Смогла попробовать нашумевшую Clair Obscur: Expedition 33 благодаря раздачам по подписке на Xbox. Стоило ли 25 часов этого? И как избежать боли, если ненавидишь соулслайк игры, а поиграть хочется? Узнаем сегодня!
С тобой Эльфийка – игроблогер, разработчик, автор книг по мотивам игр, и сегодня мы обозреваем одну из лучших игр этого года Clair Obscur: Expedition 33.
Название: Clair Obscur: Expedition 33
Год выхода: 2025 г.
Платформа: ПК, PlayStation, Xbox
Разработчик: Sandfall Interactive
Режим: Однопользовательская игра
Жанр: экшен, РПГ
Перед нами темное фэнтэзи в стиле европейского JRPG в альтернативной Франции, от бывших сотрудников французской Ubisoft. Игра интригует завязкой: странная художница каждый год рисует цифры на монолите, и люди этого возраста исчезают из мира. Команда смельчаков, которая должна исчезнуть следующими, отправляется в заведомо провальную и смертельную экспедицию, из которой никто не возвращается. Что ж, одеваем берет, наливаем кофе, греем круассан и готовим бутерброды с багетом. Нас ждет долгое и трудное приключение.
Запуская игру, обычно проскакиваешь начальное меню, стараясь быстро «Начать игру» и попутно настроить графические опции, язык, все параметры под себя. Здесь, когда прогрузилось меню, первым делом бросается в глаза, а точнее в уши – музыкальная тема начального экрана. Такого не было давно… я отложила джойстик просто чтобы дослушать отрывок песни до конца. Мощное и завораживающее начало! Визуально самое обычное и минималистическое меню заставило меня уставится на него и слушать!
Забегая вперед, скажу, что было приятно бродить под музыку с французскими мотивами. Хотелось бы найти все виниловые пластинки в игре и просто послушать их у костра в лагере. Максимум эмоций! Музыка — одна из главных фишек Clair Obscur: Expedition 33.
Геймплей – куда же без него
Геймплей разделен на две части – мы исследуем с видом сверху карту мира, открывая со временем карту и новые локации, и сами локации, где от третьего лица обыскиваем, зачищаем от врагов и ищем секреты в укромных местах. Исследование и карты, и локации несложное – карта открывается постепенно, а локации линейны, имеют неявные ответвления и вертикальное перемещение – изучать интересно, иногда нужно подумать, как добраться до очередного дневника экспедиции.
Все это выполнено в потрясающем визуальном стиле художника – разнообразные ландшафты, необычные противники, вода, снег, пустыня сменяющие друг друга. Эффекты великолепны! Но уже под конец игры запал лвл-дизайнера заканчивается, и он использует «излюбленный прием» - большую локацию со всеми прошлыми посещенными 😊
Хвалю маленькую команду разработчиков за такую проделанную работу. Они явно понимали сильные стороны своей игры. Чтобы собрать все пазлы сюжета, послушать все виниловые пластинки, узнать судьбы героев и некоторых злодеев – надо исследовать, много исследовать – каждый уголок карты, каждый тупик – так что заявленные 60 часов на полное прохождение определены точно. Но мне, чтобы быстро пробежать главную сюжетную линию понадобилось 25. И все бы ничего, но дальше исследовать мир я не захотела из-за врагов.
Боевая система и враги
Да, игра предусматривает неторопливые пошаговые бои, где три любых выбранных героя из команды будут драться во имя экспедиции. Система боя проста – когда атакуешь, выполняй QTE, чтобы получить крит (можно отключить в меню), когда защищаешься – уклоняйся (самое простое), парируй (самое сложное) и получи возможность сделать контр-удар. Или прыгай вовремя, чтобы избежать определенного вида атаки.
Парировать было очень сложно… в итоге даже вышел патч, упрощающий процедуру. И я его установила: ненавижу страдать в играх! Естественно, играла на самом низком уровне сложности, но даже так без патча бои не приносили удовольствия, а заставляли помучаться.
Враги разделены на несколько типов: обычные, летающие, с щитом, боссы с огромной полоской здоровья. У каждого свои слабости и резисты. Для каждого типа скилла и комбинации найдется свой противник. В систему прокачки и применении комбо приемов, стоек и условий я углубляться не буду. Выбрала тройку моих героев, нашла у них универсальную для меня серию атак, оружие под эти атаки и вкачивала определенные статы для них. Мне хватило на сюжетку без проблем. Но все равно иногда попадались неприятности в виде восхитительно красивых боссов.
Так вот, ненавистные враги… Помимо того, что сражаться с ними откровенно долго, так они еще постоянно возрождаются и в лагере, и на локации. Отдохнул в лагере, чтоб восполнить элексиры – получи всех обратно. Вышел из локации, но пропустил предметы и захотел вернуться – получи всех монстров обратно. Хочешь скидку или ценный товар в магазине – дерись. Напомню, бои здесь не быстрые и долбить одних и тех же мобов в одном и том же месте для меня оказалось скучно и долго, поэтому я отказалась от исследований (жаль) и сосредоточилась на главной сюжетной линии. Пожалуй, это самый неприятный момент в игре.
Про сюжет без спойлеров
Пролог встречает нас живописной картиной милого города времен Belle Époque во Франции. Главный герой спешит на встречу к любимой, по дороге тренируя свои навыки в поединках с сестрой, сплетничая с другими горожанами и любуясь архитектурой родного города. Наконец, добравшись до набережной, герой Густав встречается с той самой, чтобы… в последний раз увидеть ее и проводить в последний путь. После праздного дня Густав собирает свою команду, чтобы отправиться в экспедицию и уничтожить художницу, приносящую горе.
Для меня Экспедиция 33 стала красочной смесью фильмов «Матрица» и «Начало». Сюжет интригует, держит в неведении, раскручивается быстро к концу и выдает мощный финал. Играть было интересно, можно поэмоционировать и поплакать и куда же без тяжелого серого морального выбора в конце – мощно, 25 часов прошли не зря!
Вердикт
Моя 25-часовая экспедиция прошла успешно. Я раскрыла все тайны художницы и вернулась домой… от экрана. Эта игра могла стать для меня идеальной, если бы можно было отключить всех врагов, или сделать их гораздо реже, без возрождений и такой дикой сложности!
Несмотря на все сказанное сегодня, советую попробовать тебе собрать свою экспедицию и погрузится в мир французского прованса.