Найти в Дзене
В мире идей

СУБСТАНЦИЯ: о чем фильм и стоит ли смотреть

Нашумевший боди-хоррор 2024 года «Субстанция» удостоен награды Каннского фестиваля за лучший сценарий, а Деми Мур получила Приз за достижения в актерской карьере на кинофестивале к Хэмптонсе и Золотой глобус за лучшую женскую роль. После премьерного показа на Каннском фестивале в мае 2024 фильм удостоился стоячей овации, которая длилась от 9 от 13 минут. Корали Фаржа выступила режиссером, сопродюсером, сценаристом и монтажером фильма. Ее работа над фильмом длилась пять лет, а сами съемки происходили с мая по октябрь 2022 года. Кстати, роль Харви должен был играть Рэй Лиотта, но он умер в мае 2022, и был заменен Дэннисом Куэйдом. Ну и, несмотря на все достижения и популярность фильма, отношение к нему у зрителей разное. Прямо радикально противоположное. Отзывы есть совершенно разнообразные: от бурного восторга до настоящего шока и возмущения. Многие даже, почитав эти последние отзывы, отказываются от просмотра. Итак, главная героиня Элизабет Спаркл, бывшая кинозвезда, которая ведет фит
Оглавление

Нашумевший боди-хоррор 2024 года «Субстанция» удостоен награды Каннского фестиваля за лучший сценарий, а Деми Мур получила Приз за достижения в актерской карьере на кинофестивале к Хэмптонсе и Золотой глобус за лучшую женскую роль.

После премьерного показа на Каннском фестивале в мае 2024 фильм удостоился стоячей овации, которая длилась от 9 от 13 минут. Корали Фаржа выступила режиссером, сопродюсером, сценаристом и монтажером фильма. Ее работа над фильмом длилась пять лет, а сами съемки происходили с мая по октябрь 2022 года.

Элизабет Спаркл
Элизабет Спаркл

Кстати, роль Харви должен был играть Рэй Лиотта, но он умер в мае 2022, и был заменен Дэннисом Куэйдом.

Ну и, несмотря на все достижения и популярность фильма, отношение к нему у зрителей разное. Прямо радикально противоположное. Отзывы есть совершенно разнообразные: от бурного восторга до настоящего шока и возмущения. Многие даже, почитав эти последние отзывы, отказываются от просмотра.

О чем фильм, какова его идея?

Итак, главная героиня Элизабет Спаркл, бывшая кинозвезда, которая ведет фитнес-шоу по телевидению, опечалена вынужденным выходом на пенсию (по фильму ей 50 или немного за 50). И с помощью препаратов с черного рынка создает лучшую версию себя, которая сразу занимает то же самое место на телевидении, где работала и сама Элизабет. Сью, новая версия героини, кончено, производит фурор, достигает высот, получает обожание и восхищение. Ну и не хочет отдавать время своему исходнику. Ведь по правилам новая и старая версии должны меняться строго каждую неделю. А исходник, хотя и ненавидит новую версию, не может от нее отказаться. Вот и назревает конфликт и начинается жесть. Что нам хотят сказать этим фильмом? О чем этот сюжет?

"Звезда" Элизабет Спаркл
"Звезда" Элизабет Спаркл

Вариант 1 - эйджизм

Читала несколько версий о том, что фильм об эйджизме. О дискриминации по возрасту, проще говоря. Да, героине 50 лет, и ее «просят» с работы именно из-за этого. Но я не вижу раскрытия этой проблемы в фильме далее. Когда героиня пребывает в своем изначальном, «старом» теле, она не знает, чем ей вообще заняться: сидит дома, смотрит телевизор, ест и начинает тихо ненавидеть себя же в молодом варианте. Злобно глядит на огромный рекламный щит с изображением Сью, который размещен прямо за окнами квартиры. Странно. Тогда это ненависть к молодости, а не к старости раскрывается в фильме. Зависть, иными словами. Молодая версия не проявляет ненависти к старой, она проявляет скорее пренебрежение и не желает отдавать положенное «старому» телу время.

Вариант 2 - вред пластики

Тоже распространённое мнение. Вроде бы, новая версия - Сью - символизирует тело, улучшенное пластикой. А в чем здесь тогда роль Элизабет? Вероятно, она олицетворяет внутреннюю суть человека, которая остается прежней. Но тогда конфликт все равно не до конца понятен. Логично было бы, если бы исходное тело само отказывалось от нормальной жизни в пользу молодого. Но ведь героиня, наоборот, недовольна и собой молодой, и собой прежней.

Вариант 3 - дискриминация со стороны мужчин.

Честно говоря, после просмотра эта версия не пришла мне в голову. Ее я нашла в рецензиях. Объясняется такая идея фильма тем, что, во-первых, продюсер, отправляющий Элизабет Спаркл на пенсию, мужчина, и тем, что в сюжете есть седовласые богатеи мужского пола, одобрение которых очень важно для Сью, чтобы добиться славы и успеха. Не думаю, что именно из-за мужчин у героини началось старение. В фильме нет мужчины, внимание которого хотела бы завоевать Элизабет.

Элизабет
Элизабет

Вариант 3 - неприятие себя

Эту версию я и поддерживаю. Главная героиня получает два тела вместо одного, и взаимодействуя с миром при двух разных исходных данных (возраст и внешность) она ведет себя совершенно по-разному и начинает взаимно ненавидеть и вредить самой себе. Исходная версия наводит бардак на кухне, таким образом пытаясь доставить себе, когда она будет в другом теле, же проблем. А потом вообще пытается уничтожить молодое тело. А это молодое тело, Сью, закрывает Элизабет в стене и бросает там, не желая отдавать положенное ей время.

И ведь действительно, если человека поставить в другие условия, он будет действовать и думать по-другому. Например, часто приходится слышать: «Вот я был (-а) дура, надо было так сделать, а не сяк»... и прочее подобное. Почти все корят себя за прошлые ошибки. Этот конфликт личности и приводит к разрушению, рано или поздно. Поэтому, видимо, когда Сью и Элизабет обе оказываются в сознании, в фильме и начинается лютый треш. Он полностью переходит на метафоры.

Вообще, если бы Элизабет смогла строго соблюдать правила, все было бы отлично: она бы просто жила две жизни одновременно. Но мы не видим идеального человека. Как и в жизни.

Сью
Сью

Еще важный вопрос, о котором спорят зрители:

Общее у героинь было сознание или нет?

Конечно, у каждого свое мнение, я, например, уверена, что общее. Фильм снят именно так, и не оставляет, как по мне, других вариантов. Если бы сознание было другое, для чего бы Элизабет вообще давала Сью время? Она бы проснулась после первой недели и прекратила бы эксперимент.

Некоторые задаются вопросом: если сознание одно, почему эти две женщины начинают ненавидеть друг друга и даже наносить вред? Ну, ответ очевиден - Элизабет обычный человек, и не всегда может поступать абсолютно рационально. Тем более, если ей дают возможность поносить новое молодое и прекрасное тело. В этом и смысл, и сюжет. Все мы не идеальны.

-5

Стоит ли смотреть?

Конечно, стоит. Как минимум, чтобы составить свое мнение. Фильм великолепен по сценарию, костюмам, операторской работе. Ну, а тот факт, что это боди-хоррор не должно стать неожиданностью. Фильм вызывает и отвращение, и восхищение. Равнодушным не останется никто ))

Элизабет Спаркл
Элизабет Спаркл

Я лично фильм посмотрела, и могу сказать, что впечатление он производит, действительно, гнетущее. Полдня ходила под впечатлением. Я думаю, что такое действие на настроение зрителя он производит из-за того, что начало и середина фильма выглядят достаточно жизненно, вы начинаете верить и сочувствовать героине, а потом - бах! Начинается треш, фантасмагория и кровища. Если, например, смотреть трешовую комедию, типа «Живой мертвечины», где с самого начала ясно, чего ожидать, то не происходит такого перехода восприятия. Вы не шокированы. «Субстанция» же втягивает вас в сюжет, после чего бросает в омут уродства и жестокости. Очень неприятно. Еще и длится этот финал больше получаса. Хочется, чтоб фильм скорее закончился, честно говоря.

Маргарет Куоли и Деми Мур
Маргарет Куоли и Деми Мур