И что из этого вышло. История одной мамы.
Начну с того, что мои дети родились в Шарм-эль-Шейхе. Там же они и начали своё школьное обучение — в египетской школе.
Сразу отмечу, они ходили в частную школу. Государственные школы Египта это отдельная тема для обсуждения. Сказать, что там плохое образование, это ничего не сказать. Так вот, продолжим про детей. Они говорили на арабском, читали по-арабски, Надя изучала параллельно английский и французский. Школа нам нравилась. Но...
В 2022 году мы приняли важное решение: временно переехать в Москву. Я, как мама, переживала что дети плохо знают русский язык, что, возможно, в России школа даст им намного больше, чем в Египте. Хотелось, чтобы дети подтянули русский(чтение и грамматику), адаптировались к российской культуре и получили опыт обучения «по-русски». Мы выбрали школу рядом с домом. И вот с этого момента начался опыт, о котором я теперь могу сказать: мы не были готовы к такому уровню стресса.
Из доброжелательной среды — в режим давления.
С первые же месяцы в московской школе у меня появилось чувство, что детей как будто целенаправленно загоняют в постоянный фоновый стресс. Постоянные требования, бесконечные замечания за каждую ошибку. Даже незначительную.
И это не преувеличение: мои дети — открытые, живые, спокойные — начали замыкаться. Стали просить: «Мама, давай обратно в Египет…» Им не хватало спокойствия, радости, человечности, к которым они привыкли в египетской школе.
Откуда берётся тревожность у детей?
Система построена на бесконечных упрёках. Промах — минус. Ошибка — почти преступление. Постоянно требуют, давят, не дают вздохнуть. В какой-то момент у меня сложилось ощущение, что в школе как будто дрессируют детей, а не обучают. И, честно говоря, дрессируют и родителей тоже. Мы как будто начинаем «работать на школу», а не школа — работать для детей.
Детей запугивают, загоняют в тревожность. Мои стали бояться ошибаться. А ещё — начали жаловаться, что в классе у всех одноклассников напряжённые лица, как будто их постоянно вот-вот накажут.
«Система гнобления за ошибки» — и что это даёт?
Каждый неправильный ответ, каждое упущение воспринимается как провал. Учителя тычут, вызывают к завучам, делают выговоры. Всё построено на контроле и страхе.
Но такой подход делает детей неуверенными, зависимыми, тревожными. Позже они вырастают и идут к психотерапевтам за тем, чтобы хотя бы частично исцелить эти детские раны.
В арабской системе образования всё иначе.
По моим наблюдениям: в арабском мире система образования даёт детям ощущение ценности. Там акцент — на формирование личности: спокойной, гармоничной, уравновешенной. Там не зациклены на выискивании ошибок. Там ребёнку дают шанс быть собой.
Уровень языка: что улучшилось, а что пострадало.
Когда мы приехали в Москву, дети плохо понимали тексты на русском — они могли прочитать, но понимали лишь треть. И говорили на бытовом уровне. За два года русский язык действительно подтянулся. Они стали понимать больше, читают лучше. За это я очень благодарна. Но в то же время просел английский, и арабский. Я признаю: в России сильная математика. Но она не для всех. Наша семья — не технари. Мы не справлялись с объёмом. Нас сломали бесконечные тесты.
Родителям тоже достаётся.
Меня вызывали к завучу, к учителям — с выражением лица, как будто я — двоечница. Меня стыдили, ожидали раскаяния, требовали нанимать репетиторов. Я должна была не только отправлять детей в школу, но ещё и к платным учителям. Хотя мои дети и так учатся весь день.
Сам формат этих «разговоров» был для меня унизителен. Как будто я не соответствую — хотя я мама, которая делает всё, что может.
Дети теряют радость. А мы — силы.
В итоге, спустя 2 года мы перевелись на семейное образование, и очень этому рады! Все эти два года у меня было чувство, что я борюсь. Я борюсь за своих детей. За их душевное спокойствие. За их целостность. А не за оценки. Потому что оценки не сделают их счастливыми.
Выводы.
Да, получили опыт. Да, русский подтянули. Дети научились хорошо писать и читать. Но страницы детства — потратили на стресс. А это невосполнимая часть их жизни, я считаю. Я не говорю, что очная система образования в России — плохая. Просто нам она не подошла. И я знаю — мы не одни такие.
Теперь мы учимся онлайн. Нам это очень нравится, потому что можем спокойно путешествовать и жить на две страны.
А как у вас? Поделитесь.
Есть опыт переезда, учёбы за границей, смены школ?
Пишите в комментариях — давайте говорить об этом честно. Для меня, как мамы, эта тема живая и очень важная.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить мои новые истории и размышления — такие же настоящие, как жизнь.
#переезд #адаптация #стрессвшколе #родители #семья #дети #арабскийбезграниц #школаеленыклевцовой #арабскийэтолегко