Найти в Дзене
Академик стар

Парадокс Тесея: восстановить нельзя разрушить. Где поставят запятую герои романа Анны Баснер?

«Она сохранила невесомую сухоцветную красоту... Однако не лицедейский пламенек живил изнутри этот благородный антикварный стан — нет, некая невидимая, вековая, тектоническая сила». Дочитала дебютный роман Анны Баснер «Парадокс Тесея». Интересный сюжет, прекрасный язык и небанальный главный герой, все это погружает в чтение с первых строк и не отпускает, когда книга прочитана. Вот эти раздумья над книгой, и в процессе, и после завершения, я ценю больше всего. Об этом и поговорим. Вопрос о связи времен не единственный, который вы «думаете» пока читаете этот производственный, авантюрный, любовный роман-путешествие. Путешествие по одному из красивейших городов мира, путешествие во времени. Вот, скажем, простой эпизод: Савва ищет ключи, и Нельсон находит их здесь же на столе. — Все теряю нынче, Митя, бурчит старый искусствовед и ты понимаешь, что это уже не про ключи... В одном отзыве прочла: «Щегол» в Санкт-Петербурге. В чем-то автор отзыва прав. В романе есть и мир искусства, и криминаль
Оглавление
«Она сохранила невесомую сухоцветную красоту... Однако не лицедейский пламенек живил изнутри этот благородный антикварный стан — нет, некая невидимая, вековая, тектоническая сила».

Дочитала дебютный роман Анны Баснер «Парадокс Тесея». Интересный сюжет, прекрасный язык и небанальный главный герой, все это погружает в чтение с первых строк и не отпускает, когда книга прочитана. Вот эти раздумья над книгой, и в процессе, и после завершения, я ценю больше всего. Об этом и поговорим.

 Анна Баснер «Парадокс Тесея»
Анна Баснер «Парадокс Тесея»

«Парадокс Тесея» — производственный, авантюрный, любовный роман-путешествие во времени

Вопрос о связи времен не единственный, который вы «думаете» пока читаете этот производственный, авантюрный, любовный роман-путешествие. Путешествие по одному из красивейших городов мира, путешествие во времени. Вот, скажем, простой эпизод: Савва ищет ключи, и Нельсон находит их здесь же на столе. — Все теряю нынче, Митя, бурчит старый искусствовед и ты понимаешь, что это уже не про ключи...

В одном отзыве прочла: «Щегол» в Санкт-Петербурге. В чем-то автор отзыва прав. В романе есть и мир искусства, и криминальные круги, будто воскресшие из девяностых, и антикварная лавка.

Главные герои — партизанские реставраторы и очень живописные объекты в питерских парадных и разрушающихся особняках, которые они намерены восстановить. Да, да, я не описалась, город Петра — один из главных героев.

...меня восхищали истории о реальных людях, которые самозабвенно и бескорыстно по чуть-чуть меняют среду вокруг себя. Просто берут и делают. Руками. Кто-то, как мои герои, отмывает от краски питерскую плитку и витражи, кто-то приводит к историческому облику керамические таблички на мостах, кто-то борется за восстановление аутентичных дверей дома Бака…
— Анна Баснер, Альпина Нон-фикшн

Герои-типажи романа Анны Баснер «Парадокс Тесея»

Сама Анна Баснер говорит, что главное в романе — взаимодействие города и человека, а ее герои — скорее типажи, чем характеры.

Нельсон (он же Дмитрий Танельсон), сорокалетний «питер пен» живет за счет родителей, на пиво и сигареты зарабатывает керамической сувениркой. Однажды он возмутится «ремонтом» в собственной парадной, где метлахскую плитку меняли на керамогранит. Побьет ремонтера, загремит в кутузку, подхватит идею сокамерника об оранжевом жилете и возглавит бригаду реставраторов ХАРМС (художественно-анархическая реставрационная мастерская Санкт-Петербурга).

Лиля, дипломированный реставратор, лет на двадцать биологически моложе Нельсона и на столько же старше его социально.

Город будто сопротивляется вмешательствам. Несколько позже, когда я уже задумалась о романе, мне пришла в голову телесная параллель. Что-то вроде аутоиммунного заболевания: его лечишь, лечишь, снимаешь симптомы, а хворь возвращается. <...>Так в моем тексте появилась героиня-реставратор, страдающая псориазом
— Анна Баснер,
Альпина Нон-фикшн

Есть еще Глеб, субтильный борец скорее «против», чем «за», воспитанный в таком революционном духе бабушкой. Бизнесмен с братками из девяностых и перекупщица антиквариата, которые открыли для себя страсть к коллекционированию.

Если вы прочли роман, то наверняка догадаетесь, что мой любимый типаж— Лидия Владимировна, питерская ... Старушкой ее назвать язык не поворачивается, но она училась реставрации в послевоенном Ленинграде. Блокадное детство сказалась на ее здоровье. Лидия Владимировна живет одна, наследников у нее нет. Но она дружит с молодыми, и они очень ценят именно дружбу! и наставничество. У нее есть чему поучиться. Несмотря на свои восемьдесят с хорошим плюсом, она во многом даст фору молодым, но «без плачевной моложавости или чересчур эксцентричных аксессуаров, популярных у резвых бабуль».

Алиса Фрейндлих. Кадр из сериала «Линия Марты». Фото: Киноафиша
Алиса Фрейндлих. Кадр из сериала «Линия Марты». Фото: Киноафиша
Она сохранила невесомую сухоцветную красоту: та утонченная манера старения, которая позволяет некоторым актрисам до скончания дней играть в кино королев и цариц. Однако не лицедейский пламенек живил изнутри этот благородный антикварный стан — нет, некая невидимая, вековая, тектоническая сила. И биография выдалась примечательная: рассказала, что в юности окончила блокадное реставрационное училище, восстанавливала после войны Ленинград… Подождите, сколько же ей в таком случае лет? Но в отношении нетленной Лидии Владимировны действовала, похоже, лишь одна аксиома: математикой ее не обсчитать. И никаким другим способом тоже.

Верю-не верю...

Многослойность романа, которую я так люблю, на каком-то этапе начала если не утомлять, то казаться искусственной. Писателка придумала сюжет по принципу «Надену все красивое сразу», — подумалось мне. Но вот книга прочитана, и ... и не отпускает. По моей шкале — это один из признаков хорошей книги.

Сколько в книге поворотов сюжета после «случайной» встречи героев? Вначале я подумала — слишком много, в жизни так не бывает. «Еще как бывает», — вмешалась память и подкинула мне несколько эпизодов случайных встреч из моей почти двадцатилетней московской жизни. Так почему же Нельсон не мог случайно встретить на улице Савву, который скрывался и от него в том числе.

Шереметевский сад томно, обильно благоухал сиренью.

В романе много «томного и обильного», но история затягивает тебя с первых страниц, а как нас учил Томас Фостер*? правильно, это тоже признак хорошего романа.

Финал разочаровал? Какая жизнь, такие и финалы романов.

Пожелаем Анне новых произведений. За свою повесть «Последний лист» она уже получила премию Лицей, а роман «Парадокс Тесея» вошел в список финалистов Национальной литературной премии «Большая книга».

Договариваться с Васей было все равно что в одиночку двигать книжный шкаф с полным собранием сочинений русских классиков, которых этот детина едва ли читал.

Какую книгу из этого книжного шкафа читаем дальше? Если не читали «Парадокс Тесея» Анны Баснер, я даже немного завидую. Сколько у вас впереди прекрасных мгновений! Приятного и очень увлекательного чтения!

Анна Баснер. Парадокс Тесея
Авантюрный роман о подпольных реставраторах
Издательство: Альпина.Проза
Бумажных страниц: 402


------------—

*Парадокс корабля Тесея (также известен как парадокс Тесея) — философский вопрос о том, остается ли объект тем же, если все его составные части были заменены.

** Томас Фостер — профессор Университета Мичигана, автор мировых бестселлеров «Как читать художественную литературу как профессор. Проницательное руководство по чтению между строк», «Искусство чтения. Как понимать книги». Обе книги читаю вслух, все в ТГ-канале Серебряная академия. Книжный клуб

AS. Ремарки на полях

Как водится, после прочтения хорошей книги, думаю о своем. Хотя Санкт-Петербург, который стал одним из главных героев романа, очень люблю, думая о парадоксе Тесея вспомнила про деревянный особняк в стиле модерн в Екатеринбурге. Впервые я о нем (о парадоксе Тесея) задумалась в начале 90-х, когда увидела сверкающий на солнце во всей наготе новодела деревянный дом в стиле модерн в Литературном квартале Екатеринбурга.

Дом Иванова. Фото Pinterest
Дом Иванова. Фото Pinterest

Дом присяжного поверенного адвоката В.И.Иванова, был построен в 1910-1912 годах. Архитектор Иван Янковский. Располагался на углу улиц Колобовской и Вознесенского переулка (теперь Толмачёва — Клары Цеткин).

Пролетарская, 10. Фото 1990 г. Источник: Культура Урала
Пролетарская, 10. Фото 1990 г. Источник: Культура Урала

В 1980-х дом полностью сгорел, в 1991 году был воссоздан (построен по рисункам, чертежам, обмерам студентов АРХИ) в Литературном квартале, Пролетарская, 10. Сейчас в здании музей «Литературная жизнь Урала ХХ века.

-5

Прошло тридцать лет, мое мнение не изменилось. Я благодарна тем, кто принял такое решение и воплотил его в жизнь. Древесина, из которой построен дом, благородно потемнела. Да, это не тот самый дом, или тот, что задумал архитектор, а построили потомки. Модерн — мой любимый архитектурный стиль. Когда восстанавливалась после болезни, ходила пешком по Москве с фотоаппаратом, фотографировала модерн на Таганке, на Бауманской. Но это уже совсем другая история, подписывайтесь!

Про Литературный квартал вспомнила — может быть сходим? В среду в Екатеринбурге День музеев, бесплатно для особых ценителей прекрасного (пенсионеров), в парке Литературного квартала и поговорим о романе. Кто дочитал?

© Надежда Маньшина
Фото автора и из открытых источников.

Не забудьте поставить лайк и подписаться!