Найти в Дзене

6 типичных ошибок при формулировании цели и задач индивидуального проекта

Оглавление

Объясняем, как не запороть свой проект с первых строк

Ты уже знаешь, что цель — это конечный результат проекта, а задачи — это конкретные шаги к нему. Это мы разобрали в статье. Казалось бы, всё просто. Но именно здесь чаще всего совершаются ошибки, которые потом мешают

Изображение используется по лицензии Premium+ от Freepik
Изображение используется по лицензии Premium+ от Freepik

Ниже — самые распространённые промахи, в которые легко попасть, если не знать, на что обратить внимание.

❌ Ошибка 1. Слишком размытая/глобальная цель

Об этом уже говорилось в одной из предыдущих статей: формулировка типа «улучшить что-то глобально» («улучшить экологическую ситуацию в городе») несёт в себе мало смысла. Бесспорно, звучит очень красиво, но это СЛИШКОМ. Такая цель подходит для программы ООН, но не для школьного проекта. Если ты не мэр и не министр, то сделать это просто физически не сможешь. Нужно сузить масштаб до своих реальных возможностей.

Ответственность за реализацию цели лежит на тебе, поэтому ставь цель такого размера, чтобы ты сам (в одиночку или с небольшой помощью взрослых) мог ее достигнуть. Лучше сделать небольшой, но реальный вклад, чем декларировать грандиозное намерение и не выполнить ничего.

❌ Ошибка 2. Цель = тема в вопросительной форме

Например, тема «роль музыки в кино» и цель «изучить роль музыки в кино». Формально похоже, но цель не конкретизирует, что именно будет результатом такого проекта. На деле ты просто повторил тему и приписал глагол.

Как лучше? Сделай акцент на результате. Например: «выявить, как музыкальное сопровождение влияет на восприятие зрителями фильма (на примере сравнения сцен с музыкой и без)». Теперь цель конкретна и понятна.

❌ Ошибка 3. Цель описывает процесс, а не результат

«Изучение биографии Пушкина» — это не цель, а процесс. Что ты получишь на выходе? Что будет результатом? Чего ты хочешь достичь? А фиг его знает...

Что можно сделать? Пример: «создать интерактивную презентацию с редкими фактами из биографии Пушкина и их анализ». Так ты фиксируешь не просто «что делаю», а «что получится». Можно спросить себя: «что я буду иметь, когда завершу работу над проектом?». Ответ — это и есть желаемая цель.

❌ Ошибка 4. Цель вообще не зафиксирована

Бывает, ученик начинает работать над проектом, не сформулировав цель на бумаге, думая «да и так понятно, о чем проект, зачем ещё и цель придумывать». Это ошибка: когда цель не зафиксирована, проект легко теряет фокус. И начинается метание: «то ли про соцсети, то ли про стресс, то ли про внимание». Что-то пишу... И ТАААК СОЙДЁЁТ!!

Как лучше? Обязательно сформулируй цель письменно и повесь её перед собой. Она подскажет, что важно в проекте, а что можно смело вычеркнуть.

❌ Ошибка 5. Смешение цели и задач

Некоторые в формулировке цели перечисляют сразу несколько пунктов через запятую — фактически задачи. Например: «Цель — изучить историю города и провести опрос жителей об отношении к памятникам архитектуры». Такая формулировка — это на самом деле две разные задачи. А цель должна быть одна, объединяющая.

Лучше составить цель следующим образом: «выявить отношение жителей к памятникам архитектуры через изучение истории города и опрос населения». А уже задачи расписываются отдельно:
— Изучить историю <...>,
— Провести опрос <...>,
— Проанализировать мнения <...>.

❌ Ошибка 6: Задачи не соответствуют цели или не ведут к её достижению

Иногда задачи вообще идут мимо цели. К примеру, цель «разработать школьный дневник для класса в виде сайта», а задачи перечислены: «изучить языки программирования..., провести опрос одноклассников..., написать введение..., оформить проект..., сделать презентацию для защиты...». Здесь нет задачи самого создания сайта! Зато есть лишние задачи «написать введение, оформить» — это не содержательные задачи проекта, а этапы работы.

А где сам сайт? Где его разработка, тестирование, сбор отзывов?
Как лучше:
1)
Изучить потребности пользователей (одноклассников) посредством опроса,
2) Разработать прототип сайта <...>,
3) Реализовать базовые функции <...>,
4) Провести тестирование <...>,
5) Оценить эффективность и удобство <...>.

Важно: задачи должны относиться к содержанию проекта, а не к самим этапам работы. Не нужно записывать задачей «оформить работу» или «подготовить презентацию» — это само собой разумеющееся действие, которое является обязательным. Лучше сосредоточься на интеллектуальных шагах.

Изображение используется по лицензии Premium+ от Freepik
Изображение используется по лицензии Premium+ от Freepik

Вывод

Сформулировал цель? Проверь:
1) Она конкретна?
2) Она достижима в рамках проекта и твоих возможностей?
3) Это результат, а не процесс?
4) Она одна, а не список из нескольких перечисленных задач?

Сформулировал задачи? Убедись:
1) Все ли они ведут к цели?
2) Нет ли среди них «пустых» формальностей?
3) Достаточно ли они охватывают весь путь к результату?

В следующей статье я поделюсь тремя секретами, которые помогут тебе написать идеальную цель и задачи.