Когда я услышала о новом спин-оффе – «Беспринципные в Питере», – первая мысль была: «Ну вот, ещё один повод для вечного спора «Москва vs Питер» в формате ситкома». И знаете, я не слишком ошиблась. Сериал, вышедший в апреле 2025 года как продолжение истории «Беспринципных» по мотивам рассказов Александра Цыпкина, пытается продать нам историю москвички Валентины, сбежавшей от опостылевшего мужа Хадякова и московской суеты прямиком… в объятия петербургских коммуналок, бюрократии и местного колорита. Получилось ли? Спойлер: смешанные чувства, как и рейтинги сериала, колеблющиеся между 4.7 и 5.4.
Почему все так ждали этот переезд?
Беспринципные в Питере стартовали с неплохим кредитом доверия. И на то были веские причины:
- Мощный бренд оригинала. «Беспринципные» уже завоевали свою аудиторию. Фанаты просто не могли пропустить продолжение истории, пусть и в новом городе и с новыми акцентами. Это как встреча со старыми знакомыми, только в другой обстановке.
- Вечный сюжет про «новую жизнь». Кто из нас не мечтал бросить всё и начать с чистого листа в другом месте? Валентина делает это буквально: устав от измен мужа, она машет рукой Москве и едет искать счастья (или хотя бы покоя) в «культурную столицу». Этот мотив – вечный двигатель подобных историй – близок и понятен очень многим.
- Формат лёгкой комедии. Мир устал от тяжелых драм? Наш ответ – ситком! Сериал позиционирует себя как лёгкое, весёлое, иногда даже пошловатое (в лучших традициях жанра) зрелище, где можно посмеяться над абсурдом бытия, человеческой глупостью и вечными проблемами с ЖКХ. Отвлечься, расслабиться, не думать о завтра – что может быть лучше после тяжёлого дня?
- Санкт-Петербург. А вот тут начинается самое интересное (и спорное). Сериал делает ставку на сатиру местных петербургских реалий. Снобизм интеллигенции? Пожалуйста! Вечная бюрократия и бумажная волокита? Куда ж без неё! Коммунальный ад в старых домах с дышащими на ладан перекрытиями? Обязательно! Виды красивых набережных, контрастирующие с вечно сырыми подъездами? Да! Создатели явно рассчитывали на то, что зрители, знакомые с жизнью города, узнают себя (или своих соседей) и посмеются. Или возмутятся.
- Удобство просмотра. Эпизоды сделаны по принципу новелл – почти каждая серия это законченная история с курьёзной ситуацией, в которую попадает Валентина или её новые знакомые. Можно смотреть выборочно, можно «запоем» – не потеряешь нить.
Казалось бы, идеальный рецепт успеха: знакомые лица (в лице главной героини), новый антураж, лёгкий юмор и вечная тема противостояния двух столиц. Но…
Беспринципные в Питере сюжет.
И вот тут мы подходим к главной претензии, которая у меня, как у зрителя, давно наблюдающего за «петербургским мифом» в массовой культуре, возникла почти сразу. Беспринципные в Питере рискуют скатиться в карикатуру. Да, сатира – это здорово. Но сатира должна быть умной и точной, а не строиться на устаревших или надуманных стереотипах.
- Питерцы – небожители? Сериал охотно эксплуатирует образ петербуржца как вечно недовольного, зацикленного на своем «духовном» превосходстве над «варварами-москвичами» сноба. Встречаются ли такие люди? Безусловно. Но представляют ли они весь город? Это как судить о всех москвичах по поведению героев «Реальных пацанов». Упрощение до уровня клише.
- Бюрократия и ЖКХ – эксклюзив Петербурга? Проблемы с коммунальщиками, безумные требования управляющих компаний, вечный ремонт – это, увы, общероссийская беда. Подавать это как исключительно петербургскую «фишку» – значит либо лукавить, либо не знать предмета. Смешно? Иногда да. Но смешно именно потому, что это знакомо всем, а не только жителям Невы.
- Культурный код или пародия? Появление персонажей из мира петербургской культурной элиты – критиков, художников, театралов – это попытка добавить местного колорита. Но часто они выглядят марионетками, чьи диалоги напичканы шаблонными фразами о «духовности», «атмосфере» и презрении ко всему коммерческому. Настоящие петербургские интеллигенты, которых я знаю, куда сложнее и ироничнее по отношению к себе и городу. Здесь же – плоский стереотип.
Беспринципные в Питере, актёры.
Главная героиня Валентина, безусловно, остается стержнем сериала. Её путь – это путь человека, пытающегося вырваться из привычной колеи, найти себя в новом месте, отстоять свою независимость перед настырным бывшим мужем Хадяковым (его попытки вернуть «беглянку» в Москву – один из двигателей сюжета). Актриса играет убедительно, и её искренность в попытках адаптироваться вызывает симпатию. Она не идеальна, она часто попадает впросак из-за непонимания местных «правил», но она борется. Это цепляет.
Второстепенные персонажи – это лотерея. Некоторые действительно колоритны и добавляют перчинки – например, вечно всем недовольная соседка по коммуналке или мелкий чиновник, буквально тонущий в бумагах собственного изготовления. Их истории, пусть и гротескные, отражают знакомые многим бытовые абсурды. Другие же, особенно представители той самой «элиты», часто кажутся картонными декорациями, призванными иллюстрировать те самые стереотипы о снобизме. Их «уникальные поведенческие нюансы» сводятся к повторению мантр о культурном превосходстве Петербурга. Харизма есть не у всех.
Юмор: смешно или «натянуто»?
Вот здесь собака зарыта. Юмор в «Беспринципных в Питере» – величина непостоянная. Когда сериал высмеивает универсальные человеческие слабости – жадность, глупость, похоть, нелепые совпадения, в которые попадает Валентина, – он часто попадает в цель. Сцены с коммунальными проблемами, несмотря на их «привязку» к Питеру, тоже могут быть смешными просто потому, что узнаваемы для любого, кто сталкивался с ТСЖ или УК.
Проблемы начинаются, когда юмор пытается целиком опереться на «петербургскую специфику». Шутки про вечные дожди (банально), про то, что все тут ходят по музеям и цитируют Бродского (неправда), про особый «интеллигентный» мат (стереотип), про тотальную любовь к «виду на крыши» (хотя вид и правда классный) – они часто кажутся натянутыми, рассчитанными на внешнего зрителя, который представляет себе Петербург именно так: серо, мрачно, высоколобо и немного убого. Это вызывает не смех, а легкое раздражение: «Ну сколько можно?». Сатира на городскую администрацию и службы ЖКХ тоже не блещет оригинальностью – подобные сцены мы видели уже в десятках других сериалов и про Москву, и про любой другой город.
Беспринципные в Питере, смотреть?
Не буду лукавить: я разочарована. Потенциал был огромный! История москвички в Питере – это кладезь для умной, тонкой, наблюдательной комедии, которая могла бы высмеять настоящие, а не выдуманные различия в менталитете, в ритме жизни, в подходе к бытовым и культурным вопросам. Можно было показать реальный Петербург – не только ампирные фасады и затопленные подвалы, но и его удивительную энергетику, его настоящих жителей, сложных, противоречивых, вовсе не сводящихся к образу вечно ноющего сноба.
Вместо этого мы получили ситком, который играет в устаревшую песню про «две столицы», используя Петербург скорее как экзотический антураж для стандартных комедийных ситуаций, лишь слегка приправленных местными стереотипами. Юмор часто вторичен, сатира – поверхностна, а персонажи из культурной среды – пародия сами на себя. Создается ощущение, что сериал сделан для тех, кто в Петербурге никогда не жил и не собирается, но хочет посмеяться над «этими странными питерцами» на основе расхожих клише.
Это не значит, что сериал совсем плох. Как легкое фоновое развлечение, чтобы отключить мозг после работы, он сгодится. Игра актёров (особенно главной героини), отдельные смешные моменты, не связанные напрямую с «питерскостью», красивые виды города (оператор поработал хорошо) – это есть. Если вы фанат оригинальных «Беспринципных» и хотите просто узнать, «как там Валентина», то посмотреть можно.
Но если вы ждали глубокого, остроумного, по-настоящему смешного и узнаваемого «петербургского» сериала, который бы не стеснялся показать город во всей его сложной, противоречивой красоте и уродстве, без глупых штампов… То «Беспринципные в Питере» вас, скорее всего, разочаруют. Он не столько исследует город, сколько эксплуатирует его расхожий образ для ситкомных нужд. И в этом его главная слабость и причина столь средних рейтингов. Он пытается шутить про Петербург, но редко шутит по-петербургски – с той самой тонкой, самоироничной грустинкой. А жаль. Северная столица заслуживает большего, чем роль декорации для шаблонных шуток. В итоге, Беспринципные в Питере остаются довольно средним развлечением, не оправдавшим, увы, ни надежд фанатов оригинала, ни возможностей, которые давал выбор нового места действия