Опубликовано: Яковлев А. Н. Церковь Преображения в селе Телебукино Касимовского района Рязанской области и ее архитектурный контекст // Яхонтовские чтения. Вып. 11. Рязань, 2024. С. 139–175.
Аннотация
В статье рассматривается история и архитектура церкви Преображения в селе Телебукино. Этот храм связывают с творчеством И. С. Гагина, среди чертежей которого есть проект храма. Однако даты постройки не позволяют утверждать авторство Гагина, но лишь его участие в завершении строительства. В статье также привлечён широкий круг аналогов и возможных прототипов церкви в Телебукине, которая относится к типу центрических храмов со скруглёнными углами. Этот тип появился в России в эпоху барокко и получил широкое распространение в эпоху классицизма.
Ключевые слова
И. С. Гагин, храмовая архитектура, классицизм, типология, иконографический образец, аналоги.
Преображенский храм села Телебукино (1807–1829) Рязанской области является выдающимся памятником русского зрелого классицизма с элементами ампира[1]. Центрическая композиция храма дополнена более поздней отдельно стоящей колокольней (1860) в скромных формах классицизирующей эклектики с элементами русско-византийского стиля. Церковь в Телебукине принято связывать с творчеством известного касимовского архитектора-самоучки Ивана Сергеевича Гагина, к чему есть некоторые основания. Хотя, скорее всего, он не был автором проекта, а осуществлял строительство. При этом данный памятник вписывается в типологическую линию центрических храмов, с планом в форме квадрата со скругленными углами. Этот тип композиций был широко распространен в России в эпоху барокко и классицизма и сыграл в русской архитектуре значительную роль.
В Телебукине сохранился храмовый комплекс, состоящий из полуразрушенной деревянной Покровской церкви и каменной Преображенской. Комплекс расположен в чрезвычайно живописном месте, в северо-восточной части села, в стороне от застройки, на возвышенности и рядом с оврагом. К югу от храмов проходит сельская улица, спускающаяся в овраг к реке Оке, протекающей к востоку от села.
До 1779 г. село относилось к Владимирской епархии, затем перешло в Рязанскую. Впервые сельцо Телебукино (Габиловское) упоминается в писцовых книгах 1637–1643 гг., в то время оно принадлежало Никите и Савве Антоновичам Загоскиным. В 1678 г. здесь было поместье братьев стряпчих Степана и Ивана Яковлевичей Якушкиных[2].
В 1693 г. С. Я. Якушкин выстроил в Телебукине деревянную церковь Преображения с приделами апостола Иакова и Николая Чудотворца. Храм, скорее всего, имел продольную композицию с клетской основой. Известно, что помимо приделов у него была колокольня. Древняя постройка сохранялась до 1845 г., когда она была перестроена на деньги помещика Николая Васильевича Максутова. Придел и колокольня были уничтожены, а храм был обращен в кладбищенский. В 1883 г. церковь «возобновили на средства прихожан» и переосвятили во имя Покрова. Богослужения в нем проводились в зимнее время[3]. В конце XX в. деревянный храм пришел в полную ветхость, и ныне представляет собой бесформенную руину.
По некоторым сведениям, в конце XVIII в. в Телебукине Якушкины имели деревянный усадебный дом с плодовым садом. В 1807 г. неподалеку от старого деревянного храма было начато строительство новой каменной Преображенской церкви. План и фасад храма на утверждение в консисторию представил помещик Андрей Михайлович Якушкин[4]. Однако храмозданная грамота была выдана на имя Варвары Михайловны Якушкиной. Крупный храм предполагал пять престолов в двух ярусах. Были освящены четыре. По сведениям клировых ведомостей 1915 г. здание было в основном завершено в 1828 г.[5] В 1829 г. освятили нижний правый престол Андрея Первозванного и апостола Иакова; в 1837 г. – левый в честь Николая Чудотворца и великомученицы Варвары. Главный Преображенский престол был освящен в 1849 г.[6] Внутренние работы продолжались до 1888 г., когда освятили верхний придел св. Пимена.
В Музее Архитектуры им. А. В. Щусева хранится неподписанный чертеж фасада церкви в Телебукине [7]. Он несколько отличается от осуществленной постройки и вероятно является проектом или копией с него. Этот лист, наряду с другими, принадлежит к коллекции чертежей касимовского архитектора-самоучки Ивана Сергеевича Гагина (1771–1844) и приписывается его руке, хотя подписей Гагина на нем нет. В краеведческой литературе утвердилось мнение о том, что Гагин был автором проекта[8]. Однако это не соотносится с биографией архитектора. Известно, что он начал заниматься архитектурой не ранее конца 1810‑х – начала 1820‑х гг. Таким образом, можно лишь предположить, что Гагин участвовал в достройке храма и его отделке в 1820-е–1840-е гг., а чертеж является копией с более раннего проекта 1807 г., созданного неизвестным архитектором.
На чертеже изображен центрический однокупольный храм в стиле зрелого классицизма. Двухъярусная центрическая композиция состояла из четверика со скругленными углами, увенчанного купольной ротондой. Фасады двусветного четверика были украшены шестиколонными портиками большого римско-ионического[9] ордера под треугольными фронтонами. Нижние прямоугольные окна на скругленных углах были оформлены эдикулами из парных тосканских колонн под прямыми сандриками. Высокий барабан ротонды прорезали двенадцать арочных окон. К храму с запада примыкала открытая колоннада, соединявшая его с отдельно стоящей трехъярусной колокольней, завершенной куполком и шпилем. Нижний квадратный ярус с окнами в два света украшали по четыре ионических полуколонны на каждом фасаде. Верхние два яруса были цилиндрическими. Второй ярус прорезали четыре арки звона, оформленные парами малых римско-ионических полуколонн под треугольными фронтонами, что придавало этому ярусу крестообразность. Третий ярус также с четырьмя арками звонов был декорирован сдвоенными коринфскими колоннами.
Колокольня в том виде, как она представлена на проекте, вовсе не была построена. Не стали сооружать и колоннаду-переход. Храм же был воплощен почти в точности согласно проекту, но с некоторыми упрощениями. Вместо ионического применили тосканский ордер, количество окон в купольном барабане уменьшили до восьми.
Дальнейшая история села была небогата событиями. В середине XIX в. Телебукино принадлежало дочери храмоздателя Е.А. Якушкиной, вышедшей замуж за гвардии поручика князя Николая Васильевича Максутова (р. 1797). По его заказу в 1860 г. к западу от каменного Преображенского храма была построена отдельно стоящая колокольня, маловыразительная по архитектуре. В 1863 г. имение продали В. А. Бакуниной, жене поручика Алексея Петровича Оленина (1833–1910), владельца соседней усадьбы Истомино. В 1875 г. А. П. Оленин построил при церкви сельскую школу (не сохрпнилась), располагавшуюся под одной кровлей с церковной сторожкой[10].
В советское время усадебные постройки и школа со сторожкой разрушились. Каменная церковь была закрыта в 1965 г. и после этого полностью утратила свое богатое внутреннее убранство в духе классицизма и эклектики. В 1990 гг. в интерьере провели грубый ремонт, при этом остатки первоначального убранства уничтожили. Деревянная церковь сгорела после 2005 г. и ныне сильно руинирована: утрачена кровля, часть стен развалилась.
Церковь Преображения выстроена из кирпича с белокаменным цоколем и деталями и оштукатурена. Постройка имеет ярко выраженную центрическую ярусную композицию. Двусветный четырехстолпный почти квадратный в плане четверик с заметно скругленными углами увенчан крупной ротондой купольного барабана. Несколько непропорциональный яйцевидный купол, похожий по меткому выражению Г. К. Вагнера и С. В. Чугунова на купол обсерватории[11], завершен глухим фонариком, несущим яблоко с крестом.
Четыре фасада с проемами, расположенными по трем осям, практически идентичны. Северный и южный фасады оформлены портиками из шести стройных отдельно стоящих тосканских колонн, несущих трехчастный антаблемент с треугольным фронтоном. Крайние колонны сдвоены. Колоннам на стене соответствуют пилястры. С запада и востока выступают ризалиты, к фасадам которых примыкают аналогичные портики из полуколонн. Стройным прямоугольным окнам нижнего света соответствуют меньших размеров окна верхнего. Скругленные углы обработаны неглубокими арочными нишами, в которые вписаны окна. В пятах арок сделаны импосты, а перемычки оформлены рустами. Нижнее прямоугольное окно с брильянтовым замковым камнем в перемычке обрамлено наличником-эдикулой из двух тосканских полуколонн, опирающихся на подоконную доску с кронштейнами и завершенных фрагментом антаблемента. Над ним расположено верхнее полуциркульное окно с веерной расстекловкой.
Упрощенная, хотя и добротная проработка деталей выдает руку местных мастеров. Фусты колонн, сложенные из блоков белого камня, почти лишены энтазиса, а капители имеют чересчур массивные абаки. Несколько худосочный антаблемент, состоящий из очень тонкого архитрава, двухуступчатого фриза и карниза с мутулами, кажется слишком узким по сравнению со стройными пропорциями колонн. Каждая колонна связана с пилястрами парой воздушных металлических связей. В окнах нижнего света сохранились кованые фигурные решетки с ромбическим узором в центре, наложенным на вертикальный рисунок прутьев с двумя поясами из колец внизу и вверху. По середине западного, северного и южного фасадов сделаны входы в храм. Порталы имеют арочные очертания, искаженные закладками при ставке новых дверей.
Барабан купольной ротонды прорезан восемью некрупными арочными окнами и обработан поясом квадрового руста, доходящим до пят арок. Венчающий карниз барабана опирается на мутулы. Верхний глухой фонарик украшен четырьмя парами малых тосканских полуколонн, фланкирующих заложенные арочные проемы и несущих неполный антаблемент.
Внутреннее пространство делится на центральную подкупольную зону и трехсторонний круговой обход, имеющий два яруса. Нижний ярус имеет плоское перекрытие, в верхнем – полукоробовые своды с распалубками над окнами переброшены от внешних стен к подкупольным подпружным аркам. Главный алтарь изолирован боковыми стенами и глухим иконостасом, первоначально оформленным в виде вогнутой округлой колоннады из шести деревянных коринфских колонн (сохранились только фусты без баз и капителей). Между крайними парами колонн, примыкающих к подкупольным столбам, внутри самих столбов сделаны проходы в жертвенник и диаконник. В боковых арках, ведущих из кругового обхода в центральное пространство, вставлены колоннады, поддерживающие хоры верхнего яруса и одновременно отделяющие боковые приделы от центрального пространства. Две средние деревянные колонны стоят свободно, две крайние трехчетвертные – слиты с подкупольными столбами. На углах западной пары подкупольных столбов, выходящих в западную арку, сохранились две трехчетвертные колонны. Возможно, здесь также были еще две свободно стоящие колонны, утраченные после 1965 г. В северо-западной и юго-западной угловых скругленных ячейках сделаны дугообразные лестницы на хоры. Балкон хоров, имеющий ныне граненые очертания, огибает подкупольные столбы, так что можно обойти их со всех сторон. Изначально он не выходил за пределы подпружных арок, оставляя цельное впечатление от подкупольного пространства. Новое убранство храма, выполненное в 1990 гг., не соответствует первоначальному и нарушает гармоничный облик интерьера.
Известно описание утраченных в советское время интерьеров храма, опубликованное Е. В. Михайловским и И. В. Ильенко[12]. Главный иконостас в духе классицизма был решен в форме вогнутой округлой колоннады из шести коринфских колонн, между которыми располагались Царские врата, иконы и врата жертвенника и диаконника. На уровне хор над ним возвышался другой более поздний иконостас эпохи эклектики конца XIX в., «выкрашенный под малахит с позолоченными деталями». По сторонам главного иконостаса и на хорах размещались еще четыре иконостаса. Два из них, так же как и киоты, помещенные на хорах, были выполнены из серого искусственного мрамора. В алтаре на стенах была иллюзорная живопись, имитирующая архитектурные мотивы: здесь были «изображены коринфские колонны, стволы которых перевиты гирляндами цветов».
* * *
Тип четырехстолпных храмов с центрической основой плана в форме квадрата со скругленными углами зародился еще в первой половине XVIII в. в эпоху барокко. Такие храмы чаще завершались одной главой, но могли быть и пятиглавые варианты.
Корни данной типологической линии следует искать в Петровской эпохе – времени зарождения самых разных центрических типов церковных построек в русской архитектуре. Тип храма со скругленным углами сформировался как некий компромисс, в котором соединились черты ротонды, четверика и храма в форме греческого креста[13]. Первыми памятниками, которые можно с оговорками отнести к данному типу, были: одноглавая Никольская церковь в Троекурове (Москва, 1699–1706)[14] и пятиглавый Благовещенский собор монастыря «Богородичный Назрет» в Нежине (1702–1716, Г. И. Устинов)[15].
Характерной особенностью объемной композиции этих храмов были т.н. полуглавия или полукружия, которыми завершались фасады. Иконография обоих памятников была, по всей видимости, навеяна гравированными образцами с проектов голландской архитектуры[16], а также итальянского Ренессанса, в частности с проекта Микеланджело для церкви Сан Джованни деи Фьорентини в Риме (1559), многократно публиковавшегося в книгах по архитектуре[17].
Сложные планы этих центрических построек на основе ротонды можно трактовать и как четверики со скругленными углами и внутренними опорами. Однако такая композиционная неоднозначность, характерная для памятников той эпохи, не позволила данным прототипам сформировать ясную типологию, хотя у обоих храмов имелись реплики[18].
Впервые композиция в форме четырехстолпного четверика со срезанными углами появилась в церкви Троицы в усадьбе Ельдигино (1730–1735) под Москвой, заказанной А. Б. Куракиным, но построенной уже при его наследниках[19]. Центрический ярусный объем завершен восьмигранным купольным световым барабаном. Фасады украшены скупым декором с пилястрами и ушастыми наличниками редких окон. Здесь уже нет той амбивалентности, которая присуща раннепетровским памятникам. Композиции свойственна даже несколько излишняя жесткость и неуверенная, чрезмерная артикулированность форм. В основе проекта предположительно мог быть чертёж плана капеллы Сент Луи Госпиталя Сальпетриер в Париже (1670-1678, Либераль Брюан).
Новая типология долгое время не была востребована. Тип четверика со скругленными углами окончательно сформировался лишь в середине XVIII в. Важную роль в этом процессе сыграл неосуществленный проект церкви Сергия Радонежского для Фонтанного Подворья Троице-Сергиевой лавры в Петербурге (1751, П.А. Трезини)[20]. По иной версии этот проект предполагался для Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом[21]. Храм имел план в виде квадрата со скругленными углами и был увенчан стройным купольным восьмериком на четырех столпах. По сторонам света располагались четыре малые главы[22]. В одном из вариантов проекта объем фланкировали две парные колокольни[23]. Храм соединялся с равновысокими корпусами подворья, а фасады храма и корпусов были богато украшены лепниной в духе Растрелли. Вероятно благодаря тому, что так и не осуществленный проект хранился в Троице-Сергиевой лавре, он стал популярен среди иерархов церкви, нередко нуждавшихся в хороших проектах для своих строительных замыслов.
Однако первенствующую роль в распространении нового архитектурного типа сыграла все-таки придворная знать. Проекты подобных центрических храмов поначалу распространились в подмосковных усадьбах придворных Елизаветы. Одной из первых стала церковь Спаса Нерукотворного в усадьбе Вороново (1752–1763), построенная на средства графа Ивана Илларионовича Воронцова [24]. Центрический четырехстолпный храм имеет ярусную композицию. Углы нижнего двусветного квадратного объема срезаны и оформлены подковообразными выступами с экседрами внутри, а по сторонам света выступают прямоугольные ризалиты. Стройный венчающий купольный восьмерик опирается на четыре столба. Фасадный декор включает сдвоенные колонны, несущие треугольные фронтоны ризалитов, а также пышную лепнину с рокайлем и головками херувимов. К западу по оси храма расположена отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1766), украшенная сдвоенными колоннами под раскреповками и завершенная шпилем.
Храм в Воронове стал объектом для нескольких упрощенных повторений. В частности Троицкая (Сергиевская) церковь в селе Комарёво (1793) Тульской области[25] до ее перестройки повторяла центрическую композицию с крестообразными ризалитами, угловыми полукруглыми выступами и венчающим восьмериком. Однако скупой декор выдержан в духе классицизма. Комаревский храм имеет более позднюю точную копию. Спасская церковь в усадьбе А. П. Князева Клыково (1829) (Козельский район Калужской обл.), практически точно копирует храм в Комарево. Изначально храм был центрическим с отдельно стоящей колокольней (разрушена в советское время, воссоздана на новом месте в 2007)[26].
В более упрощенной форме тип четырехстолпного четверика со скруглеными углами проявился в храме Влахернской Божией Матери в усадьбе Кузьминки (1759–1761, И. П. Жеребцов по проекту С. И. Чевакинского; перестройка 1784–1798 Р. Р. Казаков, И.В. Еготов) в Москве [27]. Церковь с отдельно стоящей колокольней, сооруженная в стиле барокко по заказу М. М. Голицына, была позднее реконструирована в стиле классицизма. Однако центрическая композиция и рисунок плана со скругленными углами были сохранены. Двусветный четверик с фасадами в три оси дополнен четырьмя четырехколонными портиками под треугольными фронтонами. Любопытная деталь – две оконных оси на скругленных углах – выдает связь с ранними памятниками этого типа Петровской эпохи (храм в Троекурове и собор в Нежине). Круглые окна верхнего света вероятно сохранились от первоначального барочного убранства. Четверик увенчан стройной ротондой светового барабана с арочными окнами, которые чередуются с двухъярусными нишами. Купол увенчан ложным фонариком в виде беседки.
Цилиндрическая колокольня, соединенная с храмом открытым переходом, состоит из двух ярусов. Нижний с окнами в два света украшен полуколоннами и перекликается с фасадами четверика, а верхний прорезан четырьмя прямоугольными проемами звонов, усложненными вставными колоннами.
К распространению нового популярного типа построек также были причастны братья Разумовские. А. Г. Разумовский заказал церковь Знамения в Знаменском (1754–1769) под Звенигородом[28]. Она представляет собой смешанный вариант композиции. К центрическому объему со скругленными углами, завершенному круглым барабаном на четырех внутренних опорах, с запада примыкает двухъярусная прямоугольная колокольня. Необычно, что на всех скругленных углах сделаны по два окна, причем одно из двух – ложное. Такое расположение проемов близко к храму в Кузьминках и прототипам Петровской эпохи.
Под Петербургом А. В. Квасов возвел по заказу брата фаворита императрицы Елизаветы гетмана К. Г. Разумовского Троицкую церковь в усадьбе Гостилицы (1755–1764)[29]. Здесь уже основной объем со скругленными углами, увенчанный купольным барабаном, соединен вместе с колокольней, небольшой трапезной и прямоугольным алтарем в развитую продольную трехчастную композицию. Тосканские портики из сдвоенных колонн на боковых фасадах основного объема, а также цилиндрические барабан и ярус звона колокольни говорят о веяниях новой эпохи грядущего классицизма.
Очень близок к проекту, использованному в Знаменском, был Троицкий собор Ростовского Варницкого монастыря (1763–1771, разрушен в 1930 гг., воссоздан в 2010 гг.) близ Ростова Великого в Ярославской области [30]. Собор строился по заказу епископа Ростовского и Ярославского Афанасия (Вольховского). Афанасий, вероятно, получил проект в придворных кругах, в которые был вхож[31]. Центрический двусветный объем со скругленными углами и ризалитами в три оси проемов на фасадах под треугольными фронтонами венчался купольным восьмериком с луковичной главкой, с которой спорила трехъярусная колокольня, примыкавшая с запада[32].
Церковь Знамения в селе Ильинское-Хованское (1781, не сохранилась)[33] Ярославской области была вариацией на тему образа Варницкого собора. Четырехстолпный храм также имел план в виде квадрата со скругленными углами и колокольней с запада, но в композиции преобладала крестообразность, благодаря тому, что двусветные ветви креста были выше одноярусных скругленных угловых ячеек. Над средокрестием возвышался купольный восьмерик.
Скорее всего, именно Троице-Варницкий собор повлиял на композицию Богоявленского собора в Костроме (1776–1791, С. А. Воротилов, разрушен в 1930 гг., воссоздан в 2020 г.)[34], где был применен тот же тип квадратного храма со скругленными углами . Однако здесь центрическое ядро было включено в продольную трехчастную композицию: с востока имелся полукруглый алтарный выступ, а с запада примыкала грандиозная четырехъярусная колокольня (наподобие неосуществленного первого варианта колокольни Смольного), соединенная с храмом длинным узким притвором-трапезной. Стройная купольная ротонда с элегантным ожерельем круглых люкарн в куполе, завершавшая основной объем собора, была довольно узнаваемо скопирована с купола Петропавловского собора в Петербурге. Любопытно, что ротонда костромского собора не служила световым барабаном, а была отделена от основного пространства. В ней располагалась епархиальная библиотека.
Костромской собор стал образцом для ряда местных реплик. Он был упрощенно повторен в барочном храме Рождества Богородицы в селе Писцово (1808) Ивановской области[35]. Писцовская церковь имеет центрично-осевую композицию: с севера и юга выступают ризалиты под треугольными фронтонами, с востока – апсида, а с запада симметричный ей полукруглый притвор.
Более поздним отголоском той же темы стала церковь Преображения в Солигаличе (1821, губернский архитектор Н. И. Метлин) Костромской области[36], выдержанная в сухих формах позднего классицизма. Фасады четверика украшены четырехколонными портиками под треугольными фронтонами, скругленные углы рустованы, а купольный барабан с арочными окнами обработан полуколоннами. Близка к предыдущей церковь Богоявления в селе Нейское (1825) Костромской области[37].
Ярким примером центрической композиции подобного рода является Покровская церковь в Торопце (1766–1774)[38], построенная в пышных формах барокко на средства купца 1-й гильдии Якова Васильевича Туфанова. Строго-центрический квадратный объем с плавно скругленными углами имеет одинаковые фасады, расчлененные пилястрами и завершенные треугольными фронтонами. Арочные окна украшены барочными ушастыми наличниками с лучковыми и треугольными сандриками и замковыми камнями. Стройный купольный восьмерик, водруженный на четырех внутренних столбах, завершен фонариком вычурной формы, украшенным волютами и пинаклями с шарами. Внутри храма сохранилась богатая рокайльная лепнина в духе столичной архитектуры.
В барочной церкви Сошествия святого Духа в Перемышле (1767) Калужской области центрическое ядро в форме четырехстолпного четверика со скругленными углами, завершенного восьмериком, усложнено примыкающей с запада продольной трапезной[39].
В период раннего классицизма барочный тип одноглавых четырехстолпных храмов со скругленными углами развивался и усложнялся. Казанская церковь в г. Богородицк (1774–1783, И. Е. Старов, Я. А. Ананьин (?)) при усадьбе сына Екатерины II и Г. Г. Орлова – А. Г. Бобринского в Тульской области[40] имеет в основе ту же схему, что и храм в Перемышле. К основному центрическому четырехстолпному объему, увенчанному купольным барабаном, с запада примыкает небольшая узкая трапезная, придающая плану продольность, а с востока – апсида. Тосканский колонный портик-лоджия на западном фасаде трапезной перекликается с портиками на боковых фасадах храма. В строгом раннеклассицистическом декоре преобладают геометрические мотивы. Общая схема композиции и сдержанная архитектура храма-усыпальницы[41] в Богородицке обнаруживает сходство с французскими аналогами, вероятно знакомыми Старову[42].
Продольность могла выражаться в примыкании к центрической основе в виде четверика со скругленными углами колокольни: такова церковь Василия Великого в селе Брасово (1778–1780) Брянской области[43] в усадьбе полковника С. С. Апраксина[44].
Сходна с предыдущей Вознесенская церковь в селе Скородное (1802–1820) Липецкой области[45]. Изначально у нее был центрично-осевой трехчастный план. К квадратному со скругленными углами храму, завершенному купольным барабаном, примыкают симметричные алтарь и притвор, к которому позднее (1820–1830) была добавлена колокольня.
С развитием зрелого классицизма ближе к концу XVIII столетия под влиянием образа Софийского собора в Царском Селе вновь распространились чисто центрические варианты подобных композиций[46]. И. Э. Грабарем был опубликован проект неизвестной церкви Е. С. Назарова из собрания ГИМ, который исследователь безосновательно связал с Баженовым[47]. Центрический квадратный со скругленными углами четырехстолпный храм с колонными портиками на фасадах завершен высоким купольным барабаном, окруженным четырьмя малыми куполами на низких барабанах с круглыми окнами. Характерно, что подкупольные столбы образуют внутри ротонду, на которую опирается центральный барабан. В ограде храма предполагалась отдельно стоящая колокольня с цилиндрическим ярусом звона.
Близки к данному проекту некоторые храмы южных губерний, например: церковь Рождества Богородицы в Юнаковке (1793–1806) Сумской области Украины[48] со срезанными углами и пятиглавием; или в еще большей степени Преображенская церковь в Яблоновке (1811–1816) Черниговской области[49] с округлыми углами, переходящими в цилиндрические барабаны малых глав.
В Подмосковье на рубеже XVIII–XIX вв. были сооружены два храма, близкие к проекту Назарова – это: церковь Рождества Богородицы в Талеже (1795–1796, архитекторы Е. С. Назаров, И. Бабакин)[50], выстроенная по заказу графа В. Г. Орлова, со шпилем на единственном куполе, четырьмя портиками тосканского ордера на фасадах и с отдельно стоящей колокольней; и сходная с ней церковь Михаила Архангела в Одинцово (1800)[51].
Преображенский собор в г. Спас-Деменск (1818) Калужской области в целом весьма схож с предыдущими постройками. Приземистый четверик со скругленными углами и тосканскими портиками на фасадах завершен купольной ротондой. Внутреннее подкупольное пространство имеет форму ротонды с полукруглыми экседрами на востоке.
Аналогичное, но более сложное решение интерьера применено в церкви Сергия Радонежского в селе Выездное (1794–1795) под Арзамасом [52]. Здесь восьмистолпная ротонда, спрятанная внутри грузного квадратного объема со скругленными углами, выражена ярче, чем в других аналогах. Идентичные фасады с раннеклассицистическим декором и архаичными овальными окнами верхнего света украшены четырехколонными тосканскими портиками[53].
Выразительным памятником архитектуры зрелого классицизма является Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Ключищи (1797–1804) Верхнеуслонского района Республики Татарстан[54]. Заказчиком храма был помещик камергер Павел Петрович Нарышкин. Строительство осуществлял подрядчик из местных крестьян Андрей Иванович Рябина. Известно, что в церкви был придел святой Варвары[55].
Композиция, состоящая из храма и колокольни, соединенных узким переходом, имеет в основе ярко выраженное центрическое ядро – ярусный основной храмовый объем. Квадратный четырехстолпный четверик с плавно скругленными углами завершен стройной купольной ротондой светового барабана, увенчанной фонариком с шаровидной главкой. Симметричные одинаковые фасады двусветного четверика в три оконных оси украшены тосканскими пилястровыми портиками под треугольными фронтонами. Над арочными окнами нижнего света расположены круглые окошки верхнего. Все окна заглублены в плоские ниши. Скругленные углы обработаны ленточным рустом. Карнизы фронтонов усилены мутулами. Ротонда барабана освещена по сторонам света четырьмя тройными окнами-серлиана. По диагоналям в два яруса сделаны плоские ниши: прямоугольные внизу и круглые наверху.
Узкий переход в две оси проемов соединяет четверик с квадратным в плане основанием четырехъярусной колокольни. Первый ярус обработан сдвоенными тосканскими пилястрами, перекликающимися с портиками четверика и прорезан тремя арками входов. В стенах второго крестообразного яруса, завершенного четырьмя фронтонами по сторонам света, сделаны термальные окна. Третий и четвертый ярусы звонов – цилиндрические. В третьем расположены четыре крупных арки, а в четвертом – над арками устроены круглые окна-резонаторы. Колокольня увенчана полусферическим куполом с главкой, что перекликается со световой ротондой четверика.
Внутри четыре подкупольных пилона делят пространство храма на центральную зону, освещенную окнами высокого барабана и боковые компартименты приделов и притвора, формирующие пониженный круговой обход. Алтарь первоначально отделялся невысоким иконостасом (заменен при восстановлении многоярусным в духе эклектики).
Несколько диспропорциональна приземистая церковь Успения с Полотнища в Пскове (1810), выдержанная в запоздалых формах раннего классицизма[56]. Четверик с тосканскими фронтонными портиками увенчан невысоким купольным барабаном с овальными окнами. Рядом с храмом расположена отдельно стоящая колокольня.
С тем же кругом прототипов связаны два главных храма Рыльска Курской области. Успенский собор (1809–1811, заказчик купец Иван Федотович фон Филимонов) и церковь Покрова (1822, заказчики купцы Севастиан и Фёдор Андрониковы Шелеховы) выстроены по одному проекту, но незначительно различаются в деталях[57]. К центрическому двусветному четверику со скругленными углами и четырехколонными портиками, завершенному стройной купольной ротондой, примыкает высокая четырехъярусная колокольня со шпилем. Различия двух построек заключаются лишь в том, что по углам Успенского собора добавлены четыре глухих куполка.
Близка к рыльским храмам была Преображенская церковь в Усолье Симбирском (1827, не сохранилась) Симбирской губернии [58], сооруженная на средства графа Владимира Григорьевича Орлова (младшего из знаменитых «екатерининских орлов»). Здесь центричность объема ничем не нарушалась. Квадратный со скругленными углами четверик с прямоугольными окнами в один свет был украшен по сторонам света четырехколонными тосканскими портиками и завершен стройной купольной ротондой с арочными окнами, купол которой венчался стройной фигурной главкой. Над скругленными углами возвышались глухие малые куполки с главами, т. о. композиция была пятиглавой.
Никольский собор в г. Епифань (1810–1850) Тульской области[59], строившийся много лет, соединяет запоздалые формы зрелого классицизма с ампирными элементами. По своей композиции и декору фасадов он близок к храмам в Телебукине и Ключищах. По сторонам света четверик украшен коринфскими шестиколонными портиками со сдвоенными крайними колоннами (угловые квадратные в сечении). На скругленных углах верхние окна круглые, а ротонда светового барабана освещена окнами-серлиана. К центрическому ядру примыкает пониженная трапезная. Более ранняя отдельно стоящая шатровая колокольня расположена с запада. При общей композиции, характерной для зрелого классицизма, декор фасадов четверика обильно украшен пышной ампирной лепниной.
Как видно из данного примера, в эпоху зрелого и позднего классицизма центрическая основа в виде четверика со скругленными углами нередко включалась в традиционную продольную композицию. Но если в епифанском соборе это сделано механически, то существовали и другие варианты композиций, где центричность и продольность сливались в единое целое. Такова, например, композиция церкви Рождества Богородицы в селе Плюсково (1820) Калужской области[60]. Компактный объем со скругленными углами, украшенный по бокам четырехколонными портиками и завершенный купольным барабаном, уравновешен равновысокой апсидой с востока и трапезной с двухъярусной колокольней – с запада.
Для поздних построек данного типа свойственно упрощение форм, стремящееся к унификации, близкой к образцовым проектам. Характерна в этом отношении Ильинская церковь в селе Панино (1858) Липецкой области[61] с уплощенным позднеампирным декором и пилястровыми дорическими портиками на фасадах. К центрическому однокупольному четверику со скругленными углами примыкает длинная трапезная с трехъярусной цилиндрической колокольней. Можно назвать и другие примеры[62].
На рубеже XVIII–XIX вв. стали появляться более сложные композиции с планом в форме квадрата со скругленными углами, но у которых при этом ярче выражена крестообразность объема благодаря тому, что ветви пространственного креста повышены относительно угловых скруглений.
К этому типу принадлежат выстроенные по заказу А. М. Голицына по одному проекту Тома де Томоном: Успенская церковь в Пречистом (1799–1807) Смоленской области и церковь Рождества Богородицы в Пропойске (1791–1793) в Белоруссии[63]. Лапидарный крестообразный объем с безордерными фасадами и скругленными закрестовьями увенчан ротондой светового барабана, прорезанной термальными окнами.
Композиционно близка к этим храмам церковь Троицы в селе Кондрово (Троицкое, 1818–1841)[64] Калужской области, заказанная помещицей Верой Ивановной Хлюстиной, вдовой штабс-ротмистра Семёна Антоновича Хлюстина (сын крупного калужского предпринимателя и благотворителя Антона Семёновича Хлюстина). По версии С. В. Безсонова храм в Кондрове построен по проекту крепостного архитектора Хлюстиных И. А. Каширина[65]. Однако в Музее архитектуры имени А. В. Щусева, среди архитектурной графики из коллекции В. В. Згуры в 2022 г. был обнаружен проект Троицкого храма в Кондрове[66]. Чертеж подписан архитекторским помощником Петром Ивановичем Гусевым (1809 – после 1881). Возможно, впрочем, судя по датам жизни Гусева, что он лишь копировал чужой проект. Проект в точности соответствует выстроенному в натуре храму.
Четырехстолпный храм имеет план в форме квадрата со скругленными углами. Однако в объеме ярко выражен греческий крест. Центрическая крестообразная композиция с пониженными скругленными ячейками в закрестовьях увенчана стройным купольным барабаном с фонарем. Фасады двусветных рукавов креста оформлены шестиколонными ионическими портиками (крайние колонны сдвоены) под треугольными фронтонами. В проекте антаблемент украшали надписи «Во имя Святыя Троицы», фронтон был занят рельефным изображением всевидящего ока в сиянии, а над фронтонами возвышались картуши с гербами и ангелами. Отдельно стоящая колокольня с цилиндрическими верхними ярусами соединялась с храмом крытым переходом на колоннах. Сегодня переход утрачен, а колокольня обезображена. В целом храм в Кондрове имеет немало сходства с церковью в Телебукине. Особенно близки решения фасадов с портиками, крайние колонны которых сдвоены.
Проект храма в Кондрове явно использовался повторно в Калужском регионе. Так аналогичная композиционная схема с пониженными скругленными углами, но в упрощенном варианте, применена в храме Рождества Богородицы в Гостешеве (1830)[67] и Казанской церкви в Медыни (1836) Калужской области[68]. Встречаются и другие подобные храмы в иных регионах[69].
В конце 1810 гг. типология стала все более размываться. Форма квадрата со скругленными углами все чаще соединялась с греческим крестом и с формой ротонды. Такие поиски характерны для разнообразных вариантов проекта Храма Христа Спасителя в Москве А. Н. Воронихина[70] и А. Л. Витберга[71].
Неосуществленные проекты для храма Христа Спасителя находили отражение и в других памятниках. Например, архитектурный облик и история создания церкви Успения в Косине (Москва, 1818–1823)[72] в сдержанных формах позднего классицизма, непосредственным образом связаны с войной 1812 г. Село Косино с деревянным храмом было разорено отступающими французами, после чего храм хотели было закрыть за неимением прихода. Однако купец Дмитрий Александрович Лухманов (известный книготорговец, антиквар и нумизмат), приобретя эти земли, соорудил на свои деньги новый каменный храм Успения и отдельно стоящую колокольню с Никольским престолом. Новые церкви стали зримым символом возрождения после французского разорения. По окончании постройки в 1826 г. храмы посетила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и вместе с ней великая княгиня Елена Павловна, отметив таким образом инициативу Лухманова по увековечению победы в Отечественной войне.
Архитектура Успенской церкви отталкивается от проектов А. Н. Воронихина и в то же время отдаленно перекликается с проектами из увража А. С. Кутепова (1829)[73]. Сложная центрическая ярусная композиция, построенная на основе круга и греческого креста, может быть трактована трояко: как крещатая ротонда с портиками, как четверик со скругленными углами, увенчанный ротондой, либо как крестообразный храм со скругленными ячейками в закрестовьях. Примечательно, что такая же амбивалентность объемно-планировочной композиции была характерна для ранних ротонд петровской эпохи, периода зарождения ротонд в России.
В Косине основной приземистый округлый объем первого яруса с четырех сторон украшен четырехколонными дорическими портиками под треугольными фронтонами. Восточный портик непосредственно примыкает к алтарному выступу. Трехчастные антаблементы портиков с триглифным фризом не совпадают с венчающим нижний ярус двухчастным антаблементом, который расположен чуть ниже, выделяя таким образом портики по высоте. На скругленных участках фасада помещены по три прямоугольных окна в арочных нишах с выделенными архивольтами. Простенки между нишами рустованы. Над первым ярусом возвышается невысокая ротонда светового барабана с арочными окнами между сдвоенными ионическими пилястрами, завершенная полуциркульным куполом с главкой.
Сходный по формам проект использовался при строительстве типовых зданий Армянской церкви и Мечети на Нижегородской ярмарке (1825–1827, инженер А. Л. Леер, не сохранилась)[74]. В основе плана обеих построек был квадрат с сильно скругленными углами, близкий к ротонде. Фасады по сторонам света украшались четырехколонными дорическими лоджиями, чередовавшимися с плоскими пилястровыми портиками. На четырех столбах внутри возвышались венчающие части: купольная ротонда в армянской церкви и башня минарета в мечети.
В провинции, в частности в Рязанской области, эти образы также находили отражение. Например, центрическая церковь Николая Чудотворца в селе Дятьково (Дядьково, 1840–1889, не сохранилась) под Рязанью[75] также имела в основе план в форме квадрата со скругленными углами, соединенный с греческим крестом. Выстроенный участником наполеоновских войн полковником Николаем Сергеевичем Дубовицким, дятьковский храм своими тяжеловесными позднеампирными формами явно отсылал к узнаваемому прототипу – памятнику победе 1812 г., неосуществленному проекту Воронихина для Храма Христа Спасителя.
* * *
Итак, церковь в Телебукине вписывается в определенную типологическую линию квадратных храмов со скругленными углами. Этот тип ведет свое начало из эпохи барокко, но просуществовал вплоть до конца эпохи классицизма. Храмы этого типа обладают узнаваемыми общими чертами, несмотря на существование различных вариаций в рамках единой типологии. Среди прочих памятников этого типа, храм в Телебукине обнаруживает стилистическую близость к собору в Епифани и церкви в Кондрове.
В заключение следует сказать, что широкий архитектурный контекст церкви в Телебукине не умаляет ее своеобразия, но лишь напротив, позволяет понять место данного памятника в истории русской архитектуры. Прекрасный образец классицизма, принадлежащий к барочному типу центрических построек, имеющему богатую историю, оставил яркий след в архитектуре Рязанского региона.
Примечания
[1] См. о церкви: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 60 (Клировые ведомости, 1915 г.); ГНИМА. Р I-223 (И. С. Гагин (?). Проект церкви в Телебукине); РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1218; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т. 4. Рязань: Типография В. О. Тарасова, 1891. С. 108–110; Михайловский Е. В., Ильенко И. В. Рязань. Касимов. М: Искусство, 1969. С. 199; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Рязанские достопамятности. М.: Искусство, 1974. C. 58–59; Они же. Там же [переиздание]. 1989. С. 64–65; История русского искусства. Т. 14. М.: Северный паломник, 2011. С. 226–228; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область. Ч. 1. / Редколлегия: В. И. Колесникова (отв. ред.), А. В. Королёва, Г. К. Смирнов, Е. Г. Щеболева, А. Н. Яковлев. М.: Индрик, 2012. С. 57, 66; Чижков А. Б., Графова Е. А. Рязанские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. М.: НП «Русская усадьба», 2013. С. 40–41.
[2] Добролюбов И.В. Указ. соч. С. 108.
[3] Там же. С. 109.
[4] Там же.
[5] ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 60.
[6] Иногда в литературе именно эту дату ошибочно связывают с окончанием постройки. См.: Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Указ. соч. C. 58–59; Они же. Там же [переиздание]. С. 64–65; Чижков А. Б., Графова Е. А. Указ. соч. С. 40–41.
[7] ГНИМА. Р I-223.
[8] Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Указ. соч. C. 58–59; Они же. Там же [переиздание]. С. 64–65.
[9] Капители этого ордера с крупными волютами, развернутыми по диагонали, обычно украшались гирляндами или подвесками «серьги» в виде виноградных лоз. Такой ордер был очень характерен для московского раннего классицизма круга архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, ориентировавшихся на французские увражи Ж.Ф. Неффоржа.
[10] Добролюбов И.В. Указ. соч.. С. 109; Чижков А. Б., Графова Е. А. Указ. соч. С. 40–41.
[11] Вагнер Г. К., Чугунов С. В. Указ. соч. C. 58–59; Они же. Там же [переиздание]. С. 64–65.
[12] Михайловский Е. В., Ильенко И. В. Указ. соч. С. 199.
[13] Подробнее см.: Яковлев А. Н. Реминисценции петровской архитектуры в храмовом зодчестве 2-й половины XVIII в. // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. Т. 1. М.: МАРХИ, 2016. С. 68–70; Он же. Храмы типа «ротонда в ротонде» в России в эпоху барокко и их европейские аналоги // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 21 (37). М.–СПб.: Изд. дом «Коло», 2017. С. 307–322; Он же. Ротондальные храмы России XVIII – первой четверти XIX века: формирование и распространение устойчивых архитектурных типов. Диссертация … канд. искусствоведения. М., 2022.
[14] Заказчик – последний начальник Стрелецкого приказа боярин И. Б. Троекуров. См.: Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная часть территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2004. С. 102.
[15] Заказчик – местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский. См.: Чернов И. Краткая история построения Нежинского Благовещенского монастыря, называемого: Богородичным Назаретом. М., 1815. С. 11– 12.
[16] Вл. В. Седов назвал одним из аналогов и возможных прототипов храма в Троекурове Северную церковь в Амстердаме (1620–1623, Х. де Кейсер). См.: Седов Вл. В. Церковь Николая Чудотворца в Троекурово // Московское наследие. 2013. № 28. Запад. С. 12–19.
[17] Например: Insignium Romae Templorum... Roma, 1683. Эта книга была в библиотеке Петра Великого. См.: Исторический очерк и обзор фондов Рукописного отдела Библиотеки Академии наук / Ред. В. П. Адрианова-Перетц. Вып. 1: XVIII век. М.–Л., 1956. С. 320, 353.
[18] У Троекуровского храма была почти точная копия – церковь Троицы в Любутском Калужской обл. (1‑я пол. XVIII в. (?), не сохр.). Заказчиком предположительно мог быть основатель династии горнопромышленников Н. А. Демидов. См.: Чекмарёв А. В., Слёзкин А. В. Хроника вандализмов // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 12 (28). М., 2006. С. 822–823. Первым довольно грубым подражанием Нежинскому Благовещенскому собору стала трехглавая церковь Преображения в Нежине (1757). К сожалению, утрачены два более точных и в то же время ярких по архитектуре храма-подражания. Воскресенская церковь в Полтаве (1773–1778, не сохр., заказчик полтавский бургомистр П. Я. Руденок). Сретенская церковь в Полтаве (1782–1787, не сохр., [18] ктиторы: войсковой товарищ П. Приказный и Я. Калиушка). См.: Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. 2-е изд. Исправл. и дополн. Полтава, 1902. С. 238–246.
[19] Колокольня над западной частью храма, нарушившая центричность объема, была добавлена в 1860 гг. См.: Памятники архитектуры Московской области (1). Т. 2. М.: Искусство, 1975. С. 147; М. В. Нащокина выводит иконографию куракинского храма из Парижского дома Инвалидов, что едва ли верно. Скорее прототипом для храма в Ельдигине, проект которого был заказан Б. А. Куракиным в Париже, могла послужить церковь госпиталя Сальпетриер. См.: Нащокина М. В. Ельдигино // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки / Под общ. ред. М. В. Нащокиной. М.: Издательство «Жираф», 2000. С. 66–83.
[20] Проект был заказан Арсением (Могилянским, 1704–1770), тогдашним архимандритом Троице-Сергиевой лавры и архиепископом Переславль-Залесским (1744–1752). Арсений окончил служение в сане Митрополита Киевского (1757–1770). См.: Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. III. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. М.: Издание И. Кнебель, [1911]. С. 232–233.
[21] Сообщено в рамках доклада А. Е. Ухналёвым. См.: Ухналёв А. Е. К стилистической эволюции купольных сооружений в русской архитектуре первой половины XVIII в. // Тезисы международной конференции «Актуальные проблемы истории и теории искусства» VII. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. С. 217.
[22] Эта «украинизирующая» особенность говорит о том, что прообраз необычной композиции храмов со скругленными углами, возможно, следует искать в Украине. Однако самый ранний памятник такого типа в Украине – Благовещенский собор монастыря «Богородичный Назарет» в Нежине (1702–1716) был построен московским мастером Г. И. Устиновым и имеет московское пятиглавие по углам.
[23] Этот вариант явно был навеян другим более ранним неосуществленным проектом эпохи Петра Великого – для храма при училищном доме «Сад Петров», выполненным Т. Швертфегером в 1717 г., и, несомненно, известном П.А. Трезини. См.: Горбатенко С. Б. «Сад Петров» Феофана Прокоповича, Теодора Швертфегера и Ниола Микетти // Реликвия. 2009. № 20. С. 50–56; Ухналёв А. Е. К творческому портрету архитектора Теодора Швертфегера // Архитектурное наследство. Вып. 57. М.: УРСС, КРАСАНД. 2012. С. 152–165.
[24] Ныне Подольский р‑н Московской обл. Архитектором считается К. И. Бланк, и хотя документальных подтверждений не найдено, авторство его сомнений не вызывает. См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVII–XVIII ст. Вып. 7. (Перемышльская и Хотунская десятины). М., 1889. С. 51–53; Памятники архитектуры Московской области. С. 120–122;Баранов П. Л. Усадебные постройки архитектора К. И. Бланка // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 19 (35). М.–СПб.: Изд. дом «Коло», 2014. С. 353–373.
[25] Ранее Белёвский уезд Тульской губ., ныне Арсеньевский р‑н Тульской обл. Заказчиками были: помещик Анисим Титович Князев (1716–1790) и его сын бригадир Сергей Анисимович Князев. Изначально храм был центрическим, но в 1882 г. к нему пристроили трапезную с колокольней. См.: Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула: Типография Н. И. Соколова, 1895. С. 196–197. Чижков А. Б. Тульские усадьбы. Смоленск: НП «Русская усадьба», 2011. С. 24.
[26] См.: Чижков А. Б., Зорин А. А. Калужские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб. М.: НП «Русская Усадьба», 2007. С. 59.
[27] Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М.: Искусство–XXI век, 2007. С. 132–133.
[28] Одинцовский р-н Московской обл. См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVII–XVIII ст. Вып. 3. (Звенигородская десятина). М., 1886. С. 65; Памятники архитектуры Московской области (2). Вып. 4. М.: ГУП МО «МОК-Центр», 2009. С. 186.
[29] Ныне Ломоносовский р‑н Ленинградской обл. См.: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб.: Типография Департамента уделов, 1885. С. 63–70; Мурашова (Глинка) Н. В. Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Ломоносовский район. СПб.: ТО «Балтийская звезда», РИД «Алаборг», 2015. С. 239–242.
[30] Монастырь, основанный в XV в., был разрушен в 1930 гг. и воссоздан в приблизительных формах в 2010 гг. См.: Мельник А. Г. Уничтоженные храмы Ростова Великого. М.: Индрик, 2008. С. 137–164.
[31] Именно Вольховский курировал строительство Троице-Сергиевой пустыни по проекту П. А. Трезини.
[32] Четвертый ярус был надстроен в XIX в.
[33] Алитова Р. Ф. Ростовская церковная архитектура XVIII века. М.: Индрик, 2010. С. 104–105.
[34] Кудряшов Е. В. Костромской зодчий XVIII в. С. А. Воротилов // Памятники архитектуры и монументального искусства. Вып. 5. Столица и провинция. М.: Наука, 1994. С. 162–179; Демидов С. В. Архитектор С. А. Воротилов // Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Вып. 3. Кострома, 1995. С. 4–12; Кудряшов Е. В. Костромской зодчий XVIII в. С. А. Воротилов // Кудряшов Е. В. Художественная культура Костромского края XVI–XIX вв. Кострома, 2004. С. 59–77; Цеханский Р. Село Писцово – зеркало Костромы // Россия. Наследие. № 02. 2017. С. 78–87.
[35] Ранее Нерехтский уезд Костромской губернии, ныне Комсомольский р‑н Ивановской обл. См.: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская обл. Ч. 2 / Отв. ред. Е. Г. Щёболева. М.: Наука, 2000. С. 529–534.
[36] Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 4, город Солигалич и Солигалический район / Отв. ред. Е. Г. Щёболева. Кострома, 2002. С. 101–103.
[37] Парфеньевский р‑н. Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 9, Антроповский район, Парфеньевский район, Островский район, Судиславльский район / Отв. ред. Е. Г. Щёболева. Кострома, 2007. С. 180–181.
[38] Ранее уездный город Псковской губернии, ныне райцентр Тверской обл. Покровская церковь в 2005 г. передана Тихоновскому Торопецкому монастырю. См.: Галашевич А. А. Торопец и его окрестности. [Дороги к прекрасному]. М.: Искусство, 1972. С. 57.
[39] Рошефор де, Н. И. Опись церковных памятников Калужской губернии. СПб., 1882. С. 327.
[40] Уездный город, ныне райцентр Тульской обл. В 1778 г. были освящены Никольский и Петро-Павловский приделы, в 1783 г. главный престол. См.: Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула: Типография Н. И. Соколова, 1895. С. 130–131; Чертеж утраченного иконостаса опубликован в кн.: Памятники искусства Тульской губернии. Материалы Тульского отдела Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Год II. Вып. 2. М.: Синодальная типография, 1914. По сведениям Н. П. Собко и Н. Н. Врангеля строительство храма вел Яков Ананьин, сотрудничавший также с Н. А. Львовым. См.: Собко Н. П. Словарь русских художников (XI–XIX вв.). Т. I. Вып. 1. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1893. С. 145; Врангель Н. Н. Помещичья Россия // Старые годы. СПб., 1910. Июль–Сентябрь. С. 19, 20, 24, 67–68, прим. 201. Подписной проект Старова 1773 г. (ГИМ. КП-55709/Я. 20 П. 5. № 1), несколько отличающийся от выполненного в натуре здания, опубликован Н. Белеховым и А. Петровым в монографии об архитекторе: См.: Белехов Н., Петров А. Иван Старов. Материалы к изучению творчества. М.: Издательство Академии Архитектуры, 1950. С. 37–41; Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись. XVII – начало XX в. М.: Калинкин и Ко, 2004. С. 121, 249, кат. № 162. См. также: Чижков А. Б. Тульские усадьбы. Смоленск: НП «Русская усадьба», 2011. С. 113–114.
[41] Под церковью с юга имеется белокаменный склеп.
[42] Напр., церковь в Ворей-сюр-Онон (Voray-sur-l’Ognon, 1770, Николя Николь). См.: von Kalnein W. Architecture in France in Eighteenths Century. New Haven and London: Yale UniversityPress, 1995. P. 203.
[43] Ранее Севский уезд Орловской губернии, ныне райцентр Брянской обл., на храме сохранилась закладная доска: «В 1778 году мая 28 дня заложен и застроен сей храм архитектором его сиятельства Фёдора Алексеевича Апраксина служитель Ал. [нрзб.] Морозов. Иждивением его высокоблагородия Степана Степановича Апраксина и старанием его правителя Ивана Усорина (? – А.Я.)». См.: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область / Отв. ред. В. П. Выголов. М.: Наука, 1998. С. 190–195;
[44] Ярусная колокольня храма была утрачена в советское время.
[45] Ранее Епифанский уезд Тульской губернии, ныне Данковский р‑н Липецкой обл., заказчик Михаил Алексеевич Яблочков. См.: Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула: Типография Н. И. Соколова, 1895. С. 372; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район. Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011. С. 319–321.
[46] Чекмарёв А. В. Влияние «царскосельской Софии» на архитектуру усадебных церквей // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 18 (34). М.–СПб.: Изд. дом «Коло», 2013. С. 312–329.
[47] Грабарь И. Э. В поисках неизвестных построек В. И. Баженова // Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. С. 147.
[48] Ранее Сумской уезд Харьковской губернии, ныне Сумский р-н Сумской обл. Заказчик князь Михаил Андреевич Голицын. См.: Чекмарёв А. В. Указ. соч. С. 318.
[49] Ранее Полтавская губерния, ныне Прилуцкий р-н Черниговской обл. Заказчик Георгий Горленко. См.: Чекмарёв А. В. Указ. соч. С. 326.
[50] Чеховский р-н Московской обл. Памятники архитектуры Московской области (1). Т. 2. С. 316.
[51] Домодедовский р-н Московской обл., заказчик М. П. Нарышкин. Памятники архитектуры Московской области (2). Вып. 1. М.: Стройиздат, 1998. С. 252–256.
[52] Арзамасский р-н Нижегородской обл. См.: Каравашкин В. А., Шумилкин С. М. Каменное храмовое зодчество Нижегородской губернии XVIII века. Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 127, 154.
[53] В 2000 гг. с запада пристроили трапезную, грубо исказив центрическую композицию.
[54] Известия по Казанской епархии. 1891; Боголюбов А. Иоанно-Предтеченский храм села Ключищи Казанской епархии. Казань, 1902; Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Т. 1. Административные районы / Отв. ред. Р. А. Айнутдинов. Казань: «Мастер Лайн», 1999. С. 117.
[55] Храм поновлялся во второй половине XIX в., при новом владельце маркизе Александре-Николае Филипповиче Паулуччи, сыне героя наполеоновских войн. В 1891–1892 гг. в селе доживала свой век первая русская военная медсестра, прославившаяся в Крымскую войну Дарья Лаврентьева (Севастопольская). В советское время храм закрыли, и он стоял заброшенным до 2011 г., когда был восстановлен.
[56] Заказчиц – полковница Анна Лукинична Шишкова. См.: Псковская епархия – 2009: Справочник. / Сост.: П. Воробьёв, А. Зилотов. СПб.: Ладан, 2009. С. 51.
[57] Из истории храмов Курской епархии. Г. Курск, Курский, Глушковский, Кореневский, Рыльский, Хомутовский районы. / Под ред. В. Л. Богданова, Н. А. Елагиной. Курск: ОКУ «Госархив Курской области», 2013. С. 147–153; Яковлев А. Н. Курская и Рыльская епархия. Архитектурное наследие // Православная энциклопедия. Т. 39. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 431–337.
[58] Ранее Сызранский уезд Симбирской губ., ныне в Самарской обл. См.: Баженов Н. И. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск: Типо-литография А. Т. Токарёва, 1903. С. 108.
[59] Кимовский р-н. Заказчик купец П. М. Логинов. См.: Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула: Типография Н. И. Соколова, 1895. С. 280–282.
[60] Ранее Медынский уезд Калужской губернии, ныне Дзержинский р-н Калужской обл. См.: Рошефор де, Н. И. Опись церковных памятников Калужской губернии. СПб., 1882. С. 323; Чижков А. Б., Зорин А. А. Указ. соч. С. 37.
[61] Ранее Лебедянский уезд Тамбовской губернии, ныне Липецкий р-н Липецкой обл. См.: [Андриевский А. Е.] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц. Тамб. Духов. Консистории под ред. А. Е. Андриевского. Тамбов: Типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911. С. 521, № 776.
[62] Весьма упрощенные и сильно запоздалые формы зрелого классицизма проявились в облике Казанской церкви в селе Нутрёнка (1850) Княгининского р-на Нижегородской обл.; Георгиевская церковь в селе Большая Чернава (1866, епарх. архит. П. Лутохин) Краснозоренского р-на Орловской обл. в скупых формах позднего классицизма сильно обезображена перестройками. См.: Неделин В. М. Архитектурные древности Орловщины. Кн. 2 (ушедшее). Орёл: Вешние воды, 2009. С. 136.
[63] Чекмарёв А. В. Забытые храмы Гжатской вотчины князей Голицыных // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 10 (26). М.: Издательство «Жираф», 2004. С. 483–499.
[64] Рошефор де, Н. И. Опись церковных памятников Калужской губернии. СПб., 1882. С. 323; Безсонов С. В. Крепостные архитекторы: I. Опыт исторического исследования. II. Словарь крепостных архитекторов. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1938. С. 63; Шорбан Е. А., Зубарёв В. В. Церковное строительство «мосальских меценатов» Хлюстиных во второй половине XVIII – первой трети XIX в. // Памятники архитектуры и монументального искусства XVI–XX вв. Вып. 7. М.: Наука, 2005. С. 208–241.
[65] Безсонов С. В. Указ. соч. С. 63; Шорбан Е.А., Зубарёв В.В. Указ. соч. С. 230.
[66] Чертеж экспонирован на выставке коллекции В. В. Згуры, посвященной 100-летию основания ОИРУ.
[67] Ранее Тарусский уезд, ныне Жуковский р-н Калужской обл. См.: Рошефор де, Н. И. Указ. соч. С. 334.
[68] Ранее уездный город, ныне райцентр Калужской обл. См.: Рошефор де, Н. И. Указ. соч. С. 321.
[69] Например, собор Троицы в г. Ядрине (1829), ранее Нижегородской губернии, ныне райцентре Чувашии.
[70] В разные годы исследователь по-разному интерпретировал наследие зодчего. В каталоге чертежей Воронихина 1952 г. Гримм выделял всего два основных типа («А» – однокупольная ротонда и «Б» – пятикупольный крестообразный храм со скругленными углами). См.: А. Н. Воронихин. Чертежи и рисунки. Л.–М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. В книге 1963 г. в самом тексте речь идет о семи вариантах, однако в каталоге представлены восемь вариантов со странной нумерацией («А», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж», «З», «И»). Причем вариант «А» включает несколько разнообразных подвариантов, что не очень логично. См.: Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.–М.: Госстройиздат, 1963. С. 95, 160–161, кат. № 276–315.
[71] См.: Записки академика Витберга, строителя храма Христа Спасителя в Москве // Русская старина. 1872. Т. 5. С. 16–32, 159–192, 519–582, Т. 6. С. 222–223; Витберг А. Л. Автобиография // Русская старина. 1876. Т. 12. С. 109–110; Витберг Ф. А. Витберг и его проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах // Старые годы. 1912. Февраль; Снегирев В. Л. Архитектор А. Л. Витберг. М.–Л., 1939; Записки А. Л. Витберга // Герцен А. И. Собрание сочинений в 30 т. Т. 1. М.: Издательство АН СССР, 1954. С. 380–456; Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813–1931. / Текст И. Е. Кириченко. Сост. Г. А. Иванова. М.: «Планета», ТОО «Кузнецкий мост», 1992. С. 25–37; Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Собор Александра Невского в Вятке. История создания. Киров, 2019.
[72] Ранее Люберецкий р-н Московской обл., ныне в черте Москвы. Памятники архитектуры Московской области (1). Т. 1. С. 341; Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-восточная и южная части …). С. 145–147.
[73] См.: [Кутепов А. С.] Фасады церквей, колокольней и иконостасов, проектированные и изданные архитектором, надворным советником и кавалером Кутеповым. М.: В типографии Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии, 1829.
[74] Шумилкин С. М., Шумилкин А. С. Архитектурно-пространственное формирование Нижнего Новгорода XIII – начала XX в. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010. С. 93–94.
[75] Ранее Рязанский уезд Рязанской губ. См.: Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т. 1. С. 61; Рязанские губернские ведомости. 21.07.1889. № 54. С. 6; Крупин Е. Н. Рязанский родословец. Вып. 3. Род дворян Дубовицких. Рязань, 1996. С. 35; Филиппов Д. Ю., Яковлев А. Н.Усадьба Дубовицких и церковь в селе Дятьково Рязанского уезда. История и архитектура // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 21 (37). М.–СПб.: Изд. дом «Коло», 2017. С. 531–540.