Найти в Дзене

Живой интерес к мёртвым местам: кладбищенские диалоги

Меня зовут Елена Васильева, я петербургский некрополист и автор книги «Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа и ангелы». Книга вышла совсем недавно, но у нее уже появились поклонники, что меня очень радует. Несколько лет я изучаю кладбища как часть городской культуры, архитектуры и человеческой памяти, и практически сразу перестала относиться к ним как к чему-то исключительно траурному или мистическому. Сегодня я решила рассказать вам о своих посещениях кладбищ и о том, какие мысли посещают меня в процессе — и рассказ мой будет в формате интервью. Вопросы мне задаёт мой коллега и друг Николай Арсеньев — человек с ироничным взглядом на жизнь, неравнодушный к истории, временами скептик, но при этом внимательный собеседник. Ник умеет задавать неудобные вопросы, не боится спорить, всегда слушает до конца и не даёт скатиться в пафос или уныние, поэтому я очень люблю с ним разговаривать. Ну, Елена, ты еще до этого разговора разрушила сакральный флёр кладбищ, и я уже почти перест
Оглавление

Меня зовут Елена Васильева, я петербургский некрополист и автор книги «Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа и ангелы». Книга вышла совсем недавно, но у нее уже появились поклонники, что меня очень радует.

Несколько лет я изучаю кладбища как часть городской культуры, архитектуры и человеческой памяти, и практически сразу перестала относиться к ним как к чему-то исключительно траурному или мистическому.

Сегодня я решила рассказать вам о своих посещениях кладбищ и о том, какие мысли посещают меня в процессе — и рассказ мой будет в формате интервью.

Вопросы мне задаёт мой коллега и друг Николай Арсеньев — человек с ироничным взглядом на жизнь, неравнодушный к истории, временами скептик, но при этом внимательный собеседник.

Ник умеет задавать неудобные вопросы, не боится спорить, всегда слушает до конца и не даёт скатиться в пафос или уныние, поэтому я очень люблю с ним разговаривать.

Ник:

Ну, Елена, ты еще до этого разговора разрушила сакральный флёр кладбищ, и я уже почти перестал бояться ходить туда без свечки и чеснока. Но всё-таки: почему лично для тебя важно посещать кладбища?

Елена:

А если я скажу, что мне не важно посещать кладбища? Если я скажу, что мне их нравится посещать?

В старых кладбищах мне нравится архитектура и скульптура, их особая атмосфера, полузабытый ныне язык, на котором они общаются с посетителями. На современных — любопытно отыскивать новые решения в мемориальной скульптуре, изучать, чем живут и что помнят люди нашего времени. Каждое кладбище — как новое, даже если ты был на нем уже тысячу раз. Всегда появляется что-то новое, ранее не замеченное.

Ник:

Понял, кладбища у тебя как книги: перечитывать можно бесконечно, и каждый раз находишь что-то новенькое. А как ты решаешь, что «взять почитать» сегодня? То есть, как ты выбираешь, на какое кладбище пойти?

Елена:

Ну, сейчас, по прошествии долгого времени после начала моего изучения кладбищ — то, на котором я давно не была, то, по которому соскучилась. То, откуда нет свежих фотографий. То, где требуется провести какие-то работы (уборка, поиск, возложение цветов, уточнение информации). Или то, на котором покоится важный для меня человек. Выбор зависит от обстоятельств, от контекста.

Никольское кладбище, СПб
Никольское кладбище, СПб

Ник:

А какие чувства обычно возникают у тебя на кладбище?

Елена:

Обычно сначала — небольшая растерянность, переходящая в интерес. Потом — любопытство и азарт.

Ник:

Ха, звучит как описание похода в Икею, только вместо мебели — надгробия. А почему растерянность?

Елена:

Ну, это как приходить в гости без приглашения. Будут ли тебе рады? А вдруг хозяева устроили генеральную уборку, и тебе вместо чая и баранок выдадут тряпку и ведро?

Ник:

Сравнение с походом в гости мне очень нравится! Хотя, если честно, мне кажется, что на кладбище, как и в хорошей коммуналке, всегда найдётся кто-то, кто рад тебя видеть, а кто-то — нет. Но, с другой стороны, если уж выдали тряпку и ведро — значит, доверяют!

Елена:

Эт точно...

Литераторские мостки, в составе группы волонтеров-реставраторов поновляла надпись на памятнике Ю. Ю. Джанелидзе
Литераторские мостки, в составе группы волонтеров-реставраторов поновляла надпись на памятнике Ю. Ю. Джанелидзе

Ник:

Кстати, раз уж речь зашла о неожиданных визитёрах: а как ты относишься к людям, которые приходят на кладбище не только по траурному поводу?

Елена:

Я и сама такой человек, который приходит на кладбище не по траурному поводу. Поэтому к таким людям нормально отношусь, — пока и они нормально относятся к кладбищу. То есть проявляют уважение к месту, не залезают скульптурам на головы, не кидaются кирпичaми в кладбищенских кошек и ворон, не оставляют упаковки от пиццы на надгробиях... утрирую, естественно.

кошка Анфиса - хозяйка кладбища
кошка Анфиса - хозяйка кладбища

Ник:

Да, вопрос про правила поведения на кладбище — такой же скользкий, как дорожки на Литераторских после дождя... Вижу, ты за здоровую кладбищенскую тусовку. Но всё же: где проходит та самая граница между уважением и вандализмом?

Елена:

Ох господи. Это сложный вопрос, потому что граница здорового человека проходит немножко не там, где лежит граница, проведенная государством.
Попробуем поразмыслить. Вандализм — это, кажется, понятно что: разрушение, порча и кража надгробий, надругательство над местами захоронения и объектами религиозного культа.

С моей точки зрения, человек, увидевший загаженную могилу и возмутившийся этим фактом, должен иметь возможность (получить разрешение) навести на ней порядок. С точки зрения государства: если это не могила твоего родственника или, хуже того, если это объект культурного наследия — иди-ка ты подобру-поздорову отсюда, кто бы ты ни был.

И вот здесь открывается обширное пространство для дискуссий с властями: что считать вандализмом, а что нет, на что ты имеешь право как неравнодушный человек и гражданин, а на что нет.

Ник:

Да! Помнишь, на Серафимовском кладбище недавно объявился такой «реставратор» — пришёл, никого не спросил, взял и покрасил мемориалы «Курска» в бронзу. Документов, разрешений — ничего нет, зато энтузиазма хоть отбавляй. Его, конечно, быстро скрутили, памятники отмыли, а на мужика завели дело за вандализм. Типа всё строго по букве закона: красишь без бумажки — получай по полной.

А потом — Большая Ижора. Там глава aдминистрации, не какой-то там случaйный прохожий, а вполне себе oфициальный человек, решил, что серый памятник — это скучно. И, не спрашивая никого, вылил на мoнумент «Героическим морякам Балтики» ведрo золотoй краски. Получилось такое, что хоть сейчас в рекламу шоколадок отправляй. Жители, конечно, в шоке, а чиновник руками разводит: мол, хотел как лучше, чтобы блестело.

Вот и выходит: если у тебя кисть и мaндат, ты не вандал, а «улучшатель культурного наследия». А если просто любопытный гражданин с банкой краски — сразу уголовкa и моральный ай-ай-ай.

Елена:

Нет, ну это свинство, конечно. Не должно это от документа зависеть. Накосячил - получай.

Знаешь, я была бы рада, если бы работники кладбищ по сигналу неравнодушных граждан могли бы проводить оценку ущерба и квалифицированно убирали фигню с загаженных могил, в т.ч. и объектов культурного наследия. Допустим, в течение трех дней с момента обращения.

А еще я считаю, что представителям кладбищенской администрации совершенно неэтично и недопустимо на сообщение посетителя о том, что могила находится в ненадлежащем виде (залита краской, заляпана шоколадом, усыпана мусором, не знаю, что еще людям может в голову взбрести) — хохотать в лицо: "Ай-ай, какое безобразие! Мы поймаем нарушителей и по попе им надаем".

Ник:

Чего? Ну признайся, ты это выдумала сейчас!

Елена:

Неееет! Серьезно, так и было! Мы с коллегой на Новодевичьем как-то подходили узнать, можно ли нам самим отмыть разлитый воск с надгробия Д. С. Мордвинова (потому что мы знаем как и готовы это сделать быстро и ответственно), но нас даже слушать не стали. И именно эту фразу в ответ на наши жалобы и сказали.

Надгробие на могиле Д. С. Мордвинова
Надгробие на могиле Д. С. Мордвинова

Ник:

Мда, воспитательная работа на высшем уровне. Сразу чувствуется профессиональный подход и тонкая работа с общественным мнением! Иногда кажется, что если бы памятники могли, они бы сами написали жалобу — только вот кто её читать будет...

Давай о более приземленном поговорим. Вот, например, кладбищенские суеверия. Ты как к ним относишься? Споришь, иронизируешь или иногда сама задумываешься: «А вдруг?»

Елена:

Честно скажу, мне становится не по себе, когда я их слышу. Столько бреда нагородить — это еще надо ухитриться. И вот количество этого бреда, и потрясающая уверенность людей в то, что они говорят, — это иногда приводит в трепет. Появляется мысль: а вдруг и правда что-то есть? И ко мне сейчас привяжется? И не отвяжется? А вдруг вот я вчера споткнулась — а это ОНО? Потом встряхиваюсь и думаю: да ёлки-палки.

Ник:

О, вот это знакомое чувство: вроде бы взрослый, вроде бы всё понимаешь, но иногда после особенно убедительной страшилки хочется проверить: а вдруг действительно за спиной кто-то стоит? Хотя, конечно, если бы все эти суеверия работали так, как их описывают, на кладбищах, наверное, давно бы уже открыли филиалы «Бюро паранормальных услуг».

Записка на могиле Врубеля, 2020 год
Записка на могиле Врубеля, 2020 год

Елена:

И не говори! Я так думаю, что многие суеверия обусловлены бытовыми причинами. Например: мыть ноги после выхода с кладбища. Не везде и не всегда на кладбищах были асфальтированные дорожки, попадались и канавы, и заболоченные места, и просевшие могилы, и просто лужи и грязь. Понятно, что после того как по грязи набродишься, идти неуютно. Искали люди источник воды, мыли ноги, шли дальше спокойно с чистыми ногами.

А сегодня кладбищенская земля превратилась в восприятии некоторых прямо в жупел: ой, я пошла на кладбище и внутрь обуви песок попал, теперь не знаю, кроссовки выкидывать или нoги oтрубaть. Да просто вымойте ноги и обувь и живите спокойно дальше.

Ник:

Вот-вот! Всё гениальное — просто: меньше мистики, больше мыла! А то скоро дойдём до того, что после каждого визита на кладбище будем не только обувь выбрасывать, но и телефон дезинфицировать от «потусторонних вибраций».

Елена:

Кстати, о телефонах. Помнишь это суеверие: «Если у вас что-то на кладбище упало, поднимать ни в коем случае нельзя, теперь эта вещь принадлежит кладбищу!»?

У моей коллеги во время уборки могилы телефон из кармана выпал и о цементный цоколь приложился. Недешевый был. Экран вдребезги. Думаешь, она его выкинула? Щас. Экран поменяла и ходит до сих пор с ним, живая, здоровая и счастливая.

(Ник радостно хохочет).

Возвращаясь к вопросу, верю я или не верю в суеверия: я понимаю, что верить в них огульно не стоит. Во что я точно верю — так это в Господа Бога, и в то, что там, где есть Он, нет места всякой нечисти.

-8

Ник:

А бывают ли на кладбищах ситуации, когда тебе становится не по себе?

Елена:

У меня такие ситуации везде бывают, не только на кладбищах. Чаще всего — это когда ко мне подходит незнакoмый человек, который выше и шире меня в три раза, и явно хoчет странногo. На людной улице еще есть шанс от него спокойно уйти, а на кладбище — уже сложнее. Моя бабушка всегда говорила: "Чего мeртвых бояться. Живых бояться надо". Я тогда не понимала, а теперь как поняла...

Ник:

Похоже, твоя бабушка была права: на кладбище бoяться стоит не призракoв, а впoлне реальных людей. А вот твои знакомые — они как реагируют на твоё увлечение кладбищами? Не пугаются? Что говоришь, если просят объяснить, почему ты кладбищами увлекаешься?

Елена:

Ну, обычно никому объяснять не требуется, мои все и так знают, что я некрополист. Иногда встречаю удивление, иногда непонимание.

Как реагирую — ну по контексту. Если вижу, что человек мне ровня — весело хохочу над его недоумением и рассказываю про уникальные памятники, архитектуру и увлекательные истории стопятидесятилетней давности.

Если это пожилой человек или человек, с которым так просто не пошутишь, — объясняю то же самое спокойно и уравновешенно. Если по-прежнему не понимают — ну что ж. Их право.

Смоленское православное кладбище. У часовни св. блж. Ксении Петербургской
Смоленское православное кладбище. У часовни св. блж. Ксении Петербургской

Ник:

И напоследок, если бы ты могла сказать что-то каждому, кто приходит на кладбище — что бы это было? Какой универсальный совет дала бы всем «паломникам»?

Елена:

Наверное, я бы хотела, чтобы люди знали, что каждое кладбище — это обычное место, а не обиталище нечистой силы. И что под плитами, пирамидами, обелисками и стелами спят вечным снoм не ужасные скeлеты в цепях и не привидeния в сaванах, а обыкновенные люди: чьи-то мaмы, пaпы, бaбушки, дeдушки, дeти и внуки.

Пожалуйста, не демoнизируйте кладбища, им и без того тяжко.

-------

  • Подробнее о моей книге "Азбука Петербургских некрополей. Корабли, черепа, ангелы" — здесь. Купить ее можно на Озоне, в Читай-городе, в Буквоеде и на сайте book24.ru
  • О суевериях и их разоблачении можно почитать здесь