Верхняя часть исторического центра Пензы, как и нижняя, нанизана на параллельные Суре улицы, каждая из которых не только существенно выше предыдущей, но и взбирается на крутой склоном. Это улица Кирова, упирающаяся в собор Московская, переходящая в Советскую улица Володарского и ещё не знакомая Красная - историческая застройка наверху обширнее, чем снизу, а потому и главных улиц тут не три, а четыре.
Границу двух районов я бы провёл по улице Василия Кураева (местного подавителя белочешских и крестьянских восстаний), переходящей в новый мост через Суру,. От неё вдоль улицы Кирова тянется Троицкий монастырь, о котором я подробнее рассказывал отдельно.
Около Троицкого монастыря началось моё знакомство с Пензой в 2017 году, когда мы заночевали здесь по пути с Мангышлака. В гостинице "Вояж", во-первых отличной, а во-вторых селящей на 12 часов за пол-цены. Расположена она где-то в тихом переулке между монастырём и военным госпиталем.
Последний был построен в конце 18 века как усадьба вице-губернатора, а с 1850-х годов и до революции служил семинарией, среди учеников которой были историк Василий Ключевский и врач Николай Бурденко. Не исключаю, что последний и предложил отдать свою альма-матер медицине:
Напротив - бывшее Народное училище (1792), позже гимназия. В ней в 1825-29 годах учился Виссарион Белинский, да на последнем курсе бросил и уехал покорять Москву. Поэтому с 1989 года здесь Литературный музей:
Дальше по бывшей 1-я Спасской (то есть Кирова) - Законодательное собрание Пензенской области, изначально (1794-96) бывшее другим собранием - Дворянским. В 1918-36 годах его занимал Дворец Труда, в 1936-87 - Дом пионеров, затем ТЮЗ, а в начале 21 века область отреставрировала обветшалое здание и забрала его себе.
В соседнем особнячке с 1983 года обитает такой пензенский аттракцион, как Музей одной картины. Картина в нём, разумеется, периодически обновляется, а 40-минутная экскурсия представляет собой киносеанс на экране-занавесе, последующий рассказ о картине и возможность напоследок её самостоятельно осмотреть вблизи.
Рядом - памятник Первопоселенцу (1980), у которого в одной руке плуг, а в другой - пика. В народе "Мужик с Конём" или даже "Мужик продаёт лошадь":
Вокруг памятника - смотровая площадка, а прямо под ней Спасо-Преображенский мужской монастырь (1689), по сути дела представляющий собой единственный Спасо-Преображенский храм (1735-5) с пристроенным жилым корпусом. Зато - старейшее здание города:
На горизонте кадра выше - небезыинтересный новый район Спутник. А здесь впечатляют и сами дворы на краю, над обитаемым островом Пески в русле Суры:
Напротив Мужика с конём - отмеченные деревянной стелой остатки вала Пензенской крепости, которую заложил здесь в 1663 году воевода Юрий Котранский. А над валом - корпус Присутственных мест (1786-87), из-за которого выглядывает главка Спасского собора:
Следующая от Суры улица - Московская. Фактически она в Пензе главная, тем более что больше половины её с 1978 года пешеходная. Но в гору Московская поднимается вновь проезжей, а в общем довольно рыхлая внизу старая застройка сливается в отличный единый фасад.
Более интересный деталями:
Эти львы (вернее, грифоны) отмечают бывшую аптеку Константина Бартмера:
Эти - весьма загадочный дом, в списках памятников архитектуры не значащийся:
А эти - на доходнике Вярвильского, более известном как "Орлёнок" - по кукольному театру, который в 1990-х сменился магазином:
Напротив - вдруг, японские мотивы! Не волнуйтесь, я в курсе, что это новодел. Но так же странно смотрелся на момент своей постройки московский Чайный домик на Мясницкой:
Цветастый двор с пугающе низкой подворотней. Хотя вообще-то Пенза не чета Самаре и интересных дворов в ней немного:
Выше по Московской:
Последний дом с круглым фасадом известен как магазин Будылина, хотя построен был определённо раньше 1860-х, когда таковой в нём разместился. Название, однако, запомнилось и сквозь советскую эпоху - теперь тут ресторан "Будылин".
А выше Московская входит в самое сердце Пензы - квартал вокруг Спасского собора, висящего в перспективах улиц нижней части города. Как пилоны ворот, его открывают два памятника - справа (на кадре выше он слева) Грот, постамент недостроенного из-за русской-японской войны монумента Александру II. Слева - Камень Пугачёва, поставленный при Советах в честь триумфального въезда Мужицкого царя в открывший ему ворота город.
Хотя Пугачёвщина началась в далёких степях между Волгой и Яиком, тамошние крепости с повстанцами сражались, а вот знакомые с помещичьим ярмом Пенза и Саранск встречали мятежных атаманов с распростёртыми объятиями. Доходило до того, что повстанцев поддерживали сами помещики, как правило надеясь решить таким образом свои конфликты с соседями по принципу "не можешь предотвратить - возглавь". Но помогало им это редко...
Ещё тут стояла Никольская церковь (1727-35), бывшая старейшим зданием Пензы. Тут вид на север, на заднем плане можно разглядеть татарскую мечеть:
Теперь на месте церкви - сталинка кинотеатра "Родина":
А над всем этим вымахал собор Всемилостивого Спаса Может быть, потому и откладывал я посещение Пензы так долго (ведь это последний мой областной центр Европейской части России!), что ждал воссоздания этого собора - с ним довольно средненький в общем-то город обрёл цельность и зрелищность. Собор виден реально со всех концов Пензы, даже с далёких окраин, и вблизи он смотрится откровенно непривычно.
Деревянный храм Всемилостивого Спаса на этом месте был заложен ещё в 1663 году - как часть Пензенской крепости. В 1717 году он впервые отстроился в камне, а с превращением Пензы губернский город и её исходном объекту подобало новое лицо. В 1790-99 годах возвели колокольню, в 1815 году снесли старый храм, а к 1832 построили новый. В свою очередь, разрушенный уже при Советах. Реплика стала больше (59 метров по центральному кресту, 82 по колокольне), как впрочем и весь остальной город. Но как ни странно, получилась даже изящнее оригинала - у того и колокольня была поприземистее, и сам храм посундучнее - крыша площе, главки мельче.
Выше собора - Архиерейский дом конца 18 века, строившийся для губернатора. Но губернию упраздняли в 1796-1801 годах, а епархию - нет. В 1857 году к дому пристроили церковь Иннокентия Московского:
И думаю, не стоит пояснять, почему холм Верхнего города в дореволюционной Пензе называли Поповой горой?
А Боевой гора сделалась при Советах, потому что именно за неё в конце мая 1918 году развернулись бои красного гарнизона с восставшими белочехами. Последние были вооружены до зубов, и медленно ехали по железной дороге к Владивостоку, чтобы эвакуироваться домой. Чешские эшелоны растянулись по всему Транссибу, и с их мятежа 17 мая на станции Челябинск по сути дела началась горячая фаза Гражданской войны. Но в основном заполыхали города Заволжья, Урала и Сибири, и наверное даже здесь всё прошло бы тихо, если бы красные не решили разоружить чешский эшелон, застрявший на станции Пенза-3.
На два дня город охватили уличные бои, белочехи штурмовали Попову гору, а красные с её склонов умудрились обстрелять пол-города, но позиций так и не удержали. Показательно, что лучше всего сражались тогда красночехи и латыши, ну а белочехи, заняв город, даже не выставили здесь гарнизона и двинулись брать Сызрань с Самарой. Пенза вернулась под контроль красных, а в 1920 году у некрополя защитников Поповой горы был поставлен памятник тем событиям.
Стоит он по сути дела на опушке сквера Лермонтова, как называется южная часть присоборного квартала. В сквере - часовня (1913) к 300-летию Романовых, которую при Советах обкарнали до состояния будки...
... и памятник Лермонтову (1892), поставленный чуть позже, чем в Пятигорске. Из множества "великих земляков" в Пензе ни один не стал объектом культа, и Лермонтов тут скорее первый среди равных, а может даже и второй после Белинского. В первую очередь с "ночным светилом русской литературы" ассоциируется романтический Кавказ.
Главный памятник поэту в этом городе - Библиотека имени Лермонтова, построенная в 1914-28 годах, с перерывом на превращение горы из Поповой в Боевую:
Сталинка на заднем плане - на улице Кирова. Перпендикулярно нашей четвёрке спускается улица Лермонтова:
Самая примечательное здание на которой - художественное училище имени Константина Савицкого, в таком качестве и построенное в 1894-97 годах:
Выше по ней - памятник Карлу Марксу (1960). Улица Маркса спускается с другой стороны присоборного района, но и стоял этот бюст раньше на месте собора. А его предшественник, поставленный в 1918 году, вообще был чуть ли не первым памятником Марксу в мире:
Напротив памятника - Пензенская женская гимназия (1903):
Ныне её занимает ПНИЭИ, Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт. В городе он имеет репутацию место неимоверно секретного и загадочного, что немудрено - занимаются здесь средствами защиты информации, которыми пользуются военные, спецслужбы и банки.
Выше ПНИЭИ - мединститут Пензенского университета, занимающий старый обком, построенный в 1939 году, когда Пенза вновь перестала быть промышленным райцентром на Тамбовщине.
Дальше мы пойдём не вверх, а вниз - если со стороны Суры сквер у собора ограничивают дома по улице Кирова, то выше по Боевой горе границей служит короткая Советская улица, продолжающая "нижнюю" улицу Володарского (бывшая Лекарская). В прямой видимости от Архиерейского дома стоит Губернаторский дом, построенный в 1790 году как усадьба статского советника Колокольцева, с восстановлением губернии отданная её главе.
С советских времён это оплот художников - раньше тут была художественная школа, а с 2011 года художественный музей:
Впечатляющий буйством художественных фантазий своего дворика:
Здесь же и памятник Константину Савицкому (2011). Родился этот художник-передвижник в Таганроге, а в Пензе умер - в должности директора местной картинной галереи, основанной в 1892 году. Деньги на её создание и приглашение для Савицкого завещал бывший губернатор, генерал-лейтенант Николай Селивёрстов, убитый в Париже поляком.
Основное здание художественного музея - по соседству, и вид его художественный просто донельзя:
Но изначально это был Крестьянский банк (1912):
За перекрёстком Советская улица переходит в улицу Володарского. Красное здание - гимназия "Ступени", бывшее Реальное училище (1900-04), а жёлтое напротив него - усадьба Столыпиных конца 18 века, где в 1817 года гостил Лермонтов с бабушкой.
А рядом - внезапно, якорь! К выпрыгивающим из-за каждого угла якорям я успел привыкнуть на Дальнем Востоке, однако в Пензе я побывал всё же на полгода раньше. Табличка рядом повествует о мореплавателях, хоть какое-то отношение имевших к Пензе: у маркиза де Траверсе, морского министра начала 19 века, было имением в Пензенской губернии, судовой врач в экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева к берегам Антарктиды Николай Галкин в этих краях вышел на покой, а Лаврентий Загоскин (исследователь Русской Америки), Константин Бадигин (капитан ледокола "Седов") и Евгений Сузюмов (исследовал Арктику и Тихий океан) были из Пензенской области родом.
А вот этот дом стоит ниже улицы Кураева - склон Боевой горы не перпендикулярен Суре, а идёт наискось ней. Сейчас здесь Дом учителя:
В котором сложно признать бывший костёл Непорочного Зачатия Девы Марии (1901-06). Изначально он был перестроен из флигеля усадьбы. В данном случае - усадьбы Устиньи Сабуровой, которую выкупила католическая община Пензы.
Я не успел рассказать о Пензе в своём космическом цикле, но между тем, здесь тоже есть головное предприятие "Роскосмоса" - НИИФИ, Институт физических измерений, занимающийся разработкой различных датчиков для космической техники. Не знаю точно, что он занимает (какая-нибудь гимназия опять. наверное), но обосновался НИИФИ здесь в 1960 году как филиал ЦНИИмаш, а в 1976 выделился в самостоятельное предприятие. Раскинулись его владения на целый квартал, и вверх, к Красной улице, институт обращён позднесоветскими корпусами.