Найти в Дзене
Логопед, дефектолог

Когда "нельзя" не работает: как помочь ребёнку с эмоциональными трудностями

Оглавление

Представьте себе картину: ребёнок вырывается из руки и, не оглядываясь, несётся на дорогу. Или залезает на высокий парапет и прыгает вниз, не понимая последствий. Или бьёт себя, кусается, толкает других детей. Почему он так делает? Почему не слышит «нельзя» и «опасно»?

Это не капризы и не «плохое воспитание». Очень часто за таким поведением стоят нарушения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.

Как проявляются нарушения?

✔ Истерики, взрывы гнева, агрессия.

✔ Беспокойное поведение, гиперактивность, рассеянность.

✔ Бесконтрольные реакции — ребёнок может навредить себе или другим, не осознавая этого.

✔ Самоагрессия — кусает себя, бьётся головой.

✔ Боязнь изменений — ребёнок тревожится, если меняется привычный маршрут или режим.

✔ Стереотипные действия — каждый день идти только одной дорогой в садик, по возвращении — непременно зайти в один и тот же магазин. Малейшее отклонение от привычного сценария — и случается взрыв.

✔ Повышенная утомляемость, неврозы, страхи, трудности в общении.

Это всё — признаки того, что ребёнку непросто регулировать свои эмоции и поведение. А ведь именно это и есть суть эмоционально-волевой сферы.

Почему это важно?

Эмоционально-волевая сфера отвечает за то, чтобы:

  • сдерживать импульсы;
  • подчиняться правилам;
  • адаптироваться к изменениям;
  • контролировать эмоции;
  • доводить начатое до конца.

Когда эта сфера «хромает», у ребёнка просто нет «тормозов». Он не может остановиться сам — и внешние запреты не работают. Его нервная система как будто «не знает», как быть в норме: он то перевозбуждён, то апатичен. И всё, что выходит за рамки привычного, вызывает бурю.

Что помогает?

Есть хорошие новости: с этим можно работать. Есть методы, которые помогают мягко и эффективно развивать эмоционально-волевую сферу.Главный помощник в этом вопросе - это дефектолог, но есть еще способы, которые могут помочь.

Вот некоторые из них:

🐴 Иппотерапия

Общение с лошадьми — это больше, чем просто катание. Это живой контакт, обмен эмоциями, ощущение себя и другого. Не зря говорят, что лошадь чувствует ребёнка. И она умеет «заземлить» — дать опору, снизить тревожность.

Если лошадей нет — подойдёт и другое домашнее животное. Иногда достаточно кошки или собаки, которую можно обнять, погладить, почувствовать тепло. Это уже терапия.

🎲 Игротерапия

Игра — это язык ребёнка. Через неё он учится управлять собой, проигрывает ситуации, осваивает новые модели поведения. Особенно эффективна для дошкольников.

💃 Танцевально-двигательная терапия

Тело — главный инструмент выражения эмоций у ребёнка. Танец помогает снять напряжение, прожить страхи и агрессию, почувствовать радость движения. А ещё — координирует, развивает границы и волю.

🎭 Сказкотерапия

В волшебных историях дети узнают себя. Сказка — это не просто развлечение, а форма работы с внутренним миром ребёнка, его страхами, желаниями и проблемами.

🎨 Арт-терапия

Может быть двух видов:

  • восприятие готового материала (например, просмотр картин, обсуждение);
  • создание — рисование, лепка, аппликации.

Важно не результат, а сам процесс. Через творчество ребёнок учится выражать чувства безопасным способом.

🎵 Музыкотерапия

Музыка воздействует на мозг на глубинном уровне. Она помогает расслабиться, сконцентрироваться, перейти в другой эмоциональный режим. Даже просто слушать — уже терапия. А если ребёнок поёт или играет — это ещё и развитие воли.

А медикаменты?

Очень тонкий вопрос. Конечно, каждый родитель хочет обойтись без таблеток. И часто это возможно — с хорошим специалистом и грамотно выстроенной программой помощи. Но есть случаи, когда медикаментозная поддержка необходима.

Почему?

Потому что нервная система ребёнка может просто не знать, как «быть в норме». Она либо всё время возбуждена (ребёнок будто «на пружине»), либо, наоборот, заторможена (апатичный, «не включён» в жизнь).

В таких ситуациях препараты могут помочь выровнять фон — не «заглушить», а показать организму, как бывает. Это не панацея, но временный мостик к восстановлению. Главное — не злоупотреблять и не идти по пути «удобного ребёнка».

Что важно запомнить?

  1. Нарушения эмоционально-волевой сферы — это не приговор. Это сигнал: «помогите мне справиться».
  2. Ребёнку важно чувствовать безопасность, поддержку и устойчивость взрослых.
  3. Помощь должна быть комплексной: не только коррекция, но и развитие, телесные практики, эмоциональное проживание.
  4. Каждый ребёнок — уникален. То, что сработало у одного, может не подойти другому.
  5. Самое главное — не ждать. Чем раньше начата помощь, тем мягче будет путь ребёнка в жизни.

Если у вас есть вопросы или вам нужна диагностика, переходите по ссылке Телеграм , и мы сможем вместе разработать эффективный план поддержки вашего ребенка.