Найти в Дзене
By A.G. | кинематограф

Почему фильм Леонида Гайдая «12 стульев» стал одной из самых ярких комедий в истории советского и российского кино?

Оглавление

21 июня исполнилось 54 года с момента выхода одной из самых интересных и необычных комедий на постсоветском пространстве — «12 стульев». Эта картина давно стала культовой, завоевала сердца зрителей и заняла 84-е место в рейтинге Кинопоиска среди величайших фильмов по версии пользователей. Она вошла в золотой фонд российского кино.

Чем же «12 стульев» примечательны, кроме образа Остапа Бендера? Почему режиссёром этой комедии стал Леонид Гайдай, а не Георгий Данелия? Обо всём этом и многом другом мы поговорим с вами в этой статье, дорогие читатели. "Лед тронулся, господа присяжные заседатели!"

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ПРОСТЫМ ЛЮБИТЕЛЕМ КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В НАДЕЖДЕ НАЙТИ ОТКЛИК И НАЙТИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ ПО ЛЮБВИ К ФИЛЬМАМ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

21 июня 1971 года состоялась премьера фильма «12 стульев»

Леонид Гайдай стал одним из первых советских режиссеров, экранизировавших знаменитый роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Его комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и "Бриллиантовая рука" сразу завоевали любовь зрителей и стали культовыми. Актеры Вицин, Моргунов и Никулин, уже известные, стали настоящими звездами экрана.

Сюжет романа закручен, что идеально подходит для Гайдая, который любил работать с неожиданными поворотами. В годы революции и военного коммунизма многие люди прятали свои ценности. Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель дворянства, а теперь скромный делопроизводитель ЗАГСа, узнает от умирающей тещи о спрятанных ею бриллиантах и жемчугах на 150 000 золотых рублей под обивкой одного из двенадцати стульев гарнитура Гамбса. Бросив все, Воробьянинов начинает поиски, и ему помогает молодой авантюрист Остап Бендер.

Постер к фильму «12 стульев»
Постер к фильму «12 стульев»

Найти разрозненный гарнитур непросто. Особенно учитывая, что перед смертью теща тайну сокровищ подслушал исповедник отец Федор, который всю жизнь мечтал о собственном свечном заводике в Самаре.

Немного истории про роман "12 стульев".

Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова начали публиковать в 1928 году в журнале «30 дней». Изначально планировалось, что книга будет подписана тремя авторами. К работе над текстом также присоединился Валентин Катаев, родной брат Петрова. Он занимался структурой произведения и редактированием. Однако впоследствии Катаев отказался от соавторства, предоставив молодым писателям возможность заявить о себе.

Писатели Илья Ильф и Евгений Петров
Писатели Илья Ильф и Евгений Петров

Роман вышел в свет в переломный период, когда искусство и литература претерпевали значительные изменения. Творчество Ильфа и Петрова отражало дух времени, сочетая захватывающий сюжет с отсылками к классике русской и зарубежной литературы. Это позволило авторам создать уникальный стиль, который полюбился читателям. Живой язык, освещение бытовых тем и искромётный юмор стали основой народной любви к произведению. Многие цитаты из романа до сих пор остаются актуальными.

Книга насыщена бытовыми деталями и сатирическими наблюдениями, что делает её интересной для читателей разных поколений.

СССР не первый.

Роман экранизировали впервые не в СССР. Еще в начале XX века зарубежные режиссеры интерпретировали его по-своему. В 1962 году Томас Гутьеррес Алеа представил экранизацию на фоне революционной Кубы. В 1970-м югославская лента Мэла Брукса, американского режиссера с русскими корнями, также обратилась к этому произведению.

Томас Гутьеррес Алеа
Томас Гутьеррес Алеа

Первым в СССР, кому разрешили экранизировать уже ставший легендарным роман, был Георгий Данелия. Но, зная о мечте своего коллеги Леонида Гайдая воплотить эту историю на экране, он уступил права на экранизацию Гайдаю.

Лучшие актеры 70 - х.

В процессе создания нового фильма команда столкнулась с необходимостью тщательно подобрать актёров для ключевых ролей. Экранизация романа, который пользовался огромной популярностью у читателей, требовала особого подхода.

Режиссёр Леонид Гайдай с энтузиазмом взялся за работу над образом Остапа Бендера — главного героя романа. На роль претендовали более двухсот актёров, и отбор был очень строгим. В итоге из двухсот претендентов осталось только двадцать. Среди них были настоящие легенды советского кинематографа: Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Алексей Баталов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев и Никита Михалков. Даже Муслим Магомаев был в числе кандидатов.

Леонид Гайдай
Леонид Гайдай

С Высоцким произошла неприятная ситуация: после первых съёмок он внезапно исчез и ушёл в запой. Для режиссёра это стало катастрофой, и пришлось срочно искать другого актёра на роль Остапа Бендера. Кто-то посоветовал Гайдаю обратить внимание на молодого актёра из провинциального театра, который играл в спектакле «Золотой телёнок». Так Арчил Гомиашвили получил свой счастливый билет.

Арчил Гомиашвили
Арчил Гомиашвили

Однако выбор режиссёра не всем пришёлся по душе. На фоне других актёров, подобранных для фильма, Арчил выглядел новичком, но с главной ролью. Такое решение не одобрили не только актёры, но и руководство киностудии.

— Леонид Иович, вы выбрали очень странную кандидатуру на роль Остапа Бендера!
Но Гайдай был непреклонен и считал, что только Гомиашвили сможет создать достоверный образ «великого комбинатора». На все претензии художественного совета у него был готов убедительный ответ.
— Почему у вас Бендер вдруг грузин? — задавали ему коварный вопрос.
— Потому что у Остапа отец был турецкоподданным, почему же тогда мама не могла быть грузинкой? — отвечал режиссёр.
— А почему ваш Бендер лысый, как пожилой мужчина? — не унимались начальники.
— Потому что мы ещё не подобрали ему подходящий парик. А так у нас есть возможность сделать ему любую причёску!

С выбором второго главного героя тоже не всё было гладко. На роль авантюриста Кисы Воробьянинова претендовали Ростислав Плятт и Анатолий Папанов, который впоследствии снялся в другой экранизации - Захарова. Даже Юрий Никулин хотел сыграть Кису Воробьянинова, но и ему отказали.

Леонид Гайдай видел в роли Кисы Воробьянинова только Сергея Филиппова, несмотря на то что в то время его карьера практически закончилась. Филиппова выгнали из театра из-за проблем с алкоголем, и в кино ему не предлагали ролей. Никто не верил, что он сможет справиться с ролью, кроме Леонида Гайдая.

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»

Наталья Крачковская, которая сыграла мадам Грицацуеву, была для режиссёра просто женой звукооператора Владимира Крачковского. Но когда выяснилось, что у неё есть опыт съёмок, он сразу утвердил её на роль, хотя в пробах участвовали Нонна Мордюкова и Галина Волчек.

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»

Ещё одного ключевого персонажа - отца Фёдора, который также охотится за стульями, сыграл Михаил Пуговкин. Подтверждение от Михаила Пуговкина: сыграть роль отца Фёдора Леонид Гайдай ждал три недели, пока актёр советовался со своей матерью Натальей Пуговкиной, глубоко верующим человеком. Ролью вороватого священника сын боялся обидеть её чувства. Мама разрешение дала.

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»

После завершения съёмок к команде актёров присоединились ещё несколько человек. Роль Лизы, которую играла Наталья Варлей, переозвучила Надежда Румянцева, а голос Остапа Бендера принадлежал Юрию Саранцеву. Вокальные партии героя исполнил Валерий Золотухин.

Народная любовь.

Фильм «12 стульев» был встречен зрителями с большим энтузиазмом. Конечно, свою роль сыграло и имя режиссёра. Зрители шли посмотреть на очередную комедийную работу знаменитого Леонида Гайдая. Однако «12 стульев» не смогли повторить успех фильмов «Операция «Ы» и других приключений Шурика». Тем не менее фильм был принят очень тепло и собрал большую аудиторию.

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»

Фильм был представлен на различных фестивалях. На Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси авторы получили премию «За вклад в развитие жанра кинокомедии». А жюри Фестиваля советских фильмов в Сорренто наградило команду специальным призом «Серебряная сирена».

Известный советский режиссёр Григорий Козинцев выразил резкое недовольство фильмом.

«Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот», — написал он в своём дневнике.

Несмотря на это, фильм не потерял своей популярности и спустя много лет. По данным портала «Кинопоиск» «12 стульев» Леонида Гайдая входит в сотню лучших фильмов по оценкам зрителей.

Любовь зрителей к комедии подтверждают памятники Гомиашвили и Филиппову в образе героев, установленные в Екатеринбурге, Пятигорске и Чебоксарах. Даже на могиле Арчила Гомиашвили на Троекуровском кладбище установлен памятник актёру в образе Бендера.

Интересные факты.

Внимательный зритель, вероятно, обратил внимание на то, что в кадре можно увидеть и самого режиссёра. Леонид Гайдай также принял участие в съёмках, сыграв роль скупого и жадного архивариуса Варфоломея Коробейникова. Однако мало кто знает, что в фильме также была задействована ещё одна часть тела Гайдая. Дело в том, что у актёров Пуговкина и Филиппова не получалось снять сцену, где они, держась каждый со своей стороны, лягают друг друга ногами. После нескольких неудачных дублей Гайдай, который, как известно, был очень высоким, не выдержал и решил снять свои ноги.

Также на съёмках произошёл забавный случай с мебелью. Оказалось, что на всей территории СССР не было стульев, которые требовались для съёмок. Гайдай и его команда, как Остап Бендер и Киса Воробьянинов, отправились на поиски стульев. Но найти подходящий материал было невозможно. Тогда было решено дать объявление в газету: «Отзовитесь, владельцы раритетных вещей!».

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»

В итоге выяснилось, что только у одной пожилой женщины в Москве сохранились настоящие стулья от фирмы «Гамбс». Однако она отказалась их продавать. Максимум, на что она согласилась, это сфотографировать стулья. В результате стулья заказали за границей, в одной из арабских стран.

Интересно, что после съёмок осталось четыре стула, которые, как известно, остались у режиссёра в кабинете.

Среди всех актёров больше всего проблем было у Михаила Пуговкина. Особенно сложно ему пришлось, когда нужно было снимать сцену, где отец Фёдор рубит гарнитур генеральши Поповой на берегу моря. Погода была не самой благоприятной, а ветер был сильным. В итоге актёр заработал радикулит.

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»

Памятник Илье Ильфу и Евгению Петрову, показанный в конце фильма, на самом деле никогда не существовал.

Заключение.

Для меня экранизация Гайдая — любимая. В ней больше жизни и юмора. Экранизация Захарова — скорее театральная постановка, а у Гайдая — комедийное кино, которое смотришь с удовольствием и искренне сопереживаешь героям — Бэндеру и Воробьянинову. Они хоть и мошенники, но вызывают у зрителя неподдельный интерес.

Это кино стало культовым, и оно до сих пор смотрится хорошо и будет смотреться ещё долго. Сюжет фильма никогда не устареет в России, а ситуации и диалоги всегда будут актуальны в нашей стране.

Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»
Ну, пока! Пишите письма!

P.S: Я рад приветствовать вас на своем канале в Telegram By A.G. | кинематограф. Здесь вы можете первыми узнавать о новых фильмах, обсуждать их с единомышленниками и участвовать в опросах и голосованиях, чтобы выбрать, какой фильм стоит посмотреть. https://t.me/chanelbyag

Вы можете стать Меценатом нашего канала оформив ПРЕМИУМ подписку, это помогает нам в популяризации не только советского кино, но и глубокого и философского кино!

Разово поддержать канал:

By A.G. | кинематограф | Дзен

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать:

Советский кинематограф. | By A.G. | кинематограф | Дзен