфейки в медиапроектах и рекламных кампаниях?
Да, но только если у вас есть письменное согласие человека на использование его изображения в своих проектах.
Если согласия нет, то использование дипфейка с лицом конкретного человека является нарушением авторских прав, что может повлечь юридические проблемы. То же самое касается использования чужого голоса в видео и подкастах.
Чем опасны дипфейки?
Главная опасность дипфейков — в их реалистичности. Нейросеть может сгенерировать любой сюжет с участием конкретного лица, что может повлиять на его репутацию и благополучие. Вопрос касается как «шуточных» видео, где человека могут изобразить в какой-то нетипичной ситуации, так и серьёзных роликов, где кто-то совершает ограбление или устраивает провокации.
Когда дипфейки могут быть полезны?
Многие блогеры используют собственные дипфейки, чтобы создавать больше контента. Они задают нейросети тему или текст, который нужно произнести, а ИИ уже формирует полноценный ролик, который трудно отличить от ролика, снятого самим блогером.
Также дипфейки можно эффективно использовать в рекламе, но только при условии, если человек согласен на использование своего изображения и голоса. Если такое соглашение есть, то ИИ открывает больше возможностей для создания креативного и эффектного рекламного контента, при этом экономя ресурсы и бюджет.
Заключение
С дипфейками нужно быть очень осторожными, чтобы не превратить инструмент создания контента в источник распространения фейков. С развитием нейросетей в России появляется всё больше регулирующих законов и правил, которые помогают обезопасить людей и компании от юридических проблем. Рекомендуем следить за обновлениями в законодательстве и использовать нейросети разумно.
Соцсети Премии:
ТГ: t.me/premiyashum
VK: vk.com/premiyashum
Премия «ШУМ» — всероссийский конкурс для молодых медиаспециалистов России с призовым фондом 12 000 000 рублей. Организаторами Всероссийской молодёжной премии в сфере медиа и журналистики «ШУМ» выступают Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) и Правительство Калининградской области, в лице Центра развития молодёжных медиа «ШУМ». Всероссийская молодёжная премия в сфере медиа и журналистики «ШУМ» организуется в рамках реализации федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодёжь и дети».