Найти в Дзене
Православная Жизнь

Что происходит на проскомидии – там, где верующих еще нет

Оглавление

Первая часть Божественной литургии называется проскомидией, что переводится как "приношение". В наши дни ее совершают в алтаре во время чтения третьего и шестого часов, а на Пасху – до полунощницы.

Символизм и смысл проскомидии

В то время, как Малый вход с Евангелием символизирует, а, следовательно, в мистическом смысле буквально является выходом Спасителя на проповедь истины, проскомидия обозначает Рождество Христово и Его жизнь до начала мессианского служения. При этом, ее молитвы и символы напоминают о важности земной жизни Спасителя в целом.

Проскомидия нужна чтобы приготовить к литургии вещества Таинства Евхаристии – квасной пшеничный хлеб в виде просфор, виноградное вино и немного воды. Также во время этого священнодействия епископ или священник извлекает из просфор хлебные частицы, поминая таким образом поданные христианами в записках имена их крещеных живых и усопших ближних.

Поминать можно только людей, не являющихся явными противниками Церкви и православной веры, и, соответственно, не бывших такими при жизни, если речь идет об усопших.

Святой Дух по молитве священнослужителя преложит (превратит) хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, а частицы, вынутые за верующих, омоются Кровью Спасителя. Вместе с ними омоются и души помянутых, что доставит им великую духовную пользу.

-2

Это происходит уже после причащения мирян. Священник погружает все частицы в Святую Чашу и молится:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Как происходит проскомидия – особенности священнодействия

Священный стол для совершения проскомидии называется жертвенником. На него же Дары возвращаются после того, как все причастятся. Затем Дары потребляет священник или дьякон – с этого момента Господь вознесен от священного собрания.

Благочестивые люди обычно приходят на литургию раньше возгласа «благословенно Царство» – как раз на проскомидию. Все видят как священнослужители заходят в храм, совершают перед Царскими вратами входные молитвы, кланяются народу и идут в алтарь облачаться, омывать руки и приступать к проскомидии. При этом отцы обращаются к Богу особо установленными молитвословиями.

Если на приходе есть дьякон, он помогает старшим по чину священнослужителям в совершении проскомидии.

Просфора

Самая главная и самая большая просфора называется агничной. Из нее вырезают хлебный куб, символизирующий Главу Церкви – Христа. Куб, соответственно, называется Агнцем.

Священный нож, которым совершается извлечение Агнца, называется копием – в напоминание о римском копье, некогда пронзившем уже бездыханное, висящее на кресте Тело Спасителя.

-3

При извлечении Агнца служители произносят молитвословия на тему добровольности, необходимости для спасения каждого верующего жертвы Иисуса, а также о Его божественном смирении.

Агнец возлагают на дискос, символизирующий одновременно место Рождения и смерти Христа, делают на нем крестообразный разрез, пронзают копием, а потом в Святую Чашу вливают вино и воду – в воспоминание излияния из Тела Иисусова Крови и воды в момент прободения ребра (Ин. 19:34).

Другие просфоры – тоже большие, но они меньше агничной.

Первая из них – Богородичная, с печатью монограммы Царицы Небесной. Вынимают частицу за Пресвятую Деву Марию, после чего ее полагают справа от Агнца. Хотя частица также омоется Кровью Ее Сына, мысль о том, что это необходимо для усовершенствования души Богоматери, выглядит абсурдно, потому что все Ее существо полностью перешло в бытие по законам Небесного Царства. Извлечение частицы за Богоматерь следует расценивать как жертву благодарения за Ее самопожертвование в земной жизни и силу Ее нынешней молитвы за нас.

Три следующие большие просфоры имеют сверху отпечаток инициалов Иисуса Христа и надпись "Ника", означающую победу Господа над нашей духовной смертью от грехов и смертью вообще.

-4

Из девятичинной просфоры вынимают частицы: в честь святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; богоотцов (родителей Девы Марии) Иоакима и Анны; в честь всего пророческого чина; апостолов; святителей (праведных епископов); мучеников, преподобных и бессребреников; святых Ангелов; и составителя текущего литургического последования – святых Иоанна Златоустого или Василия Великого. Вынутые частицы полагают слева от Агнца.

Из следующей просфоры вынимают частицы за живых христиан и полагают их ниже Агнца. Из последней – заупокойной просфоры – извлекают частицы за усопших. Они располагаются ниже заздравных частиц.

В этом контексте следует оговориться, что поверхность дискоса – горизонтальна, и когда мы говорим "ниже", имеем в виду, что священник смотрит на плоскость священного сосуда с Дарами как на икону Церкви Божьей.

Последнюю частицу священник, свершающий проскомидию, вынимает за себя.

Потом кадят звездицу – священное приспособление, в техническом смысле необходимое для предотвращения прикосновения покровца к частицам на дискосе. После этого кадят покровцы, возду́х, покрывают ими дискос и Чашу, и кадят уже все Дары сразу.

-5

Священник молится в этот момент о тех, кто предоставил общине вещество для Таинства.

Вышеназванные красивые тканевые изделия символизируют одновременно как пеленки Младенца Иисуса, так и погребальные пелены Христа. А звездица – крест Христов и Вифлеемскую звезду.

Основное количество имен поминается с помощью привычных всем маленьких просфор. Частицы за наших живых и усопших ближних вынимают вплоть до Великого входа. Верхняя и нижняя части просфоры символизируют Божественность и Человечество Христа.

Покровцы и воздухи

В православной литургической традиции каждая вещь наполнена смыслом – не только слово и жест, но и ткань, и цвет, и даже то, как именно что-то покрыто, сложено или раскрыто. Особенно таинственны и многозначны ткани, которыми покрываются Святые Дары на престоле – покровцы и воздух.

Покровцы́ – это два небольших квадрата ткани, которыми священник покрывает дискос (блюдо) и потир (Святую Чашу), в которых пребывают Агнец и вино, предназначенные для освящения. Возду́х – это третий, самый большой из них, он накрывает оба сосуда сверху, словно свод или облако. Сначала эти ткани могут показаться просто церковной деталью, но они несут в себе глубокую символику и богословское содержание.

Покровцы символизируют одновременно и пелены, в которые был повит Богомладенец Христос (Лк. 2:7), и погребальный саван, которым было обвито Пречистое Тело Спасителя после снятия с Креста (Ин. 19:40). Таким образом, покровцы напоминают о тайне Боговоплощения и предвосхищают Тайну смерти и Воскресения Христова.

Воздух, покрывающий дискос и Чашу сверху, символизирует камень, приваленный ко гробу, и также – действие Святого Духа, нисходящего на Святые Дары. Он накладывается поверх двух покровцов и напоминает об облаке, которое скрыло Христа во время Его Вознесения. Или о том, как была закрыта завеса в Иерусалимском храме, скрывая Святая Святых. В нем заключена идея величия и страха Божия. Воздух словно свидетельствует: здесь происходит то, что не может быть постигнуто до конца человеческим разумом, но должно быть принято с благоговением.

Во время общего пения Символа веры диакон поднимает воздух и воздевает его над Дарами, делая им легкие движения – так, что ткань колышется как ветер. Этот момент тоже не случаен: это веяние воздуха означает приосенение Святых Даров силою и благодатию Святого Духа. Затем Церковь приводит нас к молитвенному созерцанию самого Таинства. Начинается главнейший момент литургии – освящение Святых Даров.

-6

Интересный момент: ткани, которыми покрываются Святые Дары, делаются только из лучших материалов. Часто это парча, бархат с вышивкой, золотыми нитями, крестами, иконами, иногда даже со вставками из жемчуга. Но дело вовсе не в роскоши, а благоговении. Как человек бережно выбирает пеленку для своего младенца, как не покрывает лишь бы чем то, что для него дорого, так и Церковь не скупится в своем внешнем выражении любви к Господу.

Некоторые факты о проскомидии

Слово "просфора" переводится как "предложение". Это напоминает о том, что в древности христиане сами пекли хлеба и изготавливали вино, после чего приносили их в храм и складывали на стол в центре. Лучшее вещество для Даров перед литургией на вкус должен был определять дьякон. Если храм был многолюдный, то с учетом количества дегустаций этот священный чин был в некотором отношении привилегированней священника.

В некоторых церквях (например, на Афоне) частицы за живых и усопших вынимают из одной большой просфоры.

🌿🕊🌿

Спасибо, что дочитали до конца!🙏 Мы благодарны за каждый лайк и перепост, читаем каждый ваш комментарий!❤️