Найти в Дзене
Ромашковый сбор

Как жили русские подпольщики 120 лет назад

Ровно 120 лет назад российские революционеры открыли в Москве подпольную типографию, работавшую под прикрытием фруктовой лавки. Посмотреть на быт подпольщиков можно и сегодня.

Текст и фотографии: Василий Лужбин

Дом на Лесной вскоре после открытия в нем музея.
Дом на Лесной вскоре после открытия в нем музея.

Улица Лесная в Москве знаменита в первую очередь находящимися на ней конструктивистским ДК Зуева и фудмоллом в здании бывшего троллейбусного депо (который так и называется — «Депо»). Но есть здесь и третья точка, достойная внимания. Большинство прохожих, если и обращают на неё внимание, то лишь на вывеску — «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Посмотрев через витрину, можно и впрямь увидеть фрукты. Но их не много, да и вообще они пластиковые. Так в чём же подвох?

Это музей, и посвящён он подпольной типографии Российской социал-демократической рабочей партии, которая печатала здесь свои агитматериалы и газету «Рабочий». Продолжалось всё это недолго, с 1905 по 1906 год, но при этом царская охранка типографию так и не обнаружила. Помогла хорошо продуманная конспирация: для прикрытия подпольщики открыли фруктовую лавку, в которой сами и работали.

Дом, в котором происходила торговля фруктами и печать антиправительственных материалов, строился постепенно. Свой нынешний облик он приобрёл в 1903 году после реконструкции, которую провёл Виктор Мазырин, автор знаменитого особняка Морозова на Воздвиженке. В нём появились доходные квартиры, а на первом этаже — магазины, включая лавку Каландадзе.

Легенда подпольщиков была такова: владел лавкой Мириан Каландадзе. На деле он, хоть и состоял в партии, был простым портовым грузчиком из Батуми. Выбор пал на него, поскольку он никогда не попадался в руки сыска. В «своей» лавке Каландадзе никогда не бывал, и всеми делами заведовал его «управляющий» Силован Кобидзе, тоже бывший на деле революционером.

Каландадзе и Кобидзе.
Каландадзе и Кобидзе.

Прямо за прилавком находится дверь, ведущая в квартиру, где Кобидзе жил вместе с женой Марией и их полугодовалой дочерью. Заподозрить такую семью в борьбе с царским режимом было довольно сложно, но чтобы совсем никак не выделяться, подпольщики взяли себе в команду на роль помощницы по дому Марию Наговицыну-Икрянистову, бывшую не только ткачихой, но и членом Совета рабочих депутатов.

Излишняя осторожность была оправданна: типография находилась в весьма опасном окружении. На той же стороне Лесной располагался полицейский участок, ещё дальше, на углу с Новослободской — Бутырская тюрьма, а прямо напротив дома — хорошо охраняемый винный склад. Ставка была на то, что охранка не додумается искать заговор у себя под носом, и за год ей действительно не удалось раскрыть типографию. Уже после установления советской власти, в 1924 году, был основан этот небольшой музей с восстановленным бытом подпольщиков.

Здесь четыре основные точки. Первая — это кухня. Совершенно обычная для тех времён, с печью и плитой. На ней можно увидеть такие же простые предметы быта тех лет: утюги, сковороды, кастрюли, чугунки, ручную мельницу для кофе и ухваты. Есть и берестяной короб, в котором хранились скоропортящиеся продукты. И среди всего этого — фотография помощницы-подпольщицы Наговицыной-Икрянистовой.

Из кухни путь ведёт в комнату, где жили Силован с Марией и дочерью. Здесь находится оттоманка, а рядом с ней у стены стоит люлька. Стены пустыми тоже не остались. На одной из них висит ковер с закреплённым грузинским кинжалом и портретом супругов, на противоположной — часы фирмы Павла Буре, бывшей поставщиком Императорского двора. Есть в комнате и красный угол. Под иконой находится рабочее место со швейной машинкой фирмы Victoria, которая выполняла важную функцию: она глушила раздававшийся из подвала звук печати агитматериалов.

Ну а после трудового дня как в легальном, так и нелегальном поле обитатели этого места могли испить чайку из самовара фабрики братьев Воронцовых. Сервиз для чаепитий хранился в небольшом серванте у двери, на котором сегодня стоят маленькие фотопортреты революционеров.

Фрагмент интерьера.
Фрагмент интерьера.

Третье помещение музея — сама лавка. Как уже было сказано, оформлена она была на Мириана Каландадзе, а ответственным за магазин был его «управляющий» Силован Кобидзе. Для достоверности этой легенды у входной двери на стене повесили «свидетельство о благонадёжности» Кобидзе, которое составил его батумский «начальник». При этом, как правило, фрукты в магазин покупались вообще в Москве, а не приезжали с Кавказа. Само предприятие работало в убыток, но свою главную функцию выполняло: давало месту официальный статус для избежания ненужных вопросов.

Прилавок. На стене портрет Николая II.
Прилавок. На стене портрет Николая II.

Помимо свидетельства, на стене за прилавком можно увидеть фотографию Николая II — чтобы уж точно никто не заподозрил магазин в чём-то нечистом. Впрочем, внимания полиции магазин избежать не мог. Время от времени сюда наведывался местный городовой, но подпольщики быстро нашли к нему подход, встречая гостеприимно: поили, кормили и денег приплачивали, чтобы тот сторожил лавку — а то мало ли чего. Но не всегда полицейских получалось так просто водить за нос. Порой они всё же наведывались и с проверками. Интересовал их подвал, и, надо признать, искали они в верном направлении.

Свидетельство о благонадёжности.
Свидетельство о благонадёжности.

Именно в подвале происходило всё то, ради чего был задуман спектакль с фруктами. Спуск в него находится прямо за прилавком. Рваться туда сломя голову не стоит: сотрудница музея должна сперва открыть все дверцы, показать, где взяться за перила, и посоветовать спускаться спиной, чтобы не удариться головой. Внизу сыровато — из-за грунтовых вод. Видимо, на момент постройки дома эта проблема была ещё острее, поэтому хозяин вырыл в подвале колодец, чтобы туда стекала вода, которую затем вычерпывали.

Подпольщикам это очень помогло: они сделали проход в одной из стен колодца, добрались до фундамента, который растворили кислотой, и в образовавшейся небольшой пещере и обустроили печатный станок «американка». Находилось всё это под кухней. Чтобы избежать осыпания земли, стены колодца обшили досками — в таком виде они сохранились и сегодня. Спуститься в него нельзя, он закрыт решёткой. Но посмотреть на пещеру со станком можно: в стене, за которой она находится, после основания музея сделали окно. В реальности подпольщикам приходилось работать при свечах, причём на всё было примерно сорок минут, поскольку затухание свечи означало исчерпание кислорода.

Подвал использовался и как склад — чтобы запутать заглядывающих сюда полицейских. Для воссоздания атмосферы сегодня туда добавили немного пластиковых фруктов, но интересен он не только ими и печатной машинкой. Рядом с окном, на одном из ящиков, можно посмотреть на набор со штампами букв, а в другом конце подвала, присев за длинный стол, изучить заламинированные агитматериалы, которые здесь выпускались.

На этом экспозиция подпольной типографии и заканчивается, но есть ещё второй этаж музея с постоянной выставкой, посвящённой каторге и политическим репрессиям в Российской империи — словом, тем людям, кому в подпольной или публичной деятельности против царской власти повезло меньше, чем сотрудникам фруктовой лавки. Она небольшая, но достаточно занимательная: здесь представлены письма политзаключённых, их фотографии, предметы каторжного быта и прочее.

Фрагмент экспозиции второго этажа.
Фрагмент экспозиции второго этажа.

Стандартный билет в музей типографии и каторги, если не полагается никаких льгот, обойдётся всего в 260 рублей. После посещения складывается ощущение, что обе экспозиции наверняка можно было наполнить большим числом занятных исторических артефактов. Однако это не такая уж и проблема: музей всё равно интересный.