Найти в Дзене

От Нового Тинчали до Томска: путь Ибрагима Биккулова

Он родился в селе Новые Тинчали Буинского уезда Симбирской губернии (в настоящее время – Буинский район Республики Татарстан) в семье муллы. Получил образование, сначала в медресе города Буинска, а затем, с 1904 по1908 год, в престижном Казанском медресе «Мухаммадия». В этот период он подружился с известным татарским писателем Фатихом Амирханом, причем дружба эта длилась долгие годы, доказательством чего стало участие И.Биккулова в организации похорон Амирхана. В Казани он также познакомился с будущим классиком татарской литературы Габдуллой Тукаем, с которым регулярно встречался в редакции газеты «Эль-Ислах». Его статьи, такие как «Габдулла әфәнде Тукаев» и «Тукай «Әл-Ислах» идарәсендә», ярко демонстрируют тёплое и уважительное отношение к великому поэту. В целом, годы обучения стали И.Биккулова периодом не только получения образования, но и завязывания важных знакомств и формирования его взглядов. Завершив обучение в медресе, он принял решение отправиться в Томск, чтобы посвятить

За полвека жизни Ибрагим Джамалетдинович Биккулов завоевал признание в качестве преподавателя, журналиста, переводчика и человека, активно участвующего в общественной и политической жизни.

Он родился в селе Новые Тинчали Буинского уезда Симбирской губернии (в настоящее время – Буинский район Республики Татарстан) в семье муллы. Получил образование, сначала в медресе города Буинска, а затем, с 1904 по1908 год, в престижном Казанском медресе «Мухаммадия».

На фото начала XX в. шакирды и преподаватель Буинского медресе
На фото начала XX в. шакирды и преподаватель Буинского медресе

В этот период он подружился с известным татарским писателем Фатихом Амирханом, причем дружба эта длилась долгие годы, доказательством чего стало участие И.Биккулова в организации похорон Амирхана.

В Казани он также познакомился с будущим классиком татарской литературы Габдуллой Тукаем, с которым регулярно встречался в редакции газеты «Эль-Ислах». Его статьи, такие как «Габдулла әфәнде Тукаев» и «Тукай «Әл-Ислах» идарәсендә», ярко демонстрируют тёплое и уважительное отношение к великому поэту.

В целом, годы обучения стали И.Биккулова периодом не только получения образования, но и завязывания важных знакомств и формирования его взглядов.

Завершив обучение в медресе, он принял решение отправиться в Томск, чтобы посвятить себя учительской деятельности. Этот период ознаменовался написанием целого ряда значимых статей, которые отражали его педагогическую философию и взгляды на реформирование системы образования.

Среди наиболее известных статей Ибрагима Биккулова следует выделить «Мәдрәсәләремез хакында» («О медресе»), «Ысуле җәдит нәрсә» («Что такое новый метод обучения»), «Тәрбия вә тәгълим» («Воспитание и обучение»), «Имля мәсьәләсе» («Вопросы орфографии»), «Учительский семинарияләр һәм мөселманнар» («Учительские семинарии и мусульмане») и другие публикации.

В этих трудах он поднимал вопросы подготовки квалифицированных учителей, введения светских предметов в учебную программу медресе. Кроме того, он отстаивал идею открытия женских школ и семинарий, считая образование доступным и необходимым для всех, независимо от пола.

Татарская слобода в Томске. Начало ХХ века
Татарская слобода в Томске. Начало ХХ века

В 1914 году Биккулов вернулся в Казань и начал работать в газете «Кояш». Обладая широкими знаниями и активной гражданской позицией, он также сотрудничал с газетами «Юлдуз», «Ил», а также с журналами «Аң», «Ак юл», «Сююмбике».

Его статьи, посвящённые выдающимся деятелям татарского народа, такие как «Исмәгыйль бәк Гаспринский җәнаблары», «Мәрҗани юбилее мөнәсәбәте илә», «Шималь төрекләренең бөек каһарманы» (О Марджани), сохраняют свою актуальность даже сегодня и являются ценным источником информации.

Февральская революция встретила в Ибрагиме Биккулове отклик и вдохновила его. В феврале 1917 года он отправляется в Симбирск, где начинает выпускать газету «Джумхурият».С ноября 1917 года по январь 1918 года в Уфе работал Миллэт Меджлиси, в работе которого принимал участие и Биккулов, избранный представителем от Симбирской губернии. Однако он не принял Советскую власть. Его отъезд в Сибирь и поддержка Колчака, вероятно, были продиктованы этим неприятием.

В 1919 году Ибрагим возвращается в Уфу и вновь занимается педагогической деятельностью. Он трудится в Народном комиссариате, участвуя в организации советских школ. В 1923 году, после голода, он переезжает в Казань, где между 1923 и 1927 годами преподает татарский язык в Казанском театральном техникуме.

Всю жизнь Ибрагим Биккулов оставался увлеченным судьбой своей нации и участвовал в ключевых политических событиях.

В 1926 году среди татарских ученых начались горячие споры о переходе с арабской графики на латинский алфавит. Во время I тюркологического съезда в Баку (февраль 1926 года) дискуссии обострились. Хотя многие ученые предлагали модернизировать арабский алфавит с учетом особенностей татарского языка, резолюция съезда поддержала идею введения нового алфавита. Споры продолжались до начала 1927 года, но летом ситуация изменилась: Татарский обком партии активно поддержал общество «Яналиф» и переход на латиницу.
Это решение объяснялось постановлением ЦК ВКП(б), которое считало арабскую графику реакционным препятствием на пути социалистических преобразований. Несмотря на партийную позицию, среди интеллигенции нашлись противники этого решения. Они обратились к III Пленуму Татарского обкома партии с коллективным заявлением, известным как «заявление 82-х», где подчеркивалась недопустимость насильственного перехода на латиницу.

Среди подписавших "заявление 82-х" был и Ибрагим Биккулов. Такая позиция вызвала резкую реакцию со стороны партии. Позже с участниками заявления провели серьёзные разъяснительные беседы, после чего они дали устное и письменное раскаяние, опубликованное в прессе. Однако несогласие с позицией партии привело многих из них к новым политическим делам и репрессиям.

Ибрагим Биккулов
Ибрагим Биккулов
Еще одним пятном в биографии И.Биккулова стало его участие с другими представителями татарской интеллигенции (Шигап Ахмеров, Ахметгарей Хасани, Загид Нуркин, Ибрагим Ахметов и др.) в организации кооперативного издательства «Янга китап» (1926 г.), которое выпускало книги татарских классиков. Однако в 1929 году издательство признали нарушающим закон и закрыли, а организаторы были арестованы.

Предчувствуя надвигающуюся беду, Биккулов уехал в Среднюю Азию, где стал работать переводчиком на кожевенном заводе в Самарканде. 14 июля 1930 года он был арестован там же.

Его «Русско-татарский словарь», созданный в соавторстве с Ахметгараем Хасани и превосходящий другие подобные издания, был исключен из учебного процесса.

В июне 1930 года Ибрагим Биккулов был обвинен по делу «Московского центра султангалиевцев» и после двух лет разбирательств 11 мая 1932 года получил пятилетний срок заключения в концлагере. Вместе с ним были осуждены Гарай Рахим, Шигап Ахмеров, Хабибрахман Забири, Джалал Садри и др. К сожалению, этот приговор стал последней точкой его жизни. Ибрагим Биккулов умер в 1938 году, так и не вернувшись домой. Судьба многих татарских интеллигентов той эпохи трагически переплетается с его судьбой, отмеченной политическими репрессиями и несправедливостью.

Его родной брат, Касим Биккулов, также получил известность как педагог, писатель и историк. К сожалению, и он стал жертвой политических репрессий.

Шамиль Садыков.