Найти в Дзене
Премия «ШУМ»

Что такое дипфейки и чем они опасны?

Оглавление

В этой статье мы расскажем о понятии дипфейка и поделимся советами, как безопасно использовать этот инструмент в медиаиндустрии.

Что считается дипфейком?

Дипфейк — это формат генерации контента, который кажется очень реалистичным, но на самом деле является творчеством искусственного интеллекта. Чаще всего дипфейки встречаются в формате видео, где люди (зачастую известные личности) говорят или делают что-то необычное.

Наверняка вы видели отечественные рекламные кампании, в которых «принимали участие» зарубежные знаменитые актёры. На самом деле это были их цифровые копии, созданные с помощью ИИ. 

Цифровой Брюс Уиллис в рекламе «Мегафона» — один из первых ярких кейсов использования дипфейка в медиа
Цифровой Брюс Уиллис в рекламе «Мегафона» — один из первых ярких кейсов использования дипфейка в медиа

Более того, с помощью дипфейк-технологии снимаются целые сериалы. Например, в веб-сериале «ПМЖейсон» «сыграли» известные голливудские актёры, которые по сюжету встречаются в российской деревне. 

Сериал создан продакшен-компанией Agenda Media Group при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)
Сериал создан продакшен-компанией Agenda Media Group при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)

Можно ли использовать дипфейки в медиапроектах и рекламных кампаниях?

Да, но только если у вас есть письменное согласие человека на использование его изображения в своих проектах. 

Если согласия нет, то использование дипфейка с лицом конкретного человека является нарушением авторских прав, что может повлечь юридические проблемы. То же самое касается использования чужого голоса в видео и подкастах.

Чем опасны дипфейки?

Главная опасность дипфейков — в их реалистичности. Нейросеть может сгенерировать любой сюжет с участием конкретного лица, что может повлиять на его репутацию и благополучие. Вопрос касается как «шуточных» видео, где человека могут изобразить в какой-то нетипичной ситуации, так и серьёзных роликов, где кто-то совершает ограбление или устраивает провокации. 

Когда дипфейки могут быть полезны?

Многие блогеры используют собственные дипфейки, чтобы создавать больше контента. Они задают нейросети тему или текст, который нужно произнести, а ИИ уже формирует полноценный ролик, который трудно отличить от ролика, снятого самим блогером. 

Также дипфейки можно эффективно использовать в рекламе, но только при условии, если человек согласен на использование своего изображения и голоса. Если такое соглашение есть, то ИИ открывает больше возможностей для создания креативного и эффектного рекламного контента, при этом экономя ресурсы и бюджет. 

В своей рекламной кампании «Пятёрочка» использовала дипфейк актрисы Ольги Медынич, что позволило оптимизировать съёмочный процесс
В своей рекламной кампании «Пятёрочка» использовала дипфейк актрисы Ольги Медынич, что позволило оптимизировать съёмочный процесс

Заключение

С дипфейками нужно быть очень осторожными, чтобы не превратить инструмент создания контента в источник распространения фейков. С развитием нейросетей в России появляется всё больше регулирующих законов и правил, которые помогают обезопасить людей и компании от юридических проблем. Рекомендуем следить за обновлениями в законодательстве и использовать нейросети разумно. 

Соцсети Премии:

ТГ: t.me/premiyashum 

VK: vk.com/premiyashum

Премия «ШУМ» — всероссийский конкурс для молодых медиаспециалистов России с призовым фондом 12 000 000 рублей. Организаторами Всероссийской молодёжной премии в сфере медиа и журналистики «ШУМ» выступают Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) и Правительство Калининградской области, в лице Центра развития молодёжных медиа «ШУМ». Всероссийская молодёжная премия в сфере медиа и журналистики «ШУМ» организуется в рамках реализации федерального проекта «Россия – страна возможностей» национального проекта «Молодёжь и дети».