Знакомьтесь, Светлана Услова ― победитель III Всероссийского конкурса этнокультурных выставочных проектов «Виртуальный тур по многонациональной России». Её можно было бы назвать помещицей, т.к. живёт Светлана в поместье «Росы» экопоселения «Лучистое» в Республике Крым, но сама она называет себя Берегиней семьи Условых. В 2024 году вместе с ведущим специалистом по народно-прикладным видам творчества Джанкойского городского центра культуры и досуга Еленой Шалаевой Светлана приезжала в Москву, чтобы представить Мастерскую народных ремёсел «Светлица» семьи Условых и интерактивную выставку «Живые ремёсла», победившую в спецноминации «Семейная выставка».
Конкурс проходил в необычном формате ― победители выступили на телемарафоне этнокультурных выставочных проектов, приняв участие в большой образовательной программе на факультете журналистики МГУ имени Ломоносова и в Общественной палате РФ. Ежегодно конкурс приглашает к участию всех организаторов этнокультурных музеев и выставок. Этот год не исключение. Заявки принимаются до 20 сентября. Победители также приедут в столицу на итоговую программу.
На церемонию награждения семья командировала маму, так Светлана впервые оказалась в телестудии Первого Российского Национального канала.
— У нас есть передвижной выставочный проект «Живые ремёсла». Мы с мужем и сыном создали выставку с интерактивной частью ― проведением мастер-классов. Мы эту выставку провезли по всему Джанкойскому району, это Северный Крым, наиболее обделённый курортной инфраструктурой. Мы знакомили сельских детей с нашими работами и ремёслами на практике. На выставке были глиняные игрушки сына Светозара, гончарные изделия мужа, выполненные в народных традициях славян, русских народных традициях. И были мои обережные куклы- мотанки, обрядовые, семейные, в общем, разные куклы разных народов России. Более 47 изделий.
— А разных-то народов, это каких? Я мотанки только славянских народов знаю.
— Наши восточные народы России тоже делали такие куклы, но везде были свои особенности. Где-то шили тело, где-то не шили, а только мотали. Я этой темой уже 18 лет занимаюсь, поэтому много информации накоплено. В разной местности делали по-разному куклы, но у них очень много смысловых совпадений, потому что все они либо обрядовые, либо семейные, либо игровые и т.д. У кого-то палочки, веточки в основании, у кого-то крестушки, причём крестушки как у славян были, так и у восточных народов. Мотаю я с закрытыми глазами и на вдохновении.
— А эта передвижная выставка, которая кочевала по республике, сейчас где-то стоит? Куда можно прийти и посмотреть её?
— Мы её подарили нашему Джанкойскому историко-краеведческому музею. Теперь её можно увидеть там. Я же куклы делаю постоянно, поэтому они есть и в нашей мастерской «Светлица», там, где мы живём, в поле, в экологическом поселении. Их тоже можно увидеть.
— В вашем экологическом поселении и мастерская, и тут же выставка, музей, куда можно прийти на мастер-класс?
— Я не всё могу выставить, места не хватает, мне бы другое помещение где-нибудь в городе, но это пока нереально. Моя розовая мечта ― это Музей куклы, наверное, Музей или Дом народной куклы.
— Хорошо звучит, Музей народной куклы, где можно знакомиться не только с техникой создания народной куклы, но и с культурой народа, в целом, погружать в ремесленные тайны, дать руками почувствовать тепло народного творчества.
— Это лучший вариант знакомства с культурой разных народов, когда есть возможность прикоснуться к ремеслу, когда можно самому скрутить куклу или слепить свистульку из глины. Вот, у нас есть такой переносной станок, на нём старший сын ткёт пояса с национальными орнаментами. Сейчас он в армии, станок отдыхает. А когда была пора передвижной выставки, мы перевозили с собой бёрдо и дощечки, и Светозар показывал детям и взрослым, как ткали пояса на Руси, на таких вот маленьких станочках.
— Да вы просветители народной культуры в Крыму ― ездили с выставкой, да ещё показывали, как это делается, давали попробовать, хотя и увидеть ― это уже многое значит.
— В 2017 году наша семья в Крыму стала Семьёй года в номинации «Хранители традиций». Нам ещё с рождения ребёнка захотелось возрождать народные традиции, начать хотя бы в своей семье. Вот, по возможности, сохраняем обряды, отмечаем народные праздники, собрали вышивки, рушники наших бабушек, прабабушек, которые смогли найти. Всё у себя дома повесили. Родовое дерево сделали, родовую книгу начали писать. В общем, так захотелось нам, чтобы наши корни оживали, а то вокруг сплошная американизация народа, обезличивание. А мы своё храним, сколько лет уже.
— Собираете ли вы отзывы у тех людей, кто видит ваши выставки, соприкасается с народным творчеством на ваших мастер-классах?
— Тот, кто неравнодушен к своему, народному, желают всяческих благ, говорят, какая семья у вас уникальная, молодцы, что вы это делаете, какие руки золотые. Я говорю, что для этого нужно только желание, никаких гениальных способностей у нас нет. Нам за 30 было, когда мы с мужем Павлом начали этим заниматься. Это был душевный порыв, который сейчас стал, наверное, образом жизни, смыслом жизни.
— Вы говорите, за 30. Такой осознанный возраст, когда действительно понимаешь, что ты передаёшь детям, и на чём будут дети расти и что уже они передадут своим детям, Вашим внукам. Это корневое наследство, то, что нам предки оставили, а мы-то что, мы это потеряем или всё-таки передадим дальше? То есть вот эта цепочка, это очень важно, да.
Светлана, вот Вы победили в конкурсе Ресурсного центра в сфере национальных отношений «Виртуальный тур по многонациональной России», приняли участие в телемарафоне, как Вы дальше-то живёте, как применяете все те новые знания, что получили в Москве?
— Скажем так, появилось осознание того, что мы делаем. Если на местном уровне, может быть, мы не сильно замечаем, то приехав в столицу нашей родины, мы увидели, что среди победителей есть люди, которые из больших глубинок, и их тоже, может быть, не так сильно замечают. Нас всех смогли увидеть на таком всероссийском уровне, это огромная поддержка моральная и вдохновение, что надо делать дальше, надо расти и ни в коем случае не опускать руки, как бы сейчас не было тяжело.
Мы понимаем, что это очень нужно сейчас, будем жить и дальше творить. Обязательно будем рассказывать, какие новые выставки у нас появились, чтобы люди знали, что мы есть, возможно, близкие по духу нашим подписчикам в соцсетях. Я снимаю видео, рассказываю, что я сделала и где показываются наши архаичные куклы. В новом конкурсном ролике я буду говорить о героях-защитниках Крыма; о древних домашних куклах, которые делались на основе золы из домашнего очага или зольника. Покажу, какие были семейные обрядовые куклы. Наша экспозиция выросла из 40 кукол, а теперь их около ста!
Конечно, не всегда можно понять, где спрятались куклы в композиции. Например, у нас есть композиция «Семья из рода в род ремесло передаёт», в ней видно папу, маму и четверых детей. Начинаешь присматриваться, а там их семеро! У некоторых кукол ещё свои куколки-игрушки маленькие. От сантиметра до 40 см высотой. Так и получается в композиции около 25 кукол. Вот такие чудеса. Это уже мои творческие задумки, чтобы воедино собрать семью, творчество и ремёсла. Или есть композиция «Женская доля», там семь кукол. А копнёшь, так все 19! Там две лялечки, там детки на ручках и т.д.
Захотелось сделать вот такие композиции. Единственное, что передвижной она уже не будет. Выставку можно будет увидеть только у нас в «Светлице», кто к нам приедет, на нашу этновыставку. У нас много кукол, в машину с трудом все коробки вмещаются, чтобы переезжать куда-то. Ну, разве что персональную выставку можно сделать, как было в этнографическом музее в Симферополе. В июне были с мужем в Евпатории, где победили в конкурсе «Крымский сувенир».
— Поздравляю!
― Спасибо. Победила маленькая кукла-травница с крымской лавандой «На здоровье!», первое место заняла в номинации «Этнографической сувенир».
— Я думаю, что и Ваши богатыри, которых Вы сейчас делаете, они тоже достойны победы, славные богатыри. У каждого, наверняка, есть и своя легенда, которую можно передавать.
— Конечно! И когда на выставках к нам приходят люди, я рассказываю их. По каждой кукле можно рассказывать часами. Великий князь Бус Белояр и сын его Боян, они в нашей истории незаслуженно подзабыты. Мелькнул только Боян в «Слове о полку Игореве» и всё. А ведь, на тот момент они совершили огромный подвиг, когда много погибло князей из племени Бусова, чтобы вернуть славянам Тавриду. И очень хочется, чтобы память жила, поэтому через куклы, через исторические персонажи хочется нести эту память, образы героев прошлого. Сын Боян был обычным стремянным и везде ездил с гуслями. Поэтому в кукольной композиции у меня имитация гуселек маленьких, муж сделал. Душа просит, делаем.
― Расскажите про ваше экопоселение, насколько оно разрослось?
― Сейчас не та обстановка, но проявляются новые дома. Бывает раз в год новая семья приедет, бывает в два года раз. Сейчас живут на шести участках, люди появились новые, только обсаживают, ещё не живут. У нас не курортная зона, поэтому нет большого потока. Да и идея такая: животных убивать нельзя, курить-пить тоже нельзя, экологичный подход к природе, травить гербицидами нельзя, в общем, доброе отношение между людьми и пространством.
— Вы за этим всем следите?
— Это каждый должен сам следить. Мы сразу предупреждаем, что у нас такой подход, если вы согласны, пожалуйста, мы вам рады.
— У вас семейный проект. Расскажите, кто чем занимается?
— Я занимаюсь куклами, народной одеждой, варю мыло и бальзамы, готовлю обеды и лечебные мази, занимаюсь с младшим сыном, мы дома учимся, и это тоже моя обязанность. Занимаюсь тем, что всё оформляю в интернете, веду соцсети, снимаю, фотографирую. Травы собираю, сушу для кукол и для чаёв. Муж делает ферментированные чаи для гостей и посетителей. Дикий чай и яблочный уксус делаем вместе. Огородом больше муж занимается. Сын Светозар лепит свистульки и мастер-классы по гончарному делу может провести. Отцу помогает, если надо в огороде, закатки катаем вместе, ягоды и томаты. Пасекой только муж занимается. Младший сын пытается помогать качать мёд, но там не понятно, кого держать в этот момент. Ремонтирует всё муж, потому что он у нас инженер. И дом он планировал, и печку тоже сам свою придумал и сам сделал. Спим мы, получается, на лежанках ―такая большущая кровать, она отапливается зимой. Как на печи спали, только это у нас кровать.
— Расскажите про головной убор, без которого я Вас просто уже не представляю.
— Меня многие по нему только и узнают. Раньше я шила только одежду, когда еще старший был маленький, и всё время мечтала о кокошнике, но денег было очень мало, купить вообще не представлялось возможным. Интернета не было ещё. И я поняла, что если я сама себе его не сделаю, то так и буду мучиться. Поэтому я выдохнула и решила попробовать делать кокошники, венцы. Теперь у меня всегда есть несколько несложных кокошников и венцов для гостей, чтобы примерить, сфотографироваться. Надеваем фартуки, так и погружаем в другое пространство и другое время. Свой головной убор я делала, конечно, месяца два, потому что это был первый сложный венец. Хотела сделать по традиции, но потом поняла, что я сама его должна придумать. Всем он нравится, все его запоминают.
— Вы и ходите в народном. Для Вас эта одежда не только на праздник.
— Да. Хочется, чтобы люди не забывали свои корни. Как только мы уходим от своих традиций, мы вымираем ― народ вымирает, просто становится никем, грунтом под чьими-то ногами. Как-то мы с мужем на этой почве создали семью, на своей земле дом построили и живём, соблюдая народные традиции. Мы так друг друга нашли, и так у нас семья формировалась. Поэтому для нас это не имидж, на самом деле, всё глубже.
Я детям колыбельные пела, старалась, чтобы как можно ближе они были к своим корням. Не включала поп-музыку, старалась ставить народную или классическую. И танцевали они с детства именно народные танцы. Светозар до сих пор не может под попсу танцевать, не получается, потому что заложено другое. Мы детей с собой на фестивали с детства вывозили. Выставке нашей уже 15 лет. Как только появилась коллекция «Народная кукла-мотанка», мы начали ездить по фестивалям народных ремёсел. Так своих детей и растила на народной культуре. Но, к сожалению, это сложное дело, особенно с приходом интернета.
А первых кукол с той выставки почти не осталось. Может быть, 5-6 лежат в трогательной корзинке. Есть у нас такая на выставке корзинка, откуда можно брать, сидеть в ней, хоть окунаться, играться и трогать кукол.
— Спасибо, Светлана, за советы, Вашу открытость, подвижническую деятельность, за Вашу семью, выставки, и дай Бог, чтобы всё продолжалось, приумножалось, чтобы Ваше творчество приносило вам вдохновение и здоровье. Я знаю, что правое дело и на здоровье сказывается положительно. Поэтому всего Вам хорошего, дальнейших побед в различных конкурсах (я знаю, вы любите в них участвовать, и это правильно, это нужно показывать).
IV Всероссийский конкурс этнокультурных выставочных проектов «Виртуальный тур по многонациональной России» проводится Ресурсным центром в сфере национальных отношений при поддержке ФАДН России, в партнёрстве с Ассоциацией этнографических музеев России, Комиссией Общественной палаты РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, Комиссией Общественной палаты РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, Центром культуры народов России Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, Домом народов России, туроператором FUN&SUN. Информационные партнёры конкурса: Телеканалом «Моя Планета» и Первый Российский Национальный канал.
Анжелика ЛУКИНА, специально для журнала «Дом культуры»
Фото из архива семьи УСЛОВЫХ и Ресурсного центра в сфере национальных отношений