Найти в Дзене
ГК AltegroSky

Лунные аварии ispace: почему японский посадочный модуль снова не долетел до поверхности

Оглавление

Повторная неудача японской компании ispace при попытке мягкой посадки на Луну вскрыла новые технические проблемы частных лунных миссий.

Аппарат Resilience, который должен был доставить коммерческие грузы к кратеру Атлас, разбился 5 июня из-за сбоя в работе лазерного дальномера — ключевого прибора для определения высоты. Это уже вторая авария ispace за год, но анализ причин показывает, что каждая из них уникальна и требует разных решений.

© ispace
© ispace

Что пошло не так с Resilience

По данным телеметрии, лазерный дальномер начал выдавать данные с опозданием. Вместо запланированных трех километров первые показания появились лишь на высоте 900 метров. К этому моменту скорость снижения достигла 66 м/с при расчетных 44 м/с. Последний сигнал с высоты 192 метра зафиксировал падение на 42 м/с — в десятки раз быстрее, чем требуется для безопасной посадки.

Снимки Lunar Reconnaissance Orbiter (NASA) подтвердили катастрофу: удар создал кратер диаметром 16 метров в 300 метрах от цели. Инженеры ispace исключили проблемы с двигателями и программным обеспечением, сосредоточившись на анализе работы дальномера.

Лазерный сбой: аппаратная загадка

Дальномер на Resilience отличался от модели в первой миссии (апрель 2023 года), которая провалилась из-за программной ошибки в расчетах высоты. Новая версия прибора прошла наземные испытания, но в реальных условиях могла столкнуться с рядом неучтенных факторов:

  • низкая отражательная способность лунного грунта, уменьшавшая возврат лазерного сигнала;
  • деградация лазера в условиях вакуума и радиации;
  • ограничения при высоких скоростях — прибор не тестировался для экстренного торможения.

«Мы не можем точно определить, был ли это один фактор или их сочетание», — отметили в ispace. Компания планирует усилить тестирование датчиков и рассмотреть альтернативы, включая лидары и оптическую навигацию.

Уроки для будущих миссий

Несмотря на аварию, ispace сохраняет график:

  • Миссия 3 (2027) — посадочный модуль для NASA (разработка Draper);
  • Миссия 4 (2027) — японский аппарат с улучшенными системами.

На доработки выделено ¥1.5 млрд ($10.3 млн), включая новый внешний экспертный совет с участием инженеров NASA и JAXA.

Частная лунная гонка: цена ошибок

Провалы ispace подчеркивают сложности коммерческих посадок на Луну.

  • Точность навигации. Даже проверенные технологии (как лазерные дальномеры) могут дать сбой в нештатных условиях.
  • Отсутствие резервирования. У Resilience не было дублирующей системы измерения высоты.
  • Экономический риск. Каждая неудача увеличивает затраты и отпугивает инвесторов.

Ispace демонстрирует редкий для космической отрасли подход: публичный разбор аварий и быструю адаптацию. Однако до надежных коммерческих миссий еще далеко — следующий запуск покажет, учтены ли прошлые ошибки. Для всей индустрии это сигнал: частные лунные проекты требуют не только амбиций, но и беспрецедентной отказоустойчивости.