Найти в Дзене

Модели железных дорог. Часть 24. Вагон для перевозки кислоты.

Всех приветствую! Сегодня предлагаю вашему вниманию обзор моделей и прототипов вагона-кислотника, т.е. платформы для перевозки кислоты в керамических емкостях (бидонах). Не смотря на то, что у немцев этот вагон классифицируется как цистерна, он больше напоминает по форме полувагон, хоть и с "дырявыми" бортами. И как водится, вначале немного о прототипе. Одной из главных задач, которые железные дороги должны были решать с началом индустриализации, была перевозка едких или токсических химических веществ; для этого требовались особые меры предосторожности и специальные условия. С самого начала для этого были разработаны специальные товарные вагоны: вначале это были открытые полувагоны (Sauretopfwagen, часто переводят как "кислотник") с емкостями (бидонами), а позднее - целые цистерны (Saure-kesselwagen). Так можно транспортировать не только кислоты, но и другие агрессивные химикаты. Эти вагоны в тех или иных вариациях присутствовали в составе поездов на территории Германии уже в 1911 году
Оглавление
Коллаж KotRa.
Коллаж KotRa.

Всех приветствую! Сегодня предлагаю вашему вниманию обзор моделей и прототипов вагона-кислотника, т.е. платформы для перевозки кислоты в керамических емкостях (бидонах). Не смотря на то, что у немцев этот вагон классифицируется как цистерна, он больше напоминает по форме полувагон, хоть и с "дырявыми" бортами. И как водится, вначале немного о прототипе.

1. Прототип.

Sauretopfwagen. Источник Google.
Sauretopfwagen. Источник Google.

Одной из главных задач, которые железные дороги должны были решать с началом индустриализации, была перевозка едких или токсических химических веществ; для этого требовались особые меры предосторожности и специальные условия. С самого начала для этого были разработаны специальные товарные вагоны: вначале это были открытые полувагоны (Sauretopfwagen, часто переводят как "кислотник") с емкостями (бидонами), а позднее - целые цистерны (Saure-kesselwagen). Так можно транспортировать не только кислоты, но и другие агрессивные химикаты. Эти вагоны в тех или иных вариациях присутствовали в составе поездов на территории Германии уже в 1911 году.

Sauretopfwagen. Источник Google.
Sauretopfwagen. Источник Google.

Sauretopfwagen, или кислотник, сперва представлял собой просто чаще всего открытый (иногда закрытый) товарный вагон, в который загружались керамические емкости (керамика выдерживает воздействие даже сильных кислот). Открытые полувагоны затем стали оборудовать специальными креплениями и решетками для постоянной фиксации бидонов. Их не выливали через край, естественно, а выдавливали из них содержимое сжатым воздухом; каждый бидон имел два "горла" - синее для воздуха и красное для кислоты. Бидон имел вместимость от 800 до 1200 литров, в вагоне размещалось от 8 до 14 таких емкостей.

Хранение соляной кислоты в керамических горшках, соединенных в батарею.
Хранение соляной кислоты в керамических горшках, соединенных в батарею.

Sauretopfwagen. Источник Google.
Sauretopfwagen. Источник Google.

Пол такого полувагона был быть выполнен из деревянных досок со специальным покрытием и канавкой, он делался наклонным к боковым сторонам вагона, чтобы обеспечить сток пролитой кислоты. Были предусмотрены дренажные отверстия со свинцовыми трубами, которые были достаточно длинными, чтобы исключить повреждение ходовой части вагона и тормозных устройств. Бидоны были фиксированы к полу просмоленными деревянными упорами, чтобы они не могли сдвигаться ни при каких обстоятельствах.

Sauretopfwagen. Источник Google.
Sauretopfwagen. Источник Google.

На верхней стальной опорной раме был укреплен трап для обслуживания. Позже было решено, что торцевые стенки вагона должны были быть выше одного метра, чтобы кислота не могла, разлившись, повредить соседние вагоны во время аварии. Кислотники всегда имели ручной тормоз. Управляться с этими вагонами следовало осторожно, все-таки керамика вещь довольно хрупкая, и на них можно увидеть табличку с буквой "V" (Vorsicht - Осторожно!)

Sauretopfwagen. Источник Google.
Sauretopfwagen. Источник Google.

Например, строившиеся с 1928 года для электрохимического завода в Мюнхене вагоны имели длину по буферам 9,5 метров, их колесная база составляла 4,5 метра, номинальная грузоподъемность - 15 тонн. Такой вагон перевозил двенадцать керамических емкостей и обязательно имел тормозную будку. Известно, кстати, что электрохимическим заводом в Мюнхене владели отец и дядя Альберта Эйнштейна...

Вагоны-кислотники все были частными, они принадлежали не железной дороге, а конкретным компаниям, и изначально какой-либо буквой их класс не обозначался. На первой информационной табличке указывался только номер вагона (всегда начинался с цифры 5) и прописная буква [p] в квадратике, говорившая о том, что вагон частный. Также указывался город "прописки" вагона. На второй информационной табличке было указано название компании и её конкретное предприятие, которому принадлежит вагон.

Sauretopfwagen на узкоколейной тележке-транспортере вагонов нормальной колеи. Источник Google.
Sauretopfwagen на узкоколейной тележке-транспортере вагонов нормальной колеи. Источник Google.

В восточно-германском Deutsche Reichsbahn кислотники, по крайней мере с 1951 года, обозначались заглавной буквой Z (Zisternenwagen), номера начинались с цифры 53; также была маркировка Zik, номера начинались с цифры 50; после 1964 года повсеместно стала вводится маркировка Международного союза железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, Union Internationale des Chemins de fer, UIC), и такие вагоны в соответствии с ней обозначались ещё и двенадцатиразрядным номером, а также буквами Uhk (U - специально разработанные вагоны; h - для жидких или газообразных продуктов; k - двухосные, ограничение нагрузки до 20 тонн).

-9

После изобретения кислотоустойчивых сталей кислотники стали заменять на вагоны-цистерны. Но они по-прежнему в какой-то мере использовались, поскольку новые материалы были слишком дорогими и не для всех доступными. Последние вагоны служили в Deutsche Bundesbahn до 1970-х годов, а в ГДР (Deutsche Reichsbahn) кислотники эксплуатировались дольше, чем на западе, аж до 1989 - 1990 годов!

Источники:

Вагоны: открытый полувагон-кислотник Sauretopfwagen (Z)

https://de-academic.com/

2. Модели в Н0 (1:87).

1. Пико.

Первые модели вагона-кислотника от Piko были представлены на Лейпцигской осенней ярмарке в 1964 году. Затем они выпускались с самой разнообразной маркировкой, не только западно- или восточно-германской (для железных дорог Автрии, Нидерландов, Дании, Польши и так далее).

Скан из каталога Пико за 1969 год. Источник Google.
Скан из каталога Пико за 1969 год. Источник Google.

Да же для 64-го года модель была весьма интересно детализирована. Можно было снять трапик и достать бидоны. Модели выпускались и продолжают выпускаться только в таком варианте, с тормозной будкой именно такого типа.

Sauretopfwagen Deutsche Reichsbahn old-Piko. Источник Google.
Sauretopfwagen Deutsche Reichsbahn old-Piko. Источник Google.

После какое-то время они не выпускались фирмой, но теперь снова есть в каталоге. Обновилась ходовая часть, колесные пары, держатели сцепок.

Это Sauretopfwagen (артикул 54257), относящийся к III эпохе и принадлежащий Deutsche Bundesbahn.
Это Sauretopfwagen (артикул 54257), относящийся к III эпохе и принадлежащий Deutsche Bundesbahn.
Это Sauretopfwagen (артикул 54926), относящийся к IV эпохе и принадлежащий Deutsche Reichsbahn.
Это Sauretopfwagen (артикул 54926), относящийся к IV эпохе и принадлежащий Deutsche Reichsbahn.

2. Мэрклин.

Данная фирма так же довольно давно производит такой кислотник но без будки, просто с тормозной площадкой. Как по мне, то модель выглядит весьма неплохо, старая модель:

Современная модель. В составе вот такого поезда второй эпохи:

Märklin H0 26194. Новая модель. Источник Google.
Märklin H0 26194. Новая модель. Источник Google.

3. Трикс.

По сути, то же что и выше, но Ди-Си и под своим брендом:

Trix 24358. Источник Google.
Trix 24358. Источник Google.

4. Фляйшманн.

Здесь мы видим несколько другой вариант дизайна тормозной площадки и будки. Так же слегка отличается боковое ограждения платформы. Модели так же в разных вариантах приписки.

5. Роко.

Опять же, это модель по формам Фляйшманн-а судя по всему. А поскольку данная фирма больше не производит модели в Н0, то выпуск этого вагона продолжен фирмой Роко:

roco-76307-sauretopfwagen-dr-590366. Источник Google.
roco-76307-sauretopfwagen-dr-590366. Источник Google.

И внешне ничего не изменилось.

6. Тиллиг.

Вариант от Тиллига у некоторых коллекционеров вызывает вопросы, а был ли прототип с 10-ю бочками? На модельных форумах шли дебаты... Но вроде нашли тогда фото прототипа (у маня, к сожалению, его нет).

7. ЗаМо (Sachsenmodelle).

Именно эти формы получил производитель выше, поэтому вагон-предшественник внешне один в один, ярким отличием является неокрашенный пластик бидонов и верхнего держателя с трапом. Это и портит вид.

Sachsenmodelle_500_064_P_Set_14112_Säuretopfwagen. Источник Google.
Sachsenmodelle_500_064_P_Set_14112_Säuretopfwagen. Источник Google.

8. Брава.

Брава как всегда решили выделиться на общем фоне высокой детализацией. Но именно по этой причине не хочется покупать такой вагон. Пластик тонкий и низко-качественный.

3. Модели в ТТ (1:120).

Территорию ТТ с данным вагоном изначально держал производитель Цойке,

Модель производства Zeuke. Источник Google.
Модель производства Zeuke. Источник Google.

За тем Берлинер-ТТ-Банен,

Модель производства ВТТВ. Источник Google.
Модель производства ВТТВ. Источник Google.

А ныне- Тиллиг:

4. Модели в N (1:160).

В этом масштабе с данным вагоном господствует Фляйшманн. Примерно те же варианты вагона что и в Н0:

Fleischmann44-6660128. Источник Google.
Fleischmann44-6660128. Источник Google.

5. Модели в более крупных масштабах:

Ну вот опять не удержался... Ну ладно, в нуле у нас Ленц (если я правильно понял с сайта):

В единице Мэрклин:

И в Ж (G) Пико. (на самом деле жесть...) Больше на игрушку похоже. Очень не пропорционально.

PIKO 37950. Источник Google.
PIKO 37950. Источник Google.

И на этом на сегодня всё. Если что/кого забыл, прошу, пишите в комментариях, дополню. Благодарю вас за внимание!