Найти в Дзене

"Близкое вечное"

— Ах, дорога, дорога,
Знакомая синяя птица!
Мне давно полюбилась
Крутая твоя полоса.
Зной пустынь, шум тайги,
Золотые степные зарницы
У истоков твоих
Основали свои полюса. Ю.Визбор Ольга и Мария Смирновы, две художницы, мать и дочь, две судьбы, два живописных языка. Столько различий и столько переплетений. Их совместная выставка в МВЦ "Петербургский художник" называется "Близкое вечное". Цветы, натюрморты, лиричные пейзажи, повторяющийся мотив окна — взгляд на мир из уютного дома, из «женского мира» — это основа части экспозиции, посвященной Марии Ивановне Смирновой. Если рассматривать каждое полотно отдельно, можно увлечься любованием цветом, погрузиться в нежность, радость, тепло, на которые способно любящее женское сердце. Но есть нюанс, который заставляет чувствовать это особенно остро, проживать счастье и красоту, как хрупкий, ценный момент, который, может никогда не повториться. Это автопортреты Марии Смирновой. «Мама было невысокого роста, худенькая….» — говорит ее дочь, Ол

— Ах, дорога, дорога,
Знакомая синяя птица!
Мне давно полюбилась
Крутая твоя полоса.
Зной пустынь, шум тайги,
Золотые степные зарницы
У истоков твоих
Основали свои полюса.

Ю.Визбор

Мария Смирнова "Деревня Бабино" Картон, масло
Мария Смирнова "Деревня Бабино" Картон, масло

Ольга и Мария Смирновы, две художницы, мать и дочь, две судьбы, два живописных языка. Столько различий и столько переплетений.

Их совместная выставка в МВЦ "Петербургский художник" называется "Близкое вечное".

Цветы, натюрморты, лиричные пейзажи, повторяющийся мотив окна — взгляд на мир из уютного дома, из «женского мира» — это основа части экспозиции, посвященной Марии Ивановне Смирновой. Если рассматривать каждое полотно отдельно, можно увлечься любованием цветом, погрузиться в нежность, радость, тепло, на которые способно любящее женское сердце.

Но есть нюанс, который заставляет чувствовать это особенно остро, проживать счастье и красоту, как хрупкий, ценный момент, который, может никогда не повториться. Это автопортреты Марии Смирновой.

Мария Смирнова "Автопортрет" 1959. Холст, масло.
Мария Смирнова "Автопортрет" 1959. Холст, масло.

«Мама было невысокого роста, худенькая….» — говорит ее дочь, Ольга Семеновна. И в это сложно поверить, глядя на автопортреты Марии Смирновой, ведь с них, укрывшись нежно-розовой шалью, смотрит сильный, волевой человек. У холста, обернувшись к зрителю, стоит художник строгий и вдумчивый, судьба которого читается во взгляде, в плотно сложенных губах, в намеренном отказе от приукрашивания. А случайный потек на холсте, напоминающий слезу, смотрится уместным и совсем не случайным.

Мария Смирнова родилась в 1918 году и на ее долю выпали революция, голод блокада, эвакуация… а также счастье творчества и материнства.

Судьба ее поначалу складывалась так гармонично и просто, как может складываться судьба человека, живущего в гармонии с собой, идущего своим , верным, путем. И родители, и учителя – от самых первых проб до поступления в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина – все видели ее способности к рисованию. Все рекомендовали, советовали, поддерживали. И поступление в институт было естественным и закономерным. Казалось, впереди годы счастья и творчества. Но 1941 год принес войну и траектория жизни миллионов людей резко поменяла свое направление... Вместо учебы Мария Смирнова, как и все жители города, тушила зажигательные бомбы на крышах, чудом избежала гибели под Лугой, куда студенты-первокурсники были отправлены рыть окопы и куда очень быстро пришли фашистские танки… В 1942 году на одном из последних поездов она была эвакуирована в Самарканд, где помимо обучения, которое продолжалось вопреки всему, студентов ждали тяжелый труд на хлопковых полях и малярия.

Вернувшись в Ленинград, она окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Бориса Иогансона. Какой бы ни была дальнейшая жизнь – она была мирной. И радость полилась на полотна Марии Смирновой сочными красками, мягкостью, нежность, красотой, которую она видела глазами художника и глазами человека, оптику которого навсегда изменила война.

Мотивы близкого, родного, приобретают на ее полотнах вневременную значимость, а в контексте судьбы приближаются к вечным.

Система художественного образования тех лет включала в себя возможность студентам и членам ЛОСХа, в который она позже вступила, совершать поездки на творческие дачи, коих было множество: знаменитая Академическая дача в Вышнем Волочке https://dzen.ru/a/ZNeSOWUcVjdo7MBH, творческая дача на озере Сенеж, в Гурзуфе и Горячем ключе, в Старой Ладоге. И в эти поездки она всегда брала свою дочь, Ольгу, которая так и выросла – всегда в пути, всегда в окружении красок и кистей. Детство ее состояло из ярких впечатлений, сопричастности творчеству и теплого чувства дома, возвращение в который всегда было особым праздником.

Неудивительно, что детские впечатления сформировали рисунок судьбы, в котором главными стали путешествия и творчество.

Еще во время обучения в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ольга Смирнова поехала в свою первую экспедицию. Институт археологии набирал студентов, которые могли бы делать зарисовки найденных артефактов.

Впоследствии было много поездок: на Ленинградский участок БАМа, в Северобайкальск, на Белое море, в заповедник на острове Ряшков.

И повсюду – уникальная, мощная природа и люди в этой природе – сильные и чуткие, вдохновленные своим трудом.

Ольга Смирнова "Орнитологи. Заповедными тропами Беломорья"
 1984.
Ольга Смирнова "Орнитологи. Заповедными тропами Беломорья" 1984.

Всегда с этюдником, Ольга привозила из этих поездок не только впечатления, но и большое количество натурного материала, по мотивам которого писала большие тематические полотна и картины, наполненные символами времени.

Фильм о Марии и Ольге Смирновых можно посмотреть

Вконтакте: https://vk.com/club228094471?z=video-228094471_456239026%2Fvideos-228094471%2Fpl_-228094471_-2

Rutube: https://rutube.ru/video/private/150b97226b20703c7e421bb19ceab7fd/?p=mubCx0QXRArucOAA2JBNHA