Сегодня мы поговорим о книге братьев Стругацких «Жук в муравейнике». Полагаю, в данном случае авторы в представлении не нуждаются. Вряд ли есть более известные советские фантасты. Особенно знамениты они тем. что создали так называемую вселенную "Полудня" - мир XXII века, в котором человечество успешно объединилось и теперь бороздит космические просторы. В рамках этой вселенной написано большое количество разных историй, об одной из которых мы и поговорим.
Формально, "Жук в муравейнике" является второй книгой из трилогии о Максиме Камеррере. Однако, на понимание истории первая часть вообще никак не влияет, просто пара будет парочка знакомых персонажей. Если первая часть приключений Максима была скорее фантастическим боевиком, где герой лично свергал диктатуру бегая с автоматом на перевес, то вторая часть - это чисто разговорный фантастический детектив.
Напоминаю, что с безспойлерной версией отзыва вы можете ознакомиться здесь, а в рамках данной рубрики сюжет будет разобран подробно. Я бы всё-таки рекомендовал лично прочитать данную книгу, поскольку я не могу сходу вспомнить другое похожее произведение, которое, при наличии открытой концовки, всё же позволяет читателю выбрать сторону.
Начинается всё с того, что читателю представляют повзрослевшего Максима. Герой уже набегался по Саракшу и давно вернулся на Землю, чтобы работать в комиссии по контактам с внеземными цивилизациями (КОМКОН-2), которая по своему функционалу чем-то похожа на мировую госбезопасность.
Агент Мак получает сверхсекретное задание - разыскать некоего Льва Абалкина. Причём поступил приказ от непосредственного начальника, Экселенца, и рассказывать о задании никому нельзя.
Быстренько пробив объект по своим каналам связи, Максим выясняет о Льве много интересного. Во-первых, Абалкин, как и Макс, был прогрессором, притом весьма успешным. Во-вторых, Лев явно хотел заниматься совсем другой работой, а именно изучением расы голованов (разумная раса животных телепатов с Саракша). В-третьих, Абалкин является несколько необычным сиротой. Причём родился Лев не естественным образом, а был выращен искусственно из генетического материала оставленного родителями перед опасной экспедицией, в которой они и погибли. Кроме того, выясняется, что Лев самовольно бросил своё задание, тайно вернулся на Землю и теперь где-то скрывается. В общем, случай явно необычный.
У Максима появляется версия о том, зачем ему поручили Абалкина. Дело в том, что на Саракше при невыясненных обстоятельствах погиб агент Тристан. Лев очевидно как-то в этом замешан. Судя по отчётам, он последний видел Тристана живым, а значит между ними явно что-то произошло.
Быстренько очертив ближайший круг общения Льва, Максим решает поговорить с его Учителем, Сергеем Павловичем Федосеевым. Существенной информации получить не удаётся. Учитель характеризует Абалкина как тихого умного и талантливого мальчика, который всегда увлекался животными. Друзей у Льва не было и Федосееву сказать о нём особо нечего. Правда под конец разговора он советует Максиму поговорить с некой Майей Глумовой, школьной подругой Абалкина.
Макс решает проверить зацепку и отправляется к Майе. Он застаёт девушку в расстроенных чувствах. Она жаждет выплакаться и рассказывает, что они с Абалкиным любили другу друга. Однако, она заметила, что со временем Лев стал более отчуждённым и перестал ей писать письма. Майя показывает герою последнее письмо, в котором содержится стишок.
Стояли звери около двери
в них стреляли, они умирали.
К сожалению, на этот моменте мы узнаём, что характер Максима за прошедшие 20 лет вообще не изменился. Более того, он как будто бы деградировал до его первоначального состояния из первой книги, потому что в свои 45 лет, работая на госбезопасность, Макс остался просто четным и хорошим парнем. Он по-прежнему краснее. когда врёт. не выносит женские слёзы и стесняется того, что приходится искать информацию обходными путями. Если бы это был Максим из начала "Обитаемого острова" я бы и слова не сказал, но перед нами умудрённый опытом специалист, который прошёл огонь, радиацию и схватки с мутантами, которого к тому же потрепала жизнь, ещё в те времена, когда он бегал с автоматом на перевес по Саракшу. Такое поведение секретного агента Мака вызывает всего один вопрос - а он точно подходит для этой работы? Кстати позже мы узнаем ответ.
Кстати, Майя успела обмолвиться, что Лев не так далеко. Он находится на курорте "Осинушка", где он вчера встречался с Майей. Не веря в свою удачу, Максим мчит в дом отдыха. Разумеется, по всем канонам жанра, в номере Абалкина уже нет, зато Макс получает возможность осмотреть жилище беглеца. Правда ничего интересного в номере нет. Повсюду лишь разбросаны почти детские рисунки, да пара портретов Майи. Ниточка оборвалась.
Максим решает вернуться домой и продолжить чтение бумаг. Пожалуй настало время для одного сюжета. дело в том, что на протяжении всей истории читателя постепенно знакомят с докладом Абалкина по операции "Мёртвый мир". Чтобы к нему постоянно не возвращаться, я коротко перескажу его здесь.
Лев и голован Щекн изучают планету, большая часть населения которой куда-то исчезла. Очевидно, что раньше там располагалась какая-то цивилизация, похожая на человеческую, но сейчас от её величия остались один руины. В основном удаётся встретить или агрессивных или очень старых людей, некоторые из которых умирают буквально на глазах. В одном из заброшенных городов обнаруживается запечатанный неизвестным материалом подземный проход. Щекн приходит в ужас. Он пытается объяснить льву, что ощущает глубокую буквально бездонную яму. У телепата в голове не укладывается, как у чего-то может не быть дна. В конце поисков героям всё-таки удаётся найти адекватную группу граждан и узнать, что здесь произошло.
Оказывается, на планете вспыхнула эпидемия загадочной болезни, которая вызывала экстремально быстрое старение. В разгар эпидемии явились Странники и предложили эвакуировать население через подземный меж пространственный туннель. Многие согласились, но некоторые отказались и продолжили жить на родной планете. Местный глава мотивирует такой поступок тем, что, во-первых, Странники могли быть ответственными за эпидемию, а, во-вторых, неизвестно, что они делают с теми, кто прошёл через туннель. Более того, чтобы спасти детей, Странники стали делать входы в туннель похожими на магазины игрушек и аттракционы, а местные пытаются такие постройки разрушать. К сожалению, на этом месте камуфляж на скафандре героя даёт сбой из-за чего его принимают за агента Странников и его пытаются убить. На этом доклад заканчивается.
Стоит отметить, что данная история выглядит вполне самостоятельно и задаёт интересный тон происходящим событиям. С одной стороны Странники вроде бы спасли цивилизацию, а с другой - их действия всё равно выглядят подозрительно, особенно по заманиванию к себе детей. Данная история отлично подводит читателя к размышлениям о Странниках. ведь очень скоро их тень нависнет над происходящими на Земле событиями.
Между тем, на связь с Максимом неожиданно выходит Лев Абалкин собственной персоной. Он просто звонит максиму домой и задаёт пару несущественных вопросов о прошлой совместной работе, командировках и всячески пытается убедит максима в том, что именно ему, а не самому Абалкину принадлежат заслуги в области взаимодействия с голованами. Лев даже предлагает встретиться лично и поговорить, завтра как раз на том курорте "Осинушка". Опешив от такого, наш бравый контрразведчик Мак мямлит что-то невразумительное и кладёт трубку.
Впрочем шестерёнки в голове Максима наконец-то начинают вращаться и он понимает, что звонил Лев с какой-то конкретной целью. Макс выясняет, что примерно с таким же предлогом Абалкин звонил своему учителю Федосееву. Картина начинает складываться. Получается, по прибытию на землю Лев методично общается с каждым из своих знакомых с какой-то тайной целью.
Мак отправляется на доклад к Эксленцу. Оказывается, ему Лев тоже звонил. Причём связался он с Экселенцем по секретному каналу связи, который знал только погибший агент Тристан, а это уже наводит на неприятные мысли - мог ли Абалкин по каким-то причинам пытать, а потом убить Тристана?
Понимая, что дело нешуточное, Макс решает ещё раз перечитать все документы. Его труды оказываются вознаграждены, правда получает он лишь новые загадки. Делая дополнительные запросы, герой неожиданно для себя обнаруживает, что даже его уровня допуска не хватает, для получения всей информации о Льве Абалкине и, в особенности о его рождении. Максим выясняет. что с Абалкиным связана какая-то тайна. причём такая, о которой даже сам Лев скорее всего не знает.
Максим отправляется на предполагаемую встречу со Львом, но обнаруживает в номере гостиницы Майю. Оказывается, она тоже решила поискать Абалкина. Герой расспрашивает Майю, чем же они в прошлый раз с Абалкиным занимались. Она признаётся, что беседа была странной, Лев заставлял её вспоминать мельчайшие подробности их совместной жизни. Кстати ещё Макс выяснил. что в свидетельстве о рождении сына Майи не указан отец (надеюсь это чеховское ружья выстрелит в третьей книги, поскольку кандидатура отца очевидна).
Максим, как обычно, ничего не понимает. а вот у читателя уже может начать складываться картина. Лично у меня сложилось впечатление того, что Абалкин старается подтвердить, как бы это сказать, факт реальности своего существования. Он заставил Майю вспоминать разные события, чтобы убедиться, что она их помнит, и своим знакомым он звонит, чтобы убедиться, что они не присвоили его заслуги. За всеми этими разговорами стоит простое желание - подтвердить то, что воспоминания самого Абалкина настоящие. Честно говоря, на этом моменте становится жутковато.
Тем временем Максим решает поговорить с Щекном. Диалог не клеится, но звучит главная и пугающая фраза. Щекн заявляет, что виделся с Абалкиным, но сообщил ему, что народ голованов не предоставит убежища Льву Абалкину. Причём Щекн как будто бы нервничает и акцентирует внимание на том, что голованы не вмешиваются в дела народа земли. Ещё одна странность в копилку тайны личности Льва.
Вечером Экселенц вызывает Максима в музей. Становится очевидно, что он устраивает засаду на Абалкина, а в качестве приманки использует какой-то запертый сундук. Максим понимает, что ставки высоки как никогда, ведь он видит в руках Экселенца пистолет.
Это могло означать только одно: Экселенц готов был убить Льва Абалкина. Именно убить, потому что никогда Экселенц не обнажал оружия для того, чтобы пугать, грозить или вообще производить впечатление, - только для того, чтобы убивать.
Правда план проваливается, поскольку за сундуком приходит некий Бромберг. Он оказывается типичным либеральным учёным. Кричит о том, что госбезопасность вредит науке, что любые данные должны быть рассекречены, да и вообще критикует власть за любые действия. Честно говоря, авторы довольно точно передали образ типичных наших псевдо левых оппозиционеров, которые позиционируют себя, как борцы за всё хорошее против всего плохого и будут биться в истерике, если узнают, что для поимки террориста государство посмело нарушить тайну переписки.
После весьма жаркой дискуссии и большого количества оскорблений выясняется, что Абалкин заходил к Бромбергу. Лев просил учёного, как специалиста по всяким теориям заговора, помочь ему открыть тайну своего рождения. Понимая, что скрывать секрет дальше уже бесполезно, Экселенц рассказывает правду об Абалкине.
Примерно 40 лет назад на одной безымянной планете космонавты случайно нашли устройство, похожее на инкубатор. В нём содержались человеческие клетки. Разумеется, оставить что-то подобное могли только Странники. Информацию быстро засекречивают, а главные умы человечества собирают экстренное совещание на предмет того, что делать с этими, фактически. зародышами. Поскольку инкубатор после нахождения уже запустился, то есть всего два варианта, либо уничтожить его, либо вырастить детей. Гуманизм побеждает и детей под присмотром компетентных органов расселяют по детским домам.
Никаких отклонений у ребят не выявляют. Однако есть одна странность, в инкубаторе был обнаружено 13 устройств, в последствии прозванных детонаторами. На каждом устройстве был символ, которые позже появился на детях, как родимое пятно. В ходе экспериментов, один из детонаторов был разрушен, а человек. носившей его символ, скоро погиб от несчастного случая. Двоим из "подкидышей" была рассказан правда об их происхождении. Один, Корней Яшмаа. воспринял информацию спокойно и согласился на постоянное нахождение под наблюдением, а вот второй, предположительно покончил с собой после таких откровений. Причём после его смерти, детонатор с его символом самоуничтожился. На этом эксперименты было решено прекратить.
Наконец Экселенц доверяет Максиму все свои страхи и перед нами предстаёт бесконечно уставший человек. Экселенц уверен, что Абалкин каким-то образом узнал про детонатор и хочет найти свой. При этом, никто в мире не представляет, что будет, если Абалкину это удастся. С одной стороны, страх вроде бы совершенно не обоснован, но с другой - речь идёт о судьбе всего человечества и ошибка в данном случае недопустима.
На мой взгляд, разговора Максима с Экселенцем является лучшей частью книги. Авторы предельно точно изобразили профессионального сотрудника органов, на плечи которого возложена фундаментальная по своей важности задача. Почти все реплики Экселенца хочется разобрать на цитаты.
Нам разрешается прослыть невеждами, мистиками, суеверными дураками. Нам одного не простят: если мы недооценим опасность. И если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто не имеем права пускаться в рассуждение о молекулярных флюктуациях - мы обязаны предположить, что где-то рядом объявится черт с рогами, и принять соответствующие меры, вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах.
- Мы все устали, Мак, - проговорил он. - Как мы все устали! Мы уже больше не можем думать на эту тему. От усталости мы становимся беспечными и все чаще говорим друг другу: "А, обойдется!"
А если это не "Жук в муравейнике"? А если это "Хорек в курятнике"? Ты знаешь, что это такое, Мак, - хорек в курятнике?..
Вооружённый одной лишь логикой, Экселенц вынужден предполагать худшее, а именно - Абалкин узнал о том, что он "подкидыш", выпытал у Тристана (тот был тайным агентом землян) подтверждающую информацию и теперь хочет во что бы то ни стало заполучить свой детонатор. Экселенц думает, что, возможно, Лев уже действует не как человек, а как запрограммированный Странниками автоматон, поэтому ему ни за что нельзя позволить коснуться детонатора.
Внезапно входит Лев Абалкин собственной персоной. Он говорит, что ему известна тайна его рождения и что он очень зол на то, что из-за таких смешных подозрений в мировой угрозе его постоянно держат в дали от Земли и вообще заставляют заниматься прогрессорством, в то время, как он сам хотел быть учёным. Лев говорит, что он землянин и требует отстать от него, поскольку в дальнейшем сам намерен распоряжаться своей жизнью. Правда на вопросы о том, что всё-таки случилось с Тристаном Абалкин хранит упорное молчание. Выплеснув эмоции и высказав всё, что он думает о деятельности Экселенца, Лев уходит, а Максим бросается в погоню.
Далее Макс снова демонстрирует свою профнепригодность. Итак, перед ним очевидно страшно обиженный, находящийся на гране эмоционального срыва, психически нестабильный человек. Каким же образом наш герой будет с ним говорить? Ну, Макс прямо в лицо заявит Абалкину, что человеком его больше не считают, а воспринимают исключительно, как автомат Странников, и предупреждает, что если Лев не уедет с Земли, то его убьют.
Не знаю, на что рассчитывал Максим, но дальнейшее получает весьма закономерный результат. Абалкин вырубает Максима и отправляется на поиски детонатора, что и приводит его к весьма печальному финалу. Видя, что Лев не намерен отказываться от намерения коснуться детонатора, Экселенц расстреливает Абалкина и тому не удаётся совершить задуманное. Умирая, "подкидыш" цитирует то самое стихотворение: "Стояли звери около двери", правда закончить его Абалкину уже не суждено. Конец.
Как видите, Абалкину так и не удалось коснуться детонатора, а вот вопрос в том, правильно ли поступил Экселенц останется на суд читателю. Перед нами пример хорошей открытой концовки. С одной стороны, мы так и не узнаем, действительно ли Лев неосознанно выполнял некий приказ Странников или был самым обычным человеком. С другой - у читателя остаётся множество намёков, чтобы обдумать произошедшее и принять чью-либо сторону.
Знаете, я не люблю, когда в книгах о космосе мне рассказывают истории об обычных человеческих чувствах, как например было в романе А. Кларка "Рама 2", где экспедиция на инопланетный корабль обернулась разборками в стиле "Дома 2". В данном случае речь хоть и идёт про чувства, но нам также показывают взаимоотношения человека с чем-то неизвестным, с непознаваемой космической загадкой, и именно такой подход к написанию научно-фантастических произведений я ценю больше всего.
Лично я в данном конфликте выбрал сторону Экселенца. Уж слишком много опасных совпадений произошло. Не думаю, что в сложившейся ситуации можно было поступить иначе, разве что поручить поиски Абалкину лучше было не Максиму, а кому-то более профессиональному, но это уже мелочь.
Благодарю за то, что прочитали данную статью до конца и заодно пишите, чью бы сторону и почему выбрали вы? Будет интересно глянуть.
P.S. теперь немного о грустном. Предупреждаю, здесь содержаться всеобъемлющие спойлеры к авторской концовке "Жука в муравейнике" и сюжету третьей части "Волны гасят ветер". Дело в том, что поле смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий продолжал давать различные интервью. Содержания некоторых из них наглядно демонстрирует, что никто, даже талантливый автор, не застрахован от старческого маразма. Так, в 2007 году Б. Стругацкий заявил, что Лев Абалкин был самым обычным человеком и, если бы он коснулся детонатора, то ничего бы не произошло. Сам Б. Стругацкий. конечно же, убивать Абалкина не стал, а Экселенц так поступил потому что он перестраховывался. Правда в другом интервью Б. Стругацкий запутался в показаниях, и на вопрос - а почему тогда разрушались детонаторы, связанные с погибшими "подкидышами" ответил, цитирую: "Насчёт детонаторов - дело тёмное". Получается, сам Б. Стругацкий не может объяснить данную взаимосвязи даже будучи автором истории. Выглядит откровенно говоря, весьма и весьма печально. Однако, не так уж и важно, что он там говорил на закате своей жизни. По настоящему меня удручает другое - заключительная часть трилогии "Волны гасят ветер" так и не дала ответа на вопросы, касающиеся Странников. Более того, чеховские ружья не выстрелили, а маячивший в конце истории ответ, оказался относящимся к совершенно другой теме. Вся третья часть буквально кричит о том, что Максим вот-вот откроет перед читателями завесу тайны над Странниками, но в финале сюжет разворачивается в совершенно другом направлении. Поэтому конец трилогии оставляет очень грустное послевкусие. Дело даже не в том, что я хотел получить какой-то глобальный ответ, а в том, что к неизвестному уравнению под названием Странники финал буквально не добавили ни одного нового элемента.