Найти в Дзене

«Японский синий»: история и символика индиго

Индиго – один из древнейших растительных красителей, известных человечеству. Природный индиго получают из листьев растений, содержащих особое вещество – индикан. В Индии и Африке это indigofera tinctoria, на Дальнем востоке, в частности, в Японии – persicaria tinctoria.

Самые ранние свидетельства культивирования и использования индигоферы относятся к III тыс. до н. э. В ходе раскопок в долине реки Инд, где в 3300-1300 гг. до н. э. существовала Индская (Хараппская) цивилизация, были обнаружены семена индигоферы и остатки синих тканей. Множество изделий, окрашенных индиго, также были найдены в древнем японском храме Хорю-дзи и сокровищнице Сёсоин.

Для Японии индиго стал чем-то большим, чем просто материалом для окраски тканей. Долгая и удивительная история использования индиго разными сословиями – от правителей до крестьян – сделала его настоящим национальным цветом и символом японского мироощущения. Глубокий синий цвет с легким зеленоватым отливом настолько прочно стал ассоциироваться с Японией, что прославился во всем мире как «японский синий». А японская технология крашения индиго (айдзомэ) превратилась в классическое ремесло.

ИСТОРИЯ ИНДИГО В ЯПОНИИ

Точное время появления индиго в Японии не установлено, но считается, что краситель попал в страну либо по Шелковому пути, либо из древнего Китая. Поскольку синий цвет был редким и очень ценным, индиго быстро завоевал любовь привилегированных классов – правителей и аристократов.

К XII в. одежда, окрашенная индиго, дополнила военные костюмы самураев. Красителю приписывались разные полезные свойства: антибактериальная защита, отпугивание насекомых и змей, противовоспалительный и даже кровоостанавливающий эффект. Это делало индиго прекрасным выбором для людей, проводивших много времени в военных походах. Кроме того, популярный темный оттенок индиго в то время назывался «кати», что созвучно японскому слову «победа». Воины придавали этому символическое значение, веря в защитную и победоносную силу синего цвета.

Городской страж периода Эдо на гравюре Утагавы Куниёси, 1845 г.
Городской страж периода Эдо на гравюре Утагавы Куниёси, 1845 г.

Пик популярности индиго пришелся на период Эдо (1603-1868 гг.), когда он стал основным цветом одежды простолюдинов. Из-за сословных ограничений крестьянам не разрешалось носить яркие чистые цвета, да и доступа к дорогим материалам они не имели. Шелковые ткани также были под запретом – простым людям полагалось носить хлопок, лен, коноплю, одежду из плюща и крапивы. На эти грубоватые натуральные ткани индиго, в отличие от шелка, ложился легко и крепко.

В синий цвет окрашивали повседневные женские и мужские кимоно, брюки, юбки, покрывала, скатерти и занавески. Выяснилось, что индиго, помимо прочего, прекрасно защищает от жары и обладает огнестойкостью. Крестьяне верили, что благодаря многократному окрашиванию ткань становится прочнее и долговечнее – незаменимые преимущества в условиях ежедневного тяжелого труда.

Утагава Хиросигэ «Отъезд из Эдо: Нихонбаси. Вид с утра», 1833 г.
Утагава Хиросигэ «Отъезд из Эдо: Нихонбаси. Вид с утра», 1833 г.

Появилось множество оттенков индиго – от светлых с едва заметной ноткой синего до насыщенного, практически черного цвета. Сложная ручная роспись была невозможна, поэтому одежда украшалась цветными разводами, пятнышками и градиентами в технике сибори. Иногда наносили трафаретные узоры или переплетали окрашенные и неокрашенные участки пряжи, создавая орнамент.

Искусство айдзомэ распространилось по всей стране, и ткани различных оттенков синего стали ее культурным символом. Когда в 1870-х британский химик Роберт Уильям Аткинсон посетил Японию, разнообразие оттенков индиго так поразило его, что он назвал этот цвет «японским синим». А русский биолог Илья Мечников в конце XIX в. писал так: «Во всякой другой стране толпу следовало бы назвать "серою толпою", но здесь гораздо уместнее назвать ее "синею", так как вся она, от мала до велика, без различия пола, возраста и звания, была облачена в однообразные, как мундир, халаты, окрашенные всеми возможными мутными оттенками индигового цвета».

Утагава Хиросигэ «Станция Тосука», 1834 г.
Утагава Хиросигэ «Станция Тосука», 1834 г.

ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА И КРАШЕНИЯ

Напомним, что краситель индиго в Японии получают из растения горец красильный, или persicaria tinctoria. Японское название – ай (ai), от него и образуется название техники айдзомэ.

Процесс получения красителя долгий и трудоемкий. Растение ай растет около пяти месяцев, после чего его листья собирают и оставляют сушиться. После их заливают водой и ферментируют в течение трех с половиной месяцев. Так образуется вещество сукумо – концентрированный сок с высоким содержанием индикана. Далее следует второй этап ферментации – щелочной. Сукумо в огромных чанах смешивают со щелочью, водой, известью и углем. Для стимуляции процесса могут добавить сакэ и пшеничные отруби. Смесь оставляют ферментироваться на два-три дня, поддерживая температуру и постоянно помешивая.

Готовый краситель имеет темно-коричневый цвет, проявляющийся синим после высыхания ткани. Материю опускают в чан и вывешивают на воздухе высыхать и окисляться. Процесс погружения и окисления можно повторять сколько угодно раз, чтобы получить желаемый цвет. Чем больше повторений, тем более густым и насыщенным будет оттенок индиго.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С появлением синтетических красителей в конце периода Мэйдзи (1868-1912 гг.) айдзомэ постепенно утратило популярность. На сегодняшний день очень небольшое количество ремесленников и локальных дизайнеров сохраняют эту традицию. К примеру, выращиванием сырья и окрашиванием тканей занимается проект BUAISOU в префектуре Токусима – историческом центре айдзомэ. Изделия бренда просты и минималистичны, и выполняются в палитре из трех-четырех оттенков индиго. Все процессы производства выполняются мастерами вручную.

Некоторые источники:

Благодарим, что прочитали статью до конца! Подписывайтесь на наш блог, чтобы узнавать новое о культуре Японии и японском традиционном костюме.