Простые обыватели вполне могут критиковать маститых классиков, почему нет. Сторонникам секты "Сначала добейся" лучше не читать этот не рассказ, потому что я собираюсь пройти по гениальному роману катком.
Итак.
Погнали.
Роман Набокова Лолита.
Я не буду останавливаться на сюжете, это лишнее. Само название давно стало нарицательным.
С Набоковым у меня сложные отношения. Отдаю должное превосходному языку, чёрному юмору, сюжетам со сложными философскими вывертами. И.....Не вижу за ним человека, будто их писал тот, у кого нет души. Я уже подробно останавливалась на этом, когда разбирала "Мастера и Маргариту", повторяться не буду.
Но это мои заморочки, и моё восприятия Набокова и его, безусловно, гениальных романов. Хотелось бы сказать, "Бог с ним, писал же невероятно, талантливо, шедеврально, чего тебе ещё надо?" да не получается.
Но я всё время отвлекаюсь.
Итак.
"Лолита". Гениальный памятник моральной гнили.
Есть книги, которые хочется сжечь (привет, инквизиторы, как я вас понимаю), и прибить над ядовитым пеплом табличку: «ОСТОРОЖНО: ТУТ ЖИВУТ ГНУСНЫЕ ЦЕННОСТИ».
Гумберт - чудовище, которому автор позволил говорить привлекательными и красивыми словами. В книгах других авторов таких героев прячут в подвалах, в камерах, в сумасшедших домах. Здесь - он повествователь, интеллектуал, преподаватель. Он расчётлив, хитер и абсолютно лишён сочувствия. Он - волк в твидовом пиджаке, который идёт к овце не с ножом, а с красивыми фразами. Он не просто п.......ил - он кукловод, жонглёр словами, который превращает преступление в "признание". Его рассуждения о «нимфетках» - это, по сути, глянцевый манифест хищника.
И....Странное дело. Читатель, зачарованный невероятно красивым слогом и тонким юмором вдруг начинает ему верить. В этом и есть адская сила "Лолиты". Роман превращает уродство в эстетику.
Лолита - не женщина, не нимфа, не муза. Лолита - жертва. Ж-Е-Р-Т-В-А.
Никакой загадки Лолиты не существует. Она - самый обычный ребёнок, которого насильно выдернули из детства. Все её "кокетства", "непрямые намёки", которые с удовольствием смакует Гумберт - это либо плод воспалённого мозга чокнутого интеллигента, либо жалкие попытки адаптироваться к чудовищной ситуации. Она запугана, обманута и сломана. Но Гумберт убеждает себя и читателя в обратном.
И это ему вполне удаётся.
Люди ведь в массе своей прекрасно клюют на красивые слова. Основа Пропаганды - любой чудовищный поступок можно представить своей противоположностью, только слова подобрать, которые станут воздействовать на эмоции, минуя мозг - и вот мы уже получаем зомбированного обывателя.
Сейчас бы Булгакову цены бы не было. Нашлась бы ему работа, и мы все знаем, где именно.
Это высшая форма проявления цинизма и - когда насильник свято верит, что это любовь. И у него ещё хватает наглости называть её своим солнцем, своим светом, своей Лолитой. Это всё равно что обидчик пишет поэмы на могиле своей жертвы, которую он убил, и называет это искусством.
Поэзия без совести - яд в дорогом хрустальном бокале
Те, кто восторгается "Лолитой", обычно упирают на язык. Дескать, текст - изысканный, метафоры - волшебные, стиль - филигранный. Действительно. Не поспоришь. Но с таким подходом можно назвать шелковым платком и удавку, если она красиво лежит на шее задушенной жертвы. Да, Набоков гениально владеет словом. Но он использует это, чтобы завуалированно оправдать страшные по сути вещи
Читателю филигранно пускают пыль в глаза. Он не видит, что за словами нет покаяния, нет морали, нет раскаяния. Есть только эстетика палача - ледяная, самодовольная, надменная. В этом смысле писатель - как психопат в белых перчатках: холоден, расчётлив, и уверен в своей безнаказанности.
Набоков: не моралист, а кулинар ада
Он откровенно смеётся над читателем. Писатель нигде не даёт морализаторских выводов. Он скармливает грязь под видом гастрономии. И ведь работает! Критики поют оды, обожатели цитируют фразы, а студенты пишут курсовые, забывая, что в центре - сломанная девочка.
Набоков будто говорит: "Смотрите, я могу заставить вас сопереживать п.....лу. Я могу затащить вас в его сознание и сделать так, что вы забудете, кто здесь монстр". Это литературное трюкачество, по сути, чрезвычайно опасное. Это магия писательства без морали. А магия без морали - это уже не искусство, это колдовство, направленное на разрушение душ.
Роман как пособие по обелению психа.
В мире, где против детей совершаются преступления роман звучит особенно мерзко. Он не осуждает. Он восхищается. Он делает преступление "тонким", "трагическим", "поэтичным".
Роман не даёт голоса Лолите. Он позволяет говорить только Гумберту. А значит, читатель становится заложником лжи, манипуляции, фальши. Это уже не литература, это симфония насилия в мажоре, написанная для тех, кто предпочитает забывать, что у слов есть последствия.
Кому это выгодно?
Кому выгодна романтизация преступника? Тем, кто хочет стирать границы. Тем, кто хочет убедить нас, что "любовь - разная", что "мир не чёрно-белый", что "психология сложна". На самом деле всё проще: если взрослый мужчина - п......л - ему место в тюрьме. И никакой Набоков не убедит меня в обратном, как бы красиво он ни писал.
Заключение: отравленная классика
"Лолита" - это безнравственное произведение, маскирующее преступление под искусство. Оно играет с вами, как Гумберт играет с Лолитой - красиво, убедительно и безжалостно. Это не роман о любви. Это роман о том, как слово может быть использовано как оружие. А если вы не замечаете крови - это не потому, что её нет. Это потому, что она впиталась в бумагу.