Так вышло, что за всю свою столичную жизнь я в драматический театр сходил лишь однажды, а потом сильно увлекла жизнь музыкальная. И всё же кое-что о театрах я смогу сказать пару слов, тем более, что в некоторые из них я сходить всё-таки думал, но не успел, а вошёл в "театральный вкус" уже несколько позже.
Центральный академический театр Российской армии
Адрес: Суворовская площадь, 2.
Жизнь распорядилась таким образом, что это единственный театр, куда я всё же зашёл. Оба раза осенью 2014 года. Как вы знаете, здесь проводятся игры Высшей лиги КВН, начиная с 2002 года, и на одну из них я таки попал, причём на ту самую, где прозвучал легендарный номер с песней Ахоньковой про конфетный вкус. Ещё немногим позднее сходил на местную постановку "Царя Фёдора Иоанновича" — довольно хорошая, актёры справляются со своей задачей, но проблема была некоторая в том, что причёски современные, на аутентичные, и, судя по отзывам, это было явно заметно. Ещё одно время здесь снимали "Утреннюю звезду".
Сам театр — не самый молодой. Организован в 1930 г. как ведомственный театр Красной Армии, соответственно, и театр был Красной Армии. Здание на тогдашней площади Коммуны было завершено лишь в 1940 г., зато — одна из самых интересных построек столицы. Есть, однако, и легенда, что форму здания использовалась нацистами во время авианалётов — это связано с тем, что каждый конец пятиконечной звезды, в форме которого было встроено здание, указывает точно на если не транспортный узел, то уж точно чувствительное место: Белорусский вокзал, Савёловский вокзал, Рижский вокзал, Комсомольскую площадь, центр столицы. С 1975 г. имеет статус академического, но, повторюсь, это скорее почётный статус. У театра одна из крупнейших театральных сцен Москвы (лично видел на том же КВН, там и правда вмещается очень много людей), хотя некоторое время финалы Высшей лиги игрались в "Крокус Сити Холле", пока он не был взорван год назад.
В советские годы имел довольно интересную особенность. Театр-то был при армейском ведомстве. Так что здесь кто-то мог проходить воинскую службу здесь, в театре Красной-Советской Армии.
Большой зрительный зал оформлен довольно диковинно, вплоть до того, что потолок также получил своё оформление, там можно, скажем, самолёты найти, особенно если сидите на балконе. КВНщики это по меньшей мере раза 2 обыгрывали.
Как добраться?
Рядом с театром находится станция метро "Достоевская", да и выходы рядом с театром. К слову, в этом месте проходит и Кольцевая линия метро, но в данном районе от неё только задел, ныне расконсервированный — там идёт стройка.
Историко-этнографический театр
Адрес: улица Рудневой, 3.
И снова обращаемся на северо-восток столицы. Довольно милый и симпатичный театр около Ярославского направления МЖД. Грезил я желанием сходить сюда, но так и не срослось, увы. Жаль…
Сам театр очень молодой — труппа образовалась в 1981 году педагогами театрального училища им. Щепкина с задачей сохранить и передать будущим поколениям традиции русского народного творчества. В 1988 г. театр получил своё нынешнее название — Историко-этнографического. С 1989 г. получил полную самостоятельность (последнее, при чём этот театр был, стало Полиграфическое объединение ВЛКСМ "Молодая гвардия"). С 1997 г. имеет статус государственного.
Здание же своё театру тоже пришлось ждать немало. Начинали с дома пионеров Зеленограда (как-нибудь расскажу по Зеленоград и чем он может быть интересен). Затем театр жил на Измайловском острове на Серебряно-Виноградном пруду, пока Покровский храм не вернулся верующим. Следующее пристанище — это Дворец молодёжи в Перове, пока, наконец, в 1994 г. театр не поселился в нынешнем месте, бывшем клубе железнодорожников СВАО, а спустя год стал полноценным собственником здания. Там он находится и сегодня.
Театр довольно камерный, к тому же имеет одну очень интересную фишку. Говорят, что во время антрактов зрителям приносят чай. Интересно, правда ли это или нет? Судя по отзывам, так оно и есть… Это добавляет театру преимуществ перед некоторыми — ведь театр начинается с вешалки, допустим, однако и общая обстановка, пребывание гостей в театре тоже играет немаловажную роль.
Как добраться?
Рядом с театром — ж/д станция Лосиноостровская, стало быть — и конечная автобусных маршрутов. Внедрить бы городские тарифы на Ярославском направлении — и всё!…
Большой театр
Вы все знаете этот театр — всё же один из символов столицы и страны в целом! Знаете и то, что тут дают — оперу и балет. Знаете его архитектуру, а наверняка ещё и то, что его нынешнее здание построено после войны 1812 года в стиле "ампир". Ну и про то, что сюда очень велики цены на билеты, хотя по "Пушкинской карте" сюда можно попасть. По этой причине думал-думал, но внутрь так и не полез. И всё же я смогу что-то интересное рассказать об этом театре, при всём том, что тема этого театра несколько заезжена. Всё дело в том, что этот Большой театр… совсем не первый в своём роде. Об этом я узнал из книги М.И. Пыляева "Старая Москва" — один из сюжетов был как раз связан с Большим театром, возникшим ещё в XVIII веке, в ещё старой, "допожарной" Москве (архитектуру Москвы многие делят на до и после пожара 1812 года).
Самую первую русскую оперу в Москве дали в 1777 г., это была опера "Перерождение". А театр, в котором это дали, возник годом ранее — в 1776 г. В Москве была театральная труппа итальянца Бельмонти со своей история, её постановки пользовались популярностью среди москвичей, даже когда некоторым культурным "старожилам" вроде Сумарокова её постановки не нравились. Эта была театральная труппа Бельмонти, часть времени свои постановки давала именно там. Впоследствии из театра Бельмонти выделилась русская труппа, её антрепризой руководил полковник Н.С. Титов, и свои постановки они давали в Головинском деревянном театре. Эта труппа жила своей жизнью в 1766-1769 гг., потом вновь вернулась к итальянцам. Далее театральную деятельность продолжал некий Гроти. В 1776 г. его товарищем ненадолго стал московский губернский прокурор князь П.В. Урусов, но этот альянс даже до конца года не дожил, потому что Гроти отделился от Урусова (собственно, Большой отсчитывает свою историю именно от этого раскола). Товарищем уже Урусова по содержанию Московского публичного театра стал англичанин Медокс (написание даю по М.И. Пыляеву, в русской Википедии его фамилия указана с 2 "д" — Меддокс), много чего понимавший в техническом оснащении и выступавший антерпренёром театра 25 (!) лет… и нажил лишь одни долги.
Отчасти это было связано с бичом старой Москвы. Город был деревянным, значит, пожары — это не новость. Вот и со зданием, где размещался театр в первые свои годы (он был где-то на Знаменке), произошло то же самое, театр сгорел во время "Дмитрия Самозванца". Ещё и актёр Калиграф, известный в то время, умер в результате его (это был февраль 1780 г., так что актёр простудился и, увы, насмерть). Урусов после этого продал театр Медоксу за 28000 рублей, потому что понёс немалые убытки по итогу, кроме того, Медокс должен был платить опекунскому совету каждый год 3100 рублей. Взамен прежнего было заложено новое каменное здание театра на Петровке, в связи с чем и театр вошёл в историю под названием Петровского. Построено было здание за 5 месяцев и обошлось Медоксу в 130000 рублей, он даже свой вокзал заложил. (Вокзал — это вообще развлекательный сад или парк, просто из-за того, что у нас вышло с ж/д станцией в Павловске — местное станционное здание назвали "Воксал", — это название за пассажирскими зданиями железнодорожных станций и закрепилось. Даже написание изменилось: сами увеселительные заведения у нас называли "воксал", через "с", затем это название перенеслось на ж/д станции, а уж там под влиянием слова "зал" и написание изменилось с "воксал" на "вокзал", т.е. на современное.) Градоначальник Москвы остался доволен зданием и дал привилегию Медоксу владеть театром до 1796 года. Внутреннее устройство театра окажется почти неизменным вплоть до пожара 1853 года, с небольшой разницей. Для открытия театра по желанию Екатерины Аблесимов написал пролог-диалог в стихах "Странники". Внутреннее убранство театра было просто изумительным!… Идеальное место для спектаклей и маскарадов, а то было увлечением всего высшего общества Первопрестольной! Вот только благоденствие Петровского театра продлилось недолго — один из сановников Екатерины И.И. Бецкой решил создать публичный театр на при воспитательном доме. Нет, позднее Бецкой решил, что неприлично воспитанницам такого дома танцевать не публику, даже наложил запрет на их участие в спектаклях, зато заключил с Медоксом соглашение, по которому тот… фактически получал 2-ой театр и бонусом отчислял 10% доходов от театра в воспитательный дом, получал гардероб на 4000 рублей и обязанность содержать на полное содержание всего 104 человек обоего пола, привезённых из Петербурга в Москву. Хорошо хоть монополию на содержание публичного театра получил, да ещё воспитательный дом должен был Медоксу корпус построить. Медокс принялся распродавать имущество театра, чтобы свои долги закрыть, но, увы, даже если бы не эти 10% от доходов, он всё равно остался бы должен 10000 рублей. Оставалось лишь придавать значимость своим спектаклям. Сказывалось и то, что, по легенде, на игру крепостных актёров не очень-то и любили смотреть. Их по итогу уже императорский театр (см. ниже) выкупил в 1806 г. за 32000 рублей и, к слову, тоже их игрой остался не очень-то доволен!
В 1790-е гг. дела приняли настолько плохой оборот, что уже встал вопрос о судьбе театра. Медокс оценил театр в 350000 рублей. В 1796 г. его привилегия владеть театром была продлена на 2 года, потому что этот срок представлений не давали по не зависящим от театра обстоятельствам. Но уже в начале следующего столетия всё имущество Медокса было распродано за долги, по счастью, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна выделила Медоксу 10000 рублей единовременно и пенсию в 3000 рублей в год. В общем, с кредиторами разобрались. Другой вопрос, что в 1805 г. Петровский театр сгорел от неосторожности гардеробмейстера, хотя постановки не прекращались. Наконец, 1 (13) апреля 1806 г. театр окончательно стал московским императорским. Годы выслуги Медоксу были зачтены.
Представления этот театр давал сначала в доме Пашкова на Моховой (про него как-нибудь в другой раз), пока строилось новое деревянное здание для него, вошедшее в историю как Арбатский театр, потому что находился у Арбатских ворот. Театр был открыт 13 (25) апреля 1808 г. и, судя по всему, был довольно красиво оформлен. Самым последним спектаклем, здесь данным, стало "Семейство Старичковых". Дали этот спектакль с маскарадом 30 августа (11 сентября) 1812 года, и публика состояла из одних лишь военных. Надо ли говорить, что фоном было в то время? Арбатский театр, к слову, стал самой первой жертвой великого московского пожара 1812 года.
Вновь, уже после изгнания Наполеона из России, московский театр возродился лишь в 1814 году! Оперные постановки давались в доме Апраксина на Знаменке, той самой Знаменке, с которой когда-то театр и начинался. В 1818 г. театр перебрался на Моховую улицу, и в том же году для театра решено построить новое здание, причём проект для него смогли утвердить лишь в 1820 г., а новое здание для театра было открыто лишь 5 лет спустя! Театр был построен уже на своём современном месте, даже площадь, в прошлом Петровскую, переименовали в Театральную. В 1843 г. здание театра было реконструировано, хотя спустя 10 лет оно всё равно сгорело, а в 1856 г. восстановлено. Театр далее перестраивали и не раз. Кстати, о названии: на открытии было в обороте название "Большой Петровский театр" — очевидно, по старой площади и одному из прошлых наименований театра. Со временем приставка "Петровский" отвалилась, как и у Большой Троицкой улицы старого Челябинска.
На заре советской власти, к слову, думали, что делать с театром! Ленин высказывался за его закрытие, Сталин думал даже сохранить его. По итогу в 1922 г. решено театр сохранить. И последнее, что я скажу "небанального" о театре: в 1941-1943 гг. Большой находился в эвакуации в Куйбышеве (бывшая в будущая Самара), правда, под бомбёжкой растеряв все свои декорации. Хорошо, хоть живы остались. В 1943 г. театр возобновил постановки в Москве, начав с "Ивана Сусанина".
А остальное… Думаю, многие из вас эти детали знают лучше моего.
Как добраться?
Собственно, оба вестибюля "Театральной", совмещённые хоть с "Охотным Рядом", хоть с "Площадью Революции", к Вашим услугам!
На этом заканчиваю с театрами (но моя театральная жизнь и правда была бедной, не судите меня и мои интересы так строго!)!…