Найти в Дзене
Italianissima

"Венеция - всё несказанно красиво..."

Сегодня мы расскажем об удивительной "итальянской судьбе" Дарьи Фёдоровны Фикельмон. Ее мама, Елизавета родилась в 1783 году в семье выдающегося полководца, графа М.И Кутузова. Как фрейлина императрицы Софьи Вюртембергской (Марии Федоровны) большую часть своей юности она провела в Павловском дворце. В супруги ей родители выбрали флигель-адъютанта императора Александра I, дворянина из остзейских немцев Фердинанда фон Тизенгаузена (1782—1805). Как-то Кутузов сказал, что «если бы у меня быть сыну, то хотел бы иметь такого как Фердинанд».
В знаменитой битве под Аустерлицем граф Тизенгаузен геройски погиб.
В 22 года с двумя маленькими дочерямина руках , Екатериной (1803-1880) и Дарьей (1804-1863), Елизавета осталась без супруга. Судя по переписке с отцом, она была на грани самоубийства
В 1811 году родители выбрали Елизавете достойную пару. Ее вторым мужем стал генерал-майор Николай Фёдорович Хитрово, который вскоре был назначен российским поверенным в делах при герцоге Тосканском. В 1815
Портет Д. Ф. Фикельмон. ( И.Эндер.1837. Акварель.Чехия.Теплице.)
Портет Д. Ф. Фикельмон. ( И.Эндер.1837. Акварель.Чехия.Теплице.)

Сегодня мы расскажем об удивительной "итальянской судьбе" Дарьи Фёдоровны Фикельмон.

Ее мама, Елизавета родилась в 1783 году в семье выдающегося полководца, графа М.И Кутузова. Как фрейлина императрицы Софьи Вюртембергской (Марии Федоровны) большую часть своей юности она провела в Павловском дворце. В супруги ей родители выбрали флигель-адъютанта императора Александра I, дворянина из остзейских немцев Фердинанда фон Тизенгаузена (1782—1805). Как-то Кутузов сказал, что «если бы у меня быть сыну, то хотел бы иметь такого как Фердинанд».
В знаменитой битве под Аустерлицем граф Тизенгаузен геройски погиб.
В 22 года с двумя маленькими дочерямина руках , Екатериной (1803-1880) и Дарьей (1804-1863), Елизавета осталась без супруга. Судя по переписке с отцом, она была на грани самоубийства

В 1811 году родители выбрали Елизавете достойную пару. Ее вторым мужем стал генерал-майор Николай Фёдорович Хитрово, который вскоре был назначен российским поверенным в делах при герцоге Тосканском. В 1815 году Екатерина вместе с супругом отправилась во Флоренцию.

Хитрово во Флоренции жил с русским гостеприимством. Ф.Г.Головкин так описывал Николая Федоровича и его образ жизни: «умён и приятен в общении ... залезая в долг покупал произведения искусства и большую их часть отправлял в свой дворец в Санкт-Петербурге на Английской набережной … Образ жизни Хитрово во Флоренции был лишен здравого смысла. Дважды в неделю он принимал у себя «весь город» … вечера всегда завершались балом или спектаклем».

Портрет Н. Ф. Хитрово. ( Ж. Энгр. 1815. Эрмитаж)
Портрет Н. Ф. Хитрово. ( Ж. Энгр. 1815. Эрмитаж)

Семья Хитрово близко сошлась с семьёй великого герцога Тосканского Фердинанда III, а их очаровательные дочери Екатерина и Дарья сдружились с будущей великой герцогиней Тосканской Анной-Каролиной. Елизавета открыла салон, где собирались многочисленные представители русской знати, проживающие во Флоренции, например, семья Д.П.Бутурлина.

Совсем юная Дарья, которая видимо переняла отличные интеллектуальные способности и «дар провиденья» от бабушки Е.И.Тизенгаузен, которую по уровню образованности можно отнести к прибалтийской интеллигенции, за свой ум получила от гостей прозвище «флорентийская сивилла»

В 1817 году Николай Федорович окончательно увяз в долгах, но, получив отставку, остался жить на небольшую пенсию в Тоскане. Семье пришлось снять более скромную квартиру, отказаться от «гостеприимства» и понемногу продавать своё имущество. Пройдет два года такой жизни, и глава семьи уйдёт в иной мир. Покоится он на кладбище в Ливорно. В дальнейшем его бесценная итальянская коллекция картин, ваз и античной скульптуры окажется в Эрмитаже.

Елизавета Михайловна, тяжело пережив уход супруга, взяла себя в руки и решилась воспользоваться своими связями с представителями европейской аристократии. Вся надежда была на то, чтобы удачно выдать замуж своих любимых дочерей. Д.И.Долгорукова сообщала в одном из писем: «Г-жа Хитрово имеет вид серого торгаша, который ездит по всем ярмаркам, чтобы за хорошую цену продать свой товар, который заключается в двух прелестных дочерях».

В конце концов Елизавета Михайловна получила поддержку прусского короля Фридриха Вильгельма III, и на одном из балов ее младшей дочери Дарье был представлен посланник австрийского императора во Флоренции Карл Людвиг Фикельмон. Через месяц, 2 января 1821 года, Карл сделал ей предложение. 3 июня 1821 года состоялась свадьба. Все понимали, что это был «брак по рассудку», ведь разница в возрасте супругов была почти 30 лет. Однако теперь Елизавета Михайловна могла быть спокойна за судьбу дочери.

Карл Людвиг фон Фикельмон (1777-1857) (А. Эйнзл.1838)
Карл Людвиг фон Фикельмон (1777-1857) (А. Эйнзл.1838)

Дарья или, как ее называли близкие, Долли поселилась с супругом в Неаполе. Фикельмон исполнял свои дипломатические обязанности в сложное время. Только что была подавлена неаполитанская революция 1820—1821 гг. Однако Дарья, почувствовав себя хозяйкой дома, открыла светский салон.
Имея от природы острый ум, она погрузилась в чтение великолепной библиотеки Фикельмона. Сохранился список прочитанного ею. Это все важнейшие книги европейской цивилизации от античных классиков до историков и политиков XIX века. Другой страстью стало изучение языков. Свободно общаясь с рождения на французском, она освоила итальянский, немецкий, английский, латынь и греческий.

В эти годы ее необычный портрет в образе «флорентийской сивиллы »напишет модный тогда итальянский художник Филиппо Агрикола.

Портрет Долли Фикельмон (Филиппо Агрикола. Италия, ок. 1825)
Портрет Долли Фикельмон (Филиппо Агрикола. Италия, ок. 1825)

История сохранила скупые сведения о ее романтической любви, пережитой в Сорренто, можно сказать, ставшей кульминацией ее эмоциональной жизни. В одном из писем супруг просит Дарью поскорее вернуться из Сорренто, и что «он не хочет верить всяким слухам о ней в обществе». Исследователи предполагают, что у неё был роман с Фердинандом Ричардом Актоном (1801—1837), сыном премьер-министра королевства Обеих Сицилий. Уже через много лет, размышляя о знаменитой дуэли и гибели Пушкина, Долли напишет о боли расставания с Ричардом Актоном, «другом моей молодости, моей счастливой и прекрасной неаполитанской молодости».

Фердинанд Ричард Актон (1801—1837)
Фердинанд Ричард Актон (1801—1837)

Длительное время у Фикельмонов не было детей, и Дарья Фёдоровна удочерила девочку из бедной итальянской семьи, Магдалину. Судьба улыбнулась Магдалине. Получив воспитание и образование под руководством Дарьи, она впоследствии вышла замуж за французского ювелира. А потом случилось долгожданное чудо - и Дарья родила дочь Елизавету-Александру.

Другим значимым событием тех лет был приезд Дарьи с мамой, Елизаветой Михайловной, в Петербург. Сам император Александр I нанёс им неофициальный визит, что «с точки зрения придворного этикета» был неординарным поступком и показателем высшей благосклонности. В письме к мужу Долли восторженно рассказывала о встрече с императором: «Он повторил нам, по крайней мере раз двадцать, чтобы мы не усваивали здешних петербургских привычек и оставались такими, как есть — без всякой искусственности».

Дарья произвела такое яркое впечатление на Александра I, что он согласился вести с ней частную переписку. По мнению некоторых современников, Александр I был в близких отношениях с Долли. Правда, императору приписывают романы со всеми красавицами его времени. Однако интересно, что вскоре ее супруг получил место посла в Санкт-Петербурге. В 1829 году Фикельмоны поселились в арендованном посольством особняке князя Салтыкова на Дворцовой набережной. Дарья открыла салон и известно, что она покровительствовала итальянцам, проживающим в Санкт-Петербурге.

Особняк князя Салтыкова на Дворцовой набережной.
Особняк князя Салтыкова на Дворцовой набережной.

Некоторые исследователи жизни Пушкина, например В.Ф.Ходасевич считали, что у знаменитого поэта и Долли был роман в 1831 или 1832 году. Н.А.Раевский предполагал, что нарисованный Пушкиным портрет Дарьи на полях черновика «Медного всадника» не случаен. «Поверьте, что я останусь всегда самым искренним поклонником вашего очарования, столь простого вашего разговора, столь приветливого и столь увлекательного, хотя вы имеете несчастье быть самой блестящей из наших светских дам» (из письма А.С.Пушкина Д.Ф.Фикельмон 1830 года). Есть мнение, что великий поэт изобразил Дарью в образе Татьяны Лариной из романа “Евгений Онегин”.

Долли Фикельмон. (Рисунок А. С. Пушкина на листке Арзрумской тетради, 1829)
Долли Фикельмон. (Рисунок А. С. Пушкина на листке Арзрумской тетради, 1829)

Кстати, именно через Фикельмона русская интеллигенция получала запрещённые цензурой в России книги и письма с откровенной перепиской на политические темы, так как дипломатическую почту было запрещено просматривать.

В 1848 году Карл Фикельмон получил новое назначение, на этот раз на должность председателя военного совета Австрии. Дарья отправилась в Венецию обживаться на новом месте, а супруг задержался в Вене, где он оказался в гуще революционных событий и в одночасье стал министром двора и иностранных дел в составе первого конституционного кабинета. В этот же период в Венеции была провозглашена республика. Дарья Фёдоровна была арестована как супруга австрийского министра. Из-под «домашнего ареста» ей удалось бежать на английском корабле, и только через месяц она оказалась в Вене.

Какое-то время Фикельмоны проживали в Теплице, но воспоминания о прекрасной Италии не давали им покоя. Подав в отставку и став частным лицом, в 1855 году Карл купил дом в Венеции, многим известный как палаццо Клари.

"Я без ума от Венеции, - сообщала Долли сестре в 1847 года. - Эти вечера на площади Святого Марка, сама это великолепная площадь, которая фантастически хороша - всё несказанно красиво."

Пала́ццо Клари́-Фиккельмо́н (итал. Palazzo Clary-Ficquelmont) в Венеции.
Пала́ццо Клари́-Фиккельмо́н (итал. Palazzo Clary-Ficquelmont) в Венеции.

Через два года граф Карл Фикельмон умер в 80 лет в этом дворце. Дарья прожила еще 6 лет и нашла свое последнее пристанище в семейном склепе на кладбище недалеко от Теплице. Дочь Елизавета вышла в Вене замуж за князя Эдмунда Кляри-и-Альдрингена, родила трех детей, поселившись с ними в любимой Венеции, но рано оставила этот мир.

Кстати, правнук Долли князь Альфонс Клари-и-Альдринген в середине XX века все еще жил в своем родовом палаццо Клари на набережной Дзаттере.

В завершении этой удивительной истории хочется добавить, что совсем недавно, в 1970-е годы, был случайно обнаружен в венецианском доме графини Сан-Марцано акварельный портрет Долли Фикельмон с сестрой, подписанный А.Брюловым. Ныне он хранится в Государственном музее А.С.Пушкина в Москве.

Дарья и Екатерина Фикельмон в Неаполе.(А. Брюлов. 1825)
Дарья и Екатерина Фикельмон в Неаполе.(А. Брюлов. 1825)

Онлайн-школа "Italianissima". Открывайте Италию и учите итальянский с нами!