Советский кинематограф редко обращался к этническим темам, но фильмы о народах СССР всё же существовали. Один из таких фильмов — работа режиссёра Отара Иоселиани. Он показал жизнь простых грузин, их быт, национальное виноделие и любовь. Обсудим, чем примечателен этот фильм.
Как будто Италия, только своя родная.
Горы, вино и нескончаемые обеды — всё это напоминает Италию, но на самом деле это Грузия. Прекрасная страна со своим уникальным миром и менталитетом. Фильм «Листопад» режиссёра Отара Иоселиани, снятый в 1966 году, до сих пор поражает своей элегантностью. В нём нет ничего наигранного, он вдохновлён самой жизнью этой удивительной страны. Фильм течёт, как изысканное вино, и сразу захватывает зрителя.
Мы отправляемся в путешествие по Грузии, наблюдая за жизнью двух выпускников-технологов, которые устроились на работу на винодельню. Это словно фотография, запечатлевшая момент. Фильм — это целое наследие для грузинского народа, в котором гармонично сочетаются традиции и жизнь обычных людей. Перед ними встают извечные вопросы совести: когда нужно закрыть глаза на происходящее и когда это будет преступлением.
Режиссёр показывает на примере героев Нико и Отара, как честолюбие может быть пагубным, а в разгильдяйстве может скрываться талант.
Совершенно непонятно, в каком веке происходит действие.
Фильм начинается с изображения традиционного грузинского труда — сбора винограда. В этом ремесле, передающемся из поколения в поколение, скрыты тайны виноделия. Как в те времена, когда Христос превратил воду в вино, так и сейчас искусство виноделия в Грузии связано с трудом и христианской верой. Виноградная лоза здесь — символ спасения, возрождения, свободы и духовности.
Режиссёр использует контрасты, чтобы подчеркнуть эту связь. Сначала мы видим тяжёлый труд виноделов: сбор и давку винограда. Затем кадр резко меняется на изображение лошади, символизирующей физическую и духовную силу. После этого мы переносимся в Храм Джвари, где Святая Нина установила первый христианский крест после крещения Грузии.
Но затем режиссёр возвращает нас в реальность, вставляя бодрую советскую песню. Это напоминает о важности истории и возвращает к повествованию. Основой фильма становится своеобразный кинодневник, где каждый день недели предваряет трогательный грузинский романс.
Прошлое и настоящее.
Режиссер, словно искусный дирижер, передает зрителю контраст грузинского наследия через взмах стручка. Он умело сочетает в одной картине жизнь прошлого и настоящего. Этот мир заключен во внутренних «итальянских двориках» с резными балконами. Вход в каждую квартиру по лестнице со своего балкончика. С утра здесь музицируют, повторяя гаммы и распеваясь. Старики и молодые мужчины играют в шашки и нарды, а вокруг бегают чумазые дети.
Мир на экране многогранен: он сменяется уютными кафе, винодельней или прогулкой по прекрасному городу. Контраст пронизывает весь фильм. В финале мы снова видим храм Джвари, но на этот раз он предстает в более серьезной и духовной ипостаси. Под колокольный звон, возвещающий о приобщении к вечному, происходит символический переход от юноши к мужчине. Это момент становления человека и обретения духовной связи с древними предками.
Мнение.
Это настоящий шедевр кино. Фильм завораживает мелодичностью и элегантностью, словно изысканное грузинское вино. Он погружает в атмосферу прошлого и дарит глубокое чувство любви к этой далекой стране, где люди живут эмоциями и чувствами.
Статьи на канале о других элегантных фильмах:
P.S: Я рад приветствовать вас на своем канале в Telegram By A.G. | кинематограф. Здесь вы можете первыми узнавать о новых фильмах, обсуждать их с единомышленниками и участвовать в опросах и голосованиях, чтобы выбрать, какой фильм стоит посмотреть. https://t.me/chanelbyag
- Благодарен что дочитали до конца статью!
- Если вы смотрели «Листопад», поделитесь своим мнением в комментариях.