Доброго дня, уважаемые гости канала. В разгаре дачный сезон, июнь мы и не заметили как прогуляли. И если вы хотите успеть с мотоциклом еще на этот сезон, или задумываетесь о следующем - я поделюсь своими впечатлениями и опытом: почему эндуро-мотоцикл (а тем более питбайк) - это не очень удачная покупка для дачной жизни. Поехали!
Эндуро-мотоциклы представлены в магазинах в широчайшем ассортименте, широкой гаммой моторов на выбор: от 200 до 300 кубов, с разными коробками (5 или 6 скоростей), с разным типом охлаждения (водяное и воздушное), с разным типом ГБЦ: на 2 или 4 клапана, с разными мощностями: от 16 до 27-30 лошадей. Только деньги плати. Всё, что хочешь.
Давайте я помогу вам смоделировать ситуацию, когда вы его всё-таки купили. Это ваш первый мотоцикл, вы довольный заказываете доставку или грузите его в каршеринговый фургончик, жизнь прекрасна…
Засада первая. Общественное мнение.
Однако, ваш дачный участок наверняка расположен в так называемом «Шанхае» - это СНТ, ДНТ и прочие аббревиатуры посёлков с участками по 6 соток, где каждый ваш чих слышит сосед и за забором кричит вам: «будь здоров», а близкие во время вашего разговора на кухне поглядывают в окно и следят за децибелами вашей речи, приговаривая «потише-потише, всё слышно».
Узнаёте? Нутк! Я ж дачник с 1996 года, мы с вами одной крови!)
И вот представьте, что в этой «идиллии» вы заводите мотоцикл с прямоточным глушителем (а глушитель на этих мотоциклах - достаточно условная деталь), и выезжаете из калитки в посёлок. Косые и раздраженные взгляды соседей вы на себе поймаете - к бабке не ходи.
Передвигаться по посёлку до выезда на оперативный простор вы будете на первой - второй передаче, километров не более 20-25 в час. Иначе что? Правильно!
«Носишься! Тут дети! Ах, дети наши дети!». Вам эти фантомные «дети» будут мерещиться, как вьетнамцы ветерану Американского вторжения.
И вы послушно, не нарываясь на конфликт, тошните свои 20 километров в час по поселковой дороге, пока он не кончится. Удовольствие это - очень сомнительное.
Наконец, ваш условный СНТ «энергетик» кончается, вы миновали въездные ворота, вырываетесь на свободу, откручиваете ручку газа, а соседи вас всё еще поминают добрым словом, хоть вы и хасаните уже на той стороне оврага где-то в поле.
Вы - раздражитель!
Засада вторая. Практичность.
Допустим, что вы человек современных нравов, на людей, общественность, вместе с ее детьми - вам глубоко плевать. Допускаю.
Однако, собственный дискомфорт вас не может не беспокоить.
Габариты и вес.
И дискомфорт этот начнется уже с постановки мотоцикла на подножку. Техника высокая, подножка длинная. Вас даже не устроит ровная поверхность - вы должны найти ложбину, в которую воткнёте подножку и поставите мотоцикл хоть с небольшим устойчивым наклоном. Иначе…*бдумтс*
И вот из подобных мелочей складывается дискомфорт. Мотоцикл этот тяжелее и больше какой-нибудь альфы, а маневрировать с ним по шести соткам, в сараях, навесах, гаражах - вам тоже будет кисленько. Ну не «Голда», конечно, но тягать придется.
Аккумулятор.
Завезли, затащили, хорошо. Аккумулятор сел. А садиться он у вас будет - только в путь. Четыре - пять ампер/часов на двести - триста кубов - это вообще шедевральная придумка китайских инженеров. Откидываем ножку «кика», маслаем ногой. Мотоцикл высокий, мотор - не альфовский. Усилие нужно больше, точки опоры почти нет (а мой рост 181 см).
Кстати, сам аккумулятор - спрятан под панелями пластика, которые вам необходимо откручивать и закручивать каждый раз, когда захотите его достать. Ну осенью и весной точно вам этот челендж надо будет проделывать. А на одном болту не только панель, но и иногда багажник. А внутри там пластинки, крышечки. Ммм! Песня!
Расход топлива.
Эндурик любит кушать. И это не вопрос цены топлива или дальности поездки. Это вопрос наличия и объема ваших канистр в сарае, которые вы по пути на дачу наполнили на местной АЗС. Если она у вас одна и литров на 15-20, то соответственно вам за сезон раза 3-4 минимум надо будет не забыть взять канистру в машину. С Альфой это раз-два.
Засада третья. Комфорт вождения.
Я не соглашусь с отзывами, что у эндурика жесткая подвеска. По мне - она комфортная. Я бы отметил скорее высокий центр тяжести и размер колес.
Если вы неискушенный мотолюбитель - от вас потребуется изрядная сноровка, чтобы маневрировать по полям, грунтовкам, колеям. Устойчивости вам эндуро-мотоцикл даст куда меньше лёгкого мопеда или даже мотоцикла. Вы захотите выставить ногу, а ногу выставлять тоже надо уметь, иначе вам будет бо-бо, и сезон для вас закончится.
А более сильный мотор вас будет постоянно подстёгивать ехать быстрее, поэтому реагировать и маневрировать вам придется намного активнее.
Устанете вы от таких поездок тоже намного быстрее.
Засада четвертая. Целесообразность.
В конце концов, а зачем вам эндурик на даче? Выдать сотку по прямой, пока едете в местный магазинчик за продуктами?
Хасанить в полях у вас не очень выйдет, смотри предыдущий пункт. В лесу по тропинкам, ямам и оврагам вам тоже ездить будет сложнее. Особенно если впереди упало дерево или нарисовался глубокий и узкий овражек, и далее вам хода нет, нужно разворачиваться - и вот тут смотри пункт второй, вам придется покряхтеть, чтобы это сделать. А вот мой товарищ на Дельте в такой же ситуации затруднений испытал куда меньше, чем я со своим Kayo t2. А когда у меня была Альфа - мы эти местные леса облазили вдоль и поперёк 10 лет назад.
Поэтому зачем он вам? Вы прямо такой уверенный в себе райдер-экстремал?
Вывод.
Безусловно, эндуро-мотоцикл - это хорошая, более серьезная техника, обладающая куда бОльшими возможностями, чем мопеды.
Это бОльшие эмоции, выше скорость, громче звук. Но вместе с тем, это куда больше сопутствующих неудобств, расходов, обслуживания, требующихся навыков вождения. Спросите сколько раз я подтягивал цепь на своей Альфе за 10 лет? А вот не вспомню. Сколько раз я подтягивал цепь на эндурике за два сезона? Да уже раз 5. Сколько я ездил за бензином на АЗС для Альфы? Ну раз в сезон. Сколько выпил бензина эндурик за май-июнь дождливого сезона 2025? Ну канистры уже две.
Сколько окрестностей я облазил на Альфе в свое удовольствие? Не счесть. Сколько раз я был на речке за 8 километров от дома? Да каждую неделю.
Сколько раз я на реку съездил на новом мотоцикле? Ноль.
Сколько хейта я поймал в посёлке с Альфой? Ноль. А с эндуриком? Не хочу говорить.
В общем, я за свои 10 сезонов с мототехникой пришел к выводу, что для дачи человеку не особо и нужен эндуро-мотоцикл. Удовольствия и впечатлений от поездки на мопеде - ни чуть не меньше.
О практичности, надежности и расходах - я вообще молчу.
Для дачи есть куча вариантов мототехники, которая принесет вам удовольствие и не замучает голову. Об этом я написал целую статью.
Но эндурик или питбайк - я бы не советовал покупать широкому кругу дачников-мотолюбителей. А кто хочет, горит этим - тот купит эндуро-мотоцикл и без моих советов или отговорок.
Выбор, в любом случае за вами, а я лишь хотел помочь непосвященным людям грамотно зайти в мототему на даче и получить массу удовольствий и впечатлений без грамма сожаления от покупки.
Благодарю вас за внимание и желаю всем прекрасного сезона и ровных дорог! До встречи!