Найти в Дзене

Станет ли плотина Луангпхабанг причиной еще одного крупного землетрясения?

Гидроэнергетические проекты в сейсмоопасных регионах Азии увеличили риск катастроф на плотинах, обрушения водохранилищ и огромных наводнений. Луангпхабанг станет следующим? (The Diplomat) - 28 марта в Мьянме произошло землетрясение магнитудой 7,9, самое мощное сейсмическое событие года. Землетрясение произошло вдоль разлома Сагайн, с эпицентром в 16 километрах от города Сагайн, но оно оставило след разрушений, достигающий более 1000 километров, даже снеся высотное здание в Бангкоке. В Мьянме землетрясение магнитудой 7,9 унесло жизни более 3770 человек, согласно данным за месяц после трагедии. В дополнение - более чем ста жертв в Таиланде. Землетрясение стало «тревожным звонком», сказал ведущий тайский сейсмолог доктор Пунья Чарусири, который изучал сейсмоопасные регионы как Мьянмы, так и Лаоса. «Разлом Сагайн опаснее, чем мы когда-либо думали», — сказал он The Diplomat. «Он также требует большего внимания к растущей опасности строительства плотин в зонах землетрясений». Однако вместо т

Гидроэнергетические проекты в сейсмоопасных регионах Азии увеличили риск катастроф на плотинах, обрушения водохранилищ и огромных наводнений. Луангпхабанг станет следующим?

Последствия землятрясения в Мьянме
Последствия землятрясения в Мьянме

(The Diplomat) - 28 марта в Мьянме произошло землетрясение магнитудой 7,9, самое мощное сейсмическое событие года. Землетрясение произошло вдоль разлома Сагайн, с эпицентром в 16 километрах от города Сагайн, но оно оставило след разрушений, достигающий более 1000 километров, даже снеся высотное здание в Бангкоке.

В Мьянме землетрясение магнитудой 7,9 унесло жизни более 3770 человек, согласно данным за месяц после трагедии. В дополнение - более чем ста жертв в Таиланде.

Землетрясение стало «тревожным звонком», сказал ведущий тайский сейсмолог доктор Пунья Чарусири, который изучал сейсмоопасные регионы как Мьянмы, так и Лаоса. «Разлом Сагайн опаснее, чем мы когда-либо думали», — сказал он The Diplomat. «Он также требует большего внимания к растущей опасности строительства плотин в зонах землетрясений».

Однако вместо того, чтобы прислушаться к предупреждению природы, глава хунты Мьянмы и китайская гидроэнергетическая компания все еще настаивают на возрождении масштабного проекта плотины Мьитсоне, также расположенной на той же линии разлома Сагайн, всего в 100 километрах от эпицентра мартовского землетрясения в Мьянме.

22 мая генерал Мьянмы Мин Аунг Хлайнг посетовал, что страна не страдала бы от перебоев с электроснабжением сейчас, если бы приостановленная плотина Мьитсоне была введена в эксплуатацию. Совместный комитет Китая и Мьянмы продолжает планировать возрождение этой огромной плотины, строительство которой было приостановлено тогдашним президентом Тейн Сейном в 2011 году под давлением сильного экологического лобби и соображений безопасности.

Огромная плотина, построенная на крупной сейсмоопасной линии разлома, — это кошмарный сценарий, говорят эксперты по рискам плотин.

В последние годы плотины гидроэлектростанций потерпели несколько неудач в своих хваленых заявлениях о том, что они являются безопасным и надежным источником энергии. После землетрясения в Тибете в январе этого года китайские власти обнаружили проблемы, включая трещины, на пяти из 14 плотин гидроэлектростанций в регионе. Из пяти плотин три были опорожнены. В Тингри, эпицентре землетрясения, стены одной плотины наклонились, что привело к эвакуации около 1500 человек из шести деревень ниже по течению.

Несмотря на опасную связь экстремальных погодных условий и тенденцию многих разработчиков плотин выбирать сейсмоопасные места, стандарты безопасности плотин часто отстают в их анализе рисков, по словам эксперта по инжинирингу и риску стихийных бедствий. Мьянма — самая сейсмоопасная страна в Юго-Восточной Азии, но северный Лаос, где планируется построить каскад плотин вдоль реки Меконг, также весьма уязвим.

В нижнем течении Меконга уже запланировано строительство каскада плотин в крупной активной зоне разлома, подверженной землетрясениям и частым сейсмическим извержениям.

Несколько землетрясений произошло в районах вблизи плотины в пров. Сайнябули (130 км к югу от Луангпхабанга), которая работает с 2019 года. Землетрясение магнитудой 6,2 произошло в северном Лаосе и Таиланде, недалеко от этой плотины в 2019 году, но, к счастью, плотина избежала серьезных повреждений.

Многие лаосцы, живущие в знаменитом городе Луангпхабанг, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, выступают против продолжающегося строительства огромной плотины мощностью 1440 МВт всего в 25 км от города. Место строительства плотины также находится в опасной близости от активного сейсмического разлома — всего в 8,6 км.

-2

Многие опасаются, что такая большая плотина может спровоцировать землетрясение, которое может вызвать катастрофу, похожую на обрушение плотины Се Пиан Се Намной в 2018 году. (Однако это обрушение плотины не было связано с землетрясением.)

В настоящее время плотина Луангпхабанг находится в стадии строительства, и ее запуск запланирован на 2030 год.

Все новые гидроэнергетические проекты на главном течении Меконга подпадают под мандат Комитета по реке Меконг (MRС) по содействию шестимесячному консультативному процессу — известному как PNPCA — с участием четырех государств-членов MRC и других заинтересованных сторон. Секретариат MRC содействует мирному диалогу и дипломатии, но у него нет никаких регулирующих полномочий для регулирования важнейших вопросов защиты окружающей среды и безопасности плотин.

Плотина Луангпхабанг, которая строится консорциумом тайских разработчиков во главе с CK Power, является самой спорной на сегодняшний день в нижнем течении реки Меконг.

Согласно первоначальному техническому обзору MRC в 2020 году, плотина представляла «чрезвычайный риск» для знаменитого объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Технические эксперты MRC подчеркнули необходимость принятия самых высоких стандартов безопасности плотин для этого проекта, но цель состоит в том, чтобы рассмотреть, как лучше всего смягчить негативное воздействие плотины на окружающую среду и проблемы безопасности плотин, а не решать вопрос о том, следует ли вообще строить плотину.

Некоторые независимые эксперты сомневаются в том, что MRC и разработчики плотин приняли «самые высокие стандарты», которые они заявляют, для борьбы с угрозой со стороны крупных плотин, расположенных в сейсмически активных местах.Будет ли следующее сильное землетрясение в провинции Луангпхабанг?

В документе MRC на словах говорилось о необходимости защиты объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, но когда миссия по мониторингу ЮНЕСКО пришла к выводу, что участок плотины следует перенести на основе «принципа предосторожности» в 2022 году, и правительство Лаоса, и MRC проигнорировали отчет органа ООН.

По словам доцента Пависон Чуэнчума, заместителя руководителя кафедры водного хозяйства в Университете Чулалунгкорн, «надежная оценка безопасности плотины в сейсмоопасных районах должна сочетать как инженерное моделирование, так и подробные геофизические и сейсмологические полевые работы».

Такая оценка должна учитывать обширные исследования японского профессора Хироcи Хори. В своей книге «Меконг: окружающая среда и развитие» Хори предупреждал: «Вероятность землетрясений в сейсмоопасных зонах увеличивается в зависимости от последствий либо затопления, либо эксплуатации водохранилища».

Технические эксперты MRC почти все являются выпускниками инженерных специальностей. Несомненно, они очень компетентны в своей области инженерного моделирования, но их заключениям не хватает понимания, которое можно получить из полевых исследований землетрясений.

Сейсмологические полевые исследования — это именно то, чем доктор Чарусири занимался на протяжении многих лет в качестве доцента на факультете геологии Университета Чулалунгкорн.

«Я трижды посещал место активного сейсмического разлома Луангпхабанга», — сказал он The Diplomat в 2024 году. «Это всего в 8,6 км от плотины. Очень опасно строить плотину так близко к активному разлому. Я уверен, что в будущем произойдет сильное землетрясение».

Основная задача инженеров MRC — установить способность стен плотины противостоять землетрясениям. Но Чуэнчум, который преподает в Центре передового опыта в области информационных систем управления рисками и стихийными бедствиями, объяснил, что испытаний на устойчивость плотины недостаточно. «Сейсмологи, геологи и эксперты по риску стихийных бедствий обеспечивают необходимые сдержки и противовесы. Структура управления, в которой геологи имеют большее влияние на принятие решений, особенно в сейсмически опасных регионах, будет лучше защищать общественную безопасность». Дипломат попросил MRC отреагировать на анализ Чуэнчама и предупреждения от Чарусири. Пресс-секретарь MRC сказал в своем заявлении, что «была создана группа по рассмотрению безопасности плотин, которая провела два посещения объектов: одно в сентябре 2023 года и другое в октябре 2024 года. В ее состав входят три международных эксперта по плотинам с высшими степенями, специализирующиеся на безопасности плотин, гидротехнике и геотехнической инженерии».

Но эти меры безопасности для плотин не ссылаются на какие-либо навыки в «подробных геофизических и сейсмологических полевых работах», которые, как настаивают независимые эксперты, такие как Чуэнчум, имеют решающее значение для оценки риска плотин. Заявление MRC не отвечает конкретно на исследования независимых экспертов, опрошенных The Diplomat.

Доктор Сапхан Сингхарачаваранпан — еще один сейсмолог, который предупреждал об угрозах землетрясений на севере Лаоса. Бывший глава геологии в Университете Чиангмая знает о запланированном каскаде плотин на Меконге и их потенциале вызывать землетрясения. Перед выходом на пенсию он сказал автору: «Если меры предосторожности и меры безопасности для плотин не будут приняты и не будут контролироваться международным инспекционным органом, то при сильном землетрясении существует опасность того, что стена плотины может обрушиться, вызвав эффект внутреннего цунами».

Несмотря на то, что MRC подтвердил, что международный инспекционный орган в настоящее время действует, удовлетворяет ли он потребность в экспертном расследовании землетрясений?

Чуэнчум отметил, что «гидроэнергетическая отрасль часто финансирует или заказывает инженерные оценки, создавая потенциальные конфликты интересов. Без независимого надзора и прочной нормативной базы оценки опасности рискуют проявить предвзятость или преуменьшить худшие сценарии».

На практике эксперты MRC вряд ли заявят о себе даже в худшем сценарии. Вместо этого именно эксперты по окружающей среде, геологи и НПО раскрывают риски, сливают документы и оказывают давление на правительства, чтобы те отменили или приостановили опасные проекты по строительству плотин.

Учитывая их инженерное образование, эксперты MRC, похоже, более склонны принять гарантии безопасности, предоставленные, международной гидроэнергетической корпорацией AFRY, нанятой правительством Лаоса для надзора за такими вопросами, как безопасность плотин, чем критики, которые утверждают, что строительство плотины слишком рискованно.

В корпорации, руководитель проекта по проектированию и строительству плотины, заверила, что плотина Луангпхабанга приняла руководящие принципы Международной комиссии по крупным плотинам и что плотина была спроектирована так, чтобы выдерживать экстремальные землетрясения. Однако этот орган не является независимым, а также является частью гидроэнергетической отрасли как таковой.

Окончательный технический обзор MRC этой плотины после моделирования пришел к выводу, что сейсмические риски находятся на «приемлемо низком уровне». Но заключение эксперта по землетрясениям было кардинально иным.

«Она очень опасна, плотина без полевого исследования землетрясения», — предупредил Чарусири. «Будет сильное землетрясение. Я уверен, что после того, как плотина будет построена, жителям Луангпхабанга больше не будет безопасно там жить».

С землетрясением в Мьянме в марте 2025 года, отчетом ЮНЕСКО и независимыми оценками риска предупреждающие колокола звонят по нескольким фронтам. Правительству Лаоса и Комиссии по реконструкции и строительству плотин следует приостановить текущее строительство, чтобы рассмотреть вопросы общественной безопасности и провести комплексную оценку риска строительства плотины.