Найти в Дзене

Едем с пользой!

Оглавление

Лето — это поездки. Дальние, в другие города или к морю. И близкие — на дачу. Чем занять детей? Можно, конечно, дать им смартфон и попросить вести себя тихо. Но что нам даст такая дорога? Давайте лучше поиграем! Проще всего — в слова. Для этого не надо брать с собой что-то особенное. Шума тоже не будет — не больше, чем от обычного разговора. Понадобятся только правила, а их для читателей «Родительского университета МГПУ» подготовила учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска Инна Владимировна Ведутенко, автор дзен-канала «Учитель первый твой».

Игра в слова

Это классика жанра! Правила, наверняка, знакомы любому взрослому. Первый игрок называет слово, следующий — иное, которое начинается на последнюю букву предыдущего. И так по цепочке (например: «аист-топор-рис-салат...»). Если участник не смог назвать слово, из игры он выбывает. В зависимости от возраста игроков, можно придумывать любые слова, а можно ограничиться категориями: фрукты, животные, географические названия, блюда, овощи, словарные слова (которые изучили дети в школе), определённые части речи и т. д.

Игра подходит любым детям, начиная со старшего дошкольного возраста. Она развивает фонематический слух (ребёнок определяет первый и последний звук в слове), умение правильно писать (часто на конце и в начале слов есть известная всем орфограмма), словарный запас. Ребёнок получает новые знания в разных предметных областях (если выбор слов идёт по определённой теме).

«Данетки»

Ведущий загадывает любой предмет. Игроки должны задавать ему вопросы, чтобы угадать это слово. Главное — вопросы надо формулировать так, чтобы ответом были только слова «да» или «нет». Побеждает тот, кто верно назовёт слово.

Для самых маленьких участников лучше задумать тот предмет, который прямо сейчас есть в их поле зрения. Тогда ребёнку будет проще его угадать.

В этой игре важно научиться задавать вопросы грамотно — так, чтобы каждый из них максимально быстро приближал всех игроков к ответу. Такие вопросы сразу отсекают уйму вариантов. Например: «Живая это природа или это сделано человеком»?
А ещё игра тренирует умение систематизировать — классифицировать и сортировать признаки каждого предмета в комплексе.

«Я беру с собой в дорогу...»


Водит один игрок, лучше взрослый. Этот водящий придумывает тайное правило, по которому подбирается ряд предметов, которые он «берёт в дорогу». Правила могут быть самые разнообразные, простые и не слишком (зависит от возраста детей). Например, «беру предметы, имеющие шарообразную форму», «беру предметы на букву К», «беру только одежду», «беру только предметы, названия которых начинаются с согласной буквы», «беру предметы, в названии которых один слог» и т.п.
Водящий, не озвучивая правило вслух, начинает игру с того, что говорит фразу:

Я беру с собой в дорогу… банан.

Игроки пытаются определить задуманное правило, предлагая варианты иных предметов, которые (по их мнению) подойдут в эту группу. Например:

— А барана возьмёшь? (подразумевая, что водящий берёт слова на букву Б).

— Нет!

— А яблоко возьмёшь? (подразумевая, что задуманное правило — фрукты).

— Да!

— А рыбу? (подразумевая, что водящий берёт предметы, название которых состоит из двух слогов).

Чтобы понять правило, нужно задать несколько вопросов: ведь нужно не просто угадать, а удостовериться, что догадка верна. Когда игрок уверен, он озвучивает правило. Ошибся? Выбываешь из игры. Отгадал? Победил!

Игра развивает логическое мышление, способность классифицировать и обобщать понятия, сообразительность и смекалку, память, способность анализировать, умение подбирать слова по заданному признаку.

Ну что, попробуете? А мы пока подготовим новые игры в слова и не только!