В системах зажигания двигателей внутреннего сгорания используется высокое напряжение для воспламенения топливно-воздушной смеси. Это напряжение передаётся с помощью специальных высоковольтных проводов — от модуля зажигания или трамблёра, в зависимости от конструкции мотора. В автомобилях Лада Нива эти провода играют важную роль, и их неисправность может вызвать множество проблем в работе двигателя.
В этом материале рассмотрим назначение, конструкцию, признаки износа и схему подключения высоковольтных проводов на Ниве, а также дадим рекомендации по выбору и замене.
Для чего нужны высоковольтные провода?
Основная функция этих проводов — передача импульсов высокого напряжения от источника (трамблёра или модуля зажигания) к свечам зажигания. Для этого они оснащаются многослойной изоляцией и проводником с низким сопротивлением, что минимизирует потери тока.
В карбюраторных моторах Лада Нива дополнительно используется пятый провод — он соединяет катушку зажигания с трамблёром.
Таким образом:
- Инжекторные версии оснащаются 4 проводами;
- Карбюраторные — 5 проводами.
Конструкция проводов
Провода изготавливаются с применением стойкой многослойной изоляции, способной выдерживать напряжение до 35 000 вольт. Под изоляцией размещается токопроводящая жила, отличающаяся минимальным сопротивлением. Такая конструкция позволяет не только эффективно передавать напряжение, но и предотвращает наводки на электронику и пробой на корпус двигателя.
Признаки износа и неисправности
Поломка высоковольтных проводов может проявляться следующими симптомами:
- Потеря мощности двигателя;
- Нестабильная работа на холостом ходу (троение);
- Хлопки в выхлопной системе;
- Дёргание при разгоне;
- Пропуски воспламенения;
- Сильная вибрация мотора;
- Затруднённый запуск и слабый набор оборотов.
Если вы заметили подобные признаки и давно не меняли провода, скорее всего, они нуждаются в замене.
Как проверить состояние проводов
Проверка осуществляется в два этапа:
Визуальный осмотр
Снимите провода и внимательно осмотрите:
- Не должно быть трещин, заломов или потертостей на изоляции;
- Насвечники должны плотно садиться на свечи;
- Контакты не должны быть окислены и должны надёжно соединяться с модулем/трамблёром.
Измерение сопротивления
При помощи мультиметра измерьте сопротивление каждого провода.
- Новые провода обычно показывают сопротивление до 10 кОм;
- Допустимые значения — от 1 кОм и выше;
- Учитывайте длину провода: чем он длиннее, тем выше сопротивление.
Как выбрать новые провода
Заменить старые провода можно практически на любые новые — даже бюджетные комплекты обеспечат лучшую проводимость, чем изношенные.
Современные провода чаще всего выполнены с силиконовой изоляцией, сохраняющей эластичность даже в холодное время года.
Схема подключения проводов на Ниве
Очень важно не перепутать порядок подключения проводов при установке, иначе двигатель либо не заведётся, либо будет работать с перебоями.
Определение цилиндров
Счёт цилиндров начинается от радиатора:
- Первый — ближайший к радиатору,
- Второй — следующий и так далее до четвёртого (самого дальнего).
Карбюраторный ДВС
На крышке трамблёра может отсутствовать маркировка. В этом случае:
- Центральный провод идёт от катушки зажигания к трамблёру;
- Остальные провода подключаются по часовой стрелке в порядке работы цилиндров, начиная с первого.
Инжекторный ДВС
Модуль зажигания снабжён номерами цилиндров. Нужно просто подключать провода согласно маркировке.
Процесс замены
Менять высоковольтные провода на Лада Нива просто. Главное условие — делать это при заглушённом двигателе и соблюдать точный порядок подключения.
Для удобства рекомендуется снимать и устанавливать по одному проводу, чтобы исключить путаницу.