Найти в Дзене
Вячеслав Малежик

Если кто-то зажигает звезды...: ИИ и Кибернетический синтез музыки

А домик возводился не один день. При моей жизни начали петь, используя сначала инструментальную фонограмму, а затем и плюсовку, самозабвенно облизывая микрофон и непонятно что выделывая бедрами и прочими «желанными» частями тела. Появились музыкальные инструменты, в большинстве своем клавишные, которые успешно заменяли струнные и духовые. И тысячи музыкантов оказались невостребованными. Но «прогресс» не стоял на месте, и «искусственный интеллект» (новая выдумка ученых) уже успешно заменяет певцов; да что там певцов – отпадает надобность в сочинителях. Мелодии песен, тексты песен пишет ИИ; и не только. Сценарии фильмов и книжки очень споро придумываются «машиной». Да, я понимаю, что прогресс остановить нельзя и что, вероятно, все это происходит с позволения небес, но мне становится не по себе. Недавно мой друг Олег Завьялов решил меня повеселить и прислал мне песню, которая была им написана, сыграна и спета, а при помощи ИИ наложен мой тембр. Я не рассмеялся – у меня опустились руки. П

А домик возводился не один день. При моей жизни начали петь, используя сначала инструментальную фонограмму, а затем и плюсовку, самозабвенно облизывая микрофон и непонятно что выделывая бедрами и прочими «желанными» частями тела. Появились музыкальные инструменты, в большинстве своем клавишные, которые успешно заменяли струнные и духовые. И тысячи музыкантов оказались невостребованными.

Но «прогресс» не стоял на месте, и «искусственный интеллект» (новая выдумка ученых) уже успешно заменяет певцов; да что там певцов – отпадает надобность в сочинителях. Мелодии песен, тексты песен пишет ИИ; и не только. Сценарии фильмов и книжки очень споро придумываются «машиной».

Да, я понимаю, что прогресс остановить нельзя и что, вероятно, все это происходит с позволения небес, но мне становится не по себе. Недавно мой друг Олег Завьялов решил меня повеселить и прислал мне песню, которая была им написана, сыграна и спета, а при помощи ИИ наложен мой тембр.

Вновь черемухи белый цвет.mp3

Я не рассмеялся – у меня опустились руки. Почему-то сразу пришла в голову мысль: будь «в те годы» у спецслужб подобная техника, не нужно было бы выдумывать инквизицию и выбивать нужные признания. Ну, да, вслушавшись в «искусственного» Малежика, при всей похожести, я не спел бы это «произведение» так, как мне его представил ИИ. Но как я теперь буду слушать молодых, смотреть новое кино, читать новые книги? И как я буду смотреть в глаза своему слушателю, представляя ему на суд свою новую запись?

А для себя… Пока выкручиваюсь так, что тупо смотрю старые фильмы, слушаю в многотысячный раз Битлов и Окуджаву, перечитываю Куприна и Лермонтова...

Да, вопросов у меня больше, чем ответов.

Алгоритм машинного написания музыки (изображение с сайта http://roboticslib.ru)
Алгоритм машинного написания музыки (изображение с сайта http://roboticslib.ru)

Но, посмотревши в зеркало, вспомнил, что у меня самого-то рожа была, ой, как крива. Выпускаясь из Московского института ж/д транспорта, я защищал работу под названием «Кибернетический синтез музыки»? Защищал! А про что была эта работа? Да я практически придумал, как с помощью ЭВМ (электронно-вычислительная машина) сочинять музыку. В моей работе компьютер определяет путем случайного выбора разрешенную последовательность гармоний и ноты, которые не будут диссонировать в «сочиненной» компом гармонии. Для выбора гармоний я изучал пьесы и песни желаемого мной стиля...

Алгоритм кодирования высоты нот (изображение с сайта http://roboticslib.ru)
Алгоритм кодирования высоты нот (изображение с сайта http://roboticslib.ru)

Примерно так я придумал музыку, которую показал на защите своего диплома.

И я отчаянно колотил себя в грудь, талдыча, что придумал неиссякаемый источник вдохновения для художника. Слава Богу, что я быстро понял, что подобный суфлёр к творчеству никакого отношения не имеет. Понял, что композитора, литератора, в общем художника, выбирают на небесах и мы, если нас отметили, являемся лишь проводниками идей, которые нам посылают. Слава Богу… Отказавшись от своего сомнительного изобретения, я выиграл, считай, более полувека для себя. Я с любовью занимался своим делом, и иногда у меня, как мне рассказывали, получалось. Но, как говорится, черт шельму метит. И вот я весь в раздумьях и сомнениях: молодежь слушать не могу, слава Богу, что сам себе ещё верю. Продолжаю заниматься любимым делом: сочиняю и записываюсь.

Кандинский: «Кибернетический синтез музыки» как его видит нейросеть
Кандинский: «Кибернетический синтез музыки» как его видит нейросеть

Я помню, что большие ученые, зачастую не находя ответов на свои вопросы, начинали фанатично верить в Бога, понимая, что только Он их разрешит. Вот и у меня этот вопрос: Господи, и для чего нам этот ИИ? Надеюсь, что мне будет какой-либо знак.

Моё, пока ещё без ИИ, фото
Моё, пока ещё без ИИ, фото

А пока мои читатели и слушатели, знакомьтесь с моими рассказами и песенками, сооруженными «живьём», приходите на мои концерты, и мы по-старинке вместе споем. А ИИ пусть живет своей жизнью!

Я обсуждал со своими друзьями мои размышлизмы, и Галя Холмогорова, которая часто волонтерствует, читая мои стишки и рассказики, сказала парадоксальную фразу:

В ближайшее время ученые создадут Искусственного Читателя.

Поживем – увидим.

После того как я определил, что могут быть «искусственные» зрители, я стал интенсивно раздумывать о том, насколько мы, вспомнив, что человек создан по образу и подобию Всевышнего, являемся результатом ИИ, расположенного на небесах. И я для себя определил, что я продукт ИИ. Правда, программист на небесах более высокого уровня.

Я начал крутить эту тему и так, и этак… Окончательно запутавшись, я вспомнил две фразы из священного писания. Первая: «Не поминай имя Господа всуе», а вторая: «Неисповедимы пути Господни».

Долго думал… Ничего не придумал и решил просто посмотреть, как будут развиваться дальнейшие события.

На том и закончу.