Найти в Дзене
Ягушенька

Мне не нравится этот роман. Не рассказ

Картина Васи Ложкина
Картина Васи Ложкина

Простые обыватели вполне могут критиковать маститых классиков, почему нет. Сторонникам секты "Сначала добейся" лучше не читать этот не рассказ, потому что я собираюсь пройти по гениальному роману катком.

Итак.

Погнали.

Роман Набокова Лолита.

Я не буду останавливаться на сюжете, это лишнее. Само название давно стало нарицательным.

С Набоковым у меня сложные отношения. Отдаю должное превосходному языку, чёрному юмору, сюжетам со сложными философскими вывертами. И.....Не вижу за ним человека, будто их писал тот, у кого нет души. Я уже подробно останавливалась на этом, когда разбирала "Мастера и Маргариту", повторяться не буду.

Но это мои заморочки, и моё восприятия Набокова и его, безусловно, гениальных романов. Хотелось бы сказать, "Бог с ним, писал же невероятно, талантливо, шедеврально, чего тебе ещё надо?" да не получается.

Но я всё время отвлекаюсь.

Итак.

"Лолита". Гениальный памятник моральной гнили.

Есть книги, которые хочется сжечь (привет, инквизиторы, как я вас понимаю), и прибить над ядовитым пеплом табличку: «ОСТОРОЖНО: ТУТ ЖИВУТ ГНУСНЫЕ ЦЕННОСТИ».

Гумберт - чудовище, которому автор позволил говорить привлекательными и красивыми словами. В книгах других авторов таких героев прячут в подвалах, в камерах, в сумасшедших домах. Здесь - он повествователь, интеллектуал, преподаватель. Он расчётлив, хитер и абсолютно лишён сочувствия. Он - волк в твидовом пиджаке, который идёт к овце не с ножом, а с красивыми фразами. Он не просто п.......ил - он кукловод, жонглёр словами, который превращает преступление в "признание". Его рассуждения о «нимфетках» - это, по сути, глянцевый манифест хищника.

И....Странное дело. Читатель, зачарованный невероятно красивым слогом и тонким юмором вдруг начинает ему верить. В этом и есть адская сила "Лолиты". Роман превращает уродство в эстетику.

Лолита - не женщина, не нимфа, не муза. Лолита - жертва. Ж-Е-Р-Т-В-А.

Никакой загадки Лолиты не существует. Она - самый обычный ребёнок, которого насильно выдернули из детства. Все её "кокетства", "непрямые намёки", которые с удовольствием смакует Гумберт - это либо плод воспалённого мозга чокнутого интеллигента, либо жалкие попытки адаптироваться к чудовищной ситуации. Она запугана, обманута и сломана. Но Гумберт убеждает себя и читателя в обратном.

И это ему вполне удаётся.

Люди ведь в массе своей прекрасно клюют на красивые слова. Основа Пропаганды - любой чудовищный поступок можно представить своей противоположностью, только слова подобрать, которые станут воздействовать на эмоции, минуя мозг - и вот мы уже получаем зомбированного обывателя.

Сейчас бы Булгакову цены бы не было. Нашлась бы ему работа, и мы все знаем, где именно.

Это высшая форма проявления цинизма и - когда насильник свято верит, что это любовь. И у него ещё хватает наглости называть её своим солнцем, своим светом, своей Лолитой. Это всё равно что обидчик пишет поэмы на могиле своей жертвы, которую он убил, и называет это искусством.

Поэзия без совести - яд в дорогом хрустальном бокале

Те, кто восторгается "Лолитой", обычно упирают на язык. Дескать, текст - изысканный, метафоры - волшебные, стиль - филигранный. Действительно. Не поспоришь. Но с таким подходом можно назвать шелковым платком и удавку, если она красиво лежит на шее задушенной жертвы. Да, Набоков гениально владеет словом. Но он использует это, чтобы завуалированно оправдать страшные по сути вещи

Читателю филигранно пускают пыль в глаза. Он не видит, что за словами нет покаяния, нет морали, нет раскаяния. Есть только эстетика палача - ледяная, самодовольная, надменная. В этом смысле писатель - как психопат в белых перчатках: холоден, расчётлив, и уверен в своей безнаказанности.

Набоков: не моралист, а кулинар ада

Он откровенно смеётся над читателем. Писатель нигде не даёт морализаторских выводов. Он скармливает грязь под видом гастрономии. И ведь работает! Критики поют оды, обожатели цитируют фразы, а студенты пишут курсовые, забывая, что в центре - сломанная девочка.

Набоков будто говорит: "Смотрите, я могу заставить вас сопереживать п.....лу. Я могу затащить вас в его сознание и сделать так, что вы забудете, кто здесь монстр". Это литературное трюкачество, по сути, чрезвычайно опасное. Это магия писательства без морали. А магия без морали - это уже не искусство, это колдовство, направленное на разрушение душ.

Роман как пособие по обелению психа.

В мире, где против детей совершаются преступления роман звучит особенно мерзко. Он не осуждает. Он восхищается. Он делает преступление "тонким", "трагическим", "поэтичным".

Роман не даёт голоса Лолите. Он позволяет говорить только Гумберту. А значит, читатель становится заложником лжи, манипуляции, фальши. Это уже не литература, это симфония насилия в мажоре, написанная для тех, кто предпочитает забывать, что у слов есть последствия.

Кому это выгодно?

Кому выгодна романтизация преступника? Тем, кто хочет стирать границы. Тем, кто хочет убедить нас, что "любовь - разная", что "мир не чёрно-белый", что "психология сложна". На самом деле всё проще: если взрослый мужчина - п......л - ему место в тюрьме. И никакой Набоков не убедит меня в обратном, как бы красиво он ни писал.

Заключение: отравленная классика

"Лолита" - это безнравственное произведение, маскирующее преступление под искусство. Оно играет с вами, как Гумберт играет с Лолитой - красиво, убедительно и безжалостно. Это не роман о любви. Это роман о том, как слово может быть использовано как оружие. А если вы не замечаете крови - это не потому, что её нет. Это потому, что она впиталась в бумагу.