Найти в Дзене
Хельга

Цирковая. Глава 2

С нетерпением в тот вечер ждала Саньку мать. Собиралась она расспросить его про увлечение цирковой всадницей. Правду ли говорила Зойка, или выдумала глупость своей ревнивой головой?
Однако все вопросы отпали сами собой, когда увидела Галина сына. Он вошел в дом, держа за руку худенькую девчушку, ту самую Таис из цирка.
Глава 1 И ругала женщина сына, и грозила, и к совести взывала, а всё нипочем Сашке было. Он твердил одно – Таис будет жить с ними.
- Нет отца сейчас с нами, потому за мной главное слово в этом доме, - заявил Саня, не желая уступать никому, даже матери. За его спиной робко стояла Таис и буквально боялась дышать. Разве мог он позволить девушке усомниться в том, что способен дать ей защиту?
- А о Зое ты подумал? – строго спросила мать.
- А о Зое…я даже слышать не хочу, - произнес тихо Сашка, - ты всю жизнь её мне в невесты навязывала. Только я относился к ней как к сестрице. А сейчас, когда она ходит за мной по пятам, аж тошно становится рядом с ней.
- Да вся деревня знает

С нетерпением в тот вечер ждала Саньку мать. Собиралась она расспросить его про увлечение цирковой всадницей. Правду ли говорила Зойка, или выдумала глупость своей ревнивой головой?
Однако все вопросы отпали сами собой, когда увидела Галина сына. Он вошел в дом, держа за руку худенькую девчушку, ту самую Таис из цирка.

Глава 1

И ругала женщина сына, и грозила, и к совести взывала, а всё нипочем Сашке было. Он твердил одно – Таис будет жить с ними.
- Нет отца сейчас с нами, потому за мной главное слово в этом доме, - заявил Саня, не желая уступать никому, даже матери. За его спиной робко стояла Таис и буквально боялась дышать. Разве мог он позволить девушке усомниться в том, что способен дать ей защиту?
- А о Зое ты подумал? – строго спросила мать.
- А о Зое…я даже слышать не хочу, - произнес тихо Сашка, - ты всю жизнь её мне в невесты навязывала. Только я относился к ней как к сестрице. А сейчас, когда она ходит за мной по пятам, аж тошно становится рядом с ней.
- Да вся деревня знает, что вы жених с невестой! – воскликнула мать. – Что люди скажут, когда увидят тебя с этой?

С презрением Галина окинула взглядом дрожащую девушку, что с розовым от смущения лицом стояла за спиной сына. Сашка обнял Таис.
- Может, глупость какую скажут, так я и слушать не стану, - ответил парень, - но если люди хорошие, то не станут зазря языками трепать.
- Всё равно не приму я цирковую в доме, - сердито проворчала мать.
- Примешь, мама. Не выставишь же ты на улицу несчастную девушку. А ежели случится так, то вместе с ней уйду.

***

Таис осталась в доме Кубиновых, но не сладкой её жизнь была. Саня души в ней не чаял и защищал от матери. Однако Галина очень враждебно была настроена по отношению к девушке.
Но тем не менее пришлось смириться. Санька голову потерял от любви к циркачке.

Поженились молодые тихо, шумной свадьбы у них не было. Несколько раз в дом Кубиновых прибегала Зойка. В такие дни Галина со своей любимицей подолгу сплетничали во дворе. Не было у них приятне развлечения, чем гадости про цирковую всадницу говорить.
- И ведь ни рожи, ни кожи у неё, теть Галь! – злословила Зойка.
- И то правда, лицо худое, темное, глазищи как уголья, - сетовала Галина, - то ли дело ты, моя булочка, беленькая, да мягонькая. Настоящая деревенская девчонка.
- И что в ней Санька нашел? – ныла девушка. – Неужто глаз у него вообще нет?
- Да пожалел он её горемычную, - успокаивала свою любимицу Галина.

Не оставляла Сашкина мать надежду, что однажды одумается ее сын и куда-нибудь свою жену спровадит. Ведь цирковая она в конце концов, может, еще какой цирк мимо проходить будет, глядишь и примкнет к ним всадница. Надеялась и Зойка. Вот за такими разговорами и проводили свободное время.

Между молодыми супругами отношения становились всё теплее. Сашка любил Таисию как безумный, со временем и девушка стала тянуться к супругу, симпатия перешла в любовь. Ранее на близости он не настаивал, хотя и одно ложе делили молодые. Когда почувствовала Таисия, что готова, тогда и стала Саньке женой по-настоящему.

И вот что удивительно, как появились у девушки чувства к своему мужу, так и расправила она крылья. Стала уверенно чувствовать себя в его доме. По хозяйству старалась и всё успевала. Со свекровью старалась любезной быть, но, когда ту заносило – отвечала дерзко.

С малым братишкой Саньки Таисия подружилась. Борька обожал девушку, даже случалось, перед матушкой защищал. А вот когда Зоя в дом приходила, Таисия не знала, как быть. Вела она себя у Кубиновых, будто родной в их доме была. При этом на жену Сашкину с презрением смотрела. А еще злословила, хотя и за спиной, но так чтоб Таисия всё равно услышала.

Когда Саньку на фронт призвали, страшно его молодой супруге стало. Она ведь только привыкла к мужу, привязанность какую-то почувствовала, полюбила а тут и расставаться пора.
- Как без тебя я буду, Санечка? – плакала Таисия. – Съедят меня матушка твоя и Зойка, покуда не будет тебя рядом.
- Не посмеют, - заявил Саша, - а коли начнут рты разевать на тебя, защищайся. Бейся за себя, знай, что ты хозяйка в доме, а Зойка пустое место. Я и Борьке накажу, чтоб тебя в обиду не давал.

Поговорил Саша и с матерью. Сказал ей строго, что если в его отсутствие кто-то Таисию обидит, то станет ему, Саньке врагом личным.
- Не срывайся на ней, матушка, - попросил сын, - побереги жену мою, пока меня не будет. И Зойке не давай её обижать.

***

Горько плакала мать, провожая сына. И в такой миг любое обещание была готова дать ему, лишь бы ушел он со спокойным сердцем. Санька и ушел.

И начались в доме Кубиновых тяжелые дни. Боря ведь ещё совсем малой был, мужскую работу еще делать не мог. Вот же удивилась Галина, увидев, как хрупкая девчонка дрова рубит и воду таскает.
- Поберегись, куды ты жилы рвёшь? - грубовато говорила невестке свекровь.
- Ничего, не тяжело мне, - отвечала Таисия.

За самую тяжелую работу бралась девушка и похвалы за это не требовала. Трудилась как мужик – мощно, молчаливо и без вздохов. Всё чаще глядела на нее свекровь с невольным уважением.

Письмам от Саши женщины радовались вдвоем. Как-то раз, получив письмо после долгого перерыва, так обрадовалась Галина, что бросилась обнимать невестку. Однако в какой-то момент осеклась. Неловко ей стало за такое проявление чувств.

Когда писем не было, горевали женщины тоже вместе. В какой-то момент поняла Галя, что одной бы ей не пережить волнения и тревогу. С невесткой куда спокойнее было. Почему-то умела Таисия убедить свекровь в том, что сын её жив и здоров. Порой, глядя на неё, Галина удивлялась, откуда в маленьком худеньком тельце берутся такие огромные силы – и душевные, и физические?

А вот Зоя в последнее время Галину лишь расстраивала. Так злилась она на Саньку, что предпочла бы его мертвым видеть, чем женатым на другой.
- Поделом ему, теть Галь, - запальчиво сказала глупая Зоя, когда Сашина мать выразила сомнения по поводу того, что её сын еще жив. Опять письма задерживались.
- Чего ж ты говоришь? – не веря своим ушам, произнесла Галина. – Неужто не плачешь о нем, как я?
- Я бы, теть Галь, плакала, коли Санька на мне женился, - ответила девушка, - а раз другую предпочел, то пусть лучше во сырой земле покоится, чем глаза мне мозолит, с супружницей под ручку прогуливаясь.

Рассердилась Галина, прогнала Зойку со двора. Велела больше на глаза не показываться за язык её без костей. Пожалела она о том, что столько лет привечала избалованную девицу в своем доме, еще и Саше своему навязывала. А в какой-то миг посмотрела она на невестку, что огород копала, и невероятную нежность ощутила к маленькой, худенькой девчушке, в которой пряталась невероятная сила.

С тех пор Галина называла невестку только Тая, Таечка. Иногда еще дочкой звала, девочкой и лапонькой. Тогда почувствовала девушка, что в родительском доме своего мужа она по-настоящему отогрелась. У неё ведь своей семьи не было, рано осиротела.

Тяжелые времена бок о бок пережили невестка со свекровью. Заботились они друг о друге, поддерживали и подбадривали, чтобы не упасть духом. О Борисе пеклись. Теперь уже и Галя была спокойна – случись с ней беда, есть кому позаботиться о мальчонке.

***
Суровое испытание выпало на долю женщин Кубиновых прямо накануне победы. Сильно заболела Галина, уже чуть ли не с жизнью стала прощаться. Опять ни от мужа, ни от сына не было долго писем. Чувствовала Галя, что силы покидают, а невестка в те дни не оставляла её ни на миг.
- Прости меня, доченька, что плохо с тобой обходилась, - просила ослабевшая женщина.
- Прощаю, - шептала Тая, — вот только рано вы уходить на тот свет собрались.
- Не рано, лапонька, - отвечала Галина, - чувствую жизнь выходит из меня.
- Не отдам я Вас смерти, - тихо говорила Таисия, - у меня ж матери никогда не было, совсем я крохой была, когда сиротой оказалась. А теперь вот Вы матушкой мне стали. Неужто, думаете, что позволю Вам бросить меня?
- Родненькая моя, - отвечала ей Галина с легкой улыбкой, - заждались меня на том свете Санечка и Гришка. К ним я тороплюсь.
- А вот и зря торопитесь, - говорила Тая, - жив Григорий Ильич, и Санька мой жив, знаю это я, сердцем чувствую.
- Ох, мне б что-то такое сердцем почувствовать, - вздыхала Галя, - да только молчит оно у меня, будто бы каменным стало.

Каждый день такие разговоры вели свекровь с невесткой, а Галина продолжала жить. В один прекрасный момент зашла невестка в комнату к свекрови, сияя. В руках её было письмо – это Григорий Ильич писал своей дорогой супруге, что жив и здоров. Бодрее стала Галя, умирать вроде как передумала. А потом и вовсе повеселела – ведь, наконец-то, и от Саньки весточка пришла.

***

В сорок пятом году узнали люди, что советский народ победу одержал. Радости Галины и Таисии Кубиновых не было предела. Знали они, что мужчины их живы и скоро вернутся домой.
Несколько раз Зойка приходила, всё примириться с Галиной пыталась. Даже попыталась по старой памяти плохих слов в адрес Таисии наговорить.

- Закрой-ка свой рот, - грозно прикрикнула тогда Галина, - не то вымою его тебе с горьким мылом! Невестку мою не трожь, ни словом, ни пальцем. Не то оттаскаю тебя за космы и на порог к себе не пущу.

Надула губы тогда Зоя, злобу затаила. Даже какие-то сплетни по Осиновке в отместку распустила про «цирковую» жену Сашки Кубинова. Дескать, пользованная бабенка парню досталась, не девица вовсе. Вот только не слушал Зою никто. Знали все её вредный характер, и не жалели ни капли, что Санька ее бросил. Понимали люди, что от злости и обиды подлые слухи мерзавка распространяет. А родители Зои и вовсе вожжами выпороли девчонку балованную.

***

Вернулись с фронта и Григорий и Александр. Свёкор тепло отнесся к невестке, очень он был рад с ней познакомиться. А узнав, что цирковая, только лишь удивился очень, но не смутился ни капли. Санька же с войны несся на крыльях к своей любимой. И огромным счастьем для него было, что мать приняла его выбор.

Прошли годы, у молодых супругов родились дети, затем спустя годы пошли и внуки. Правнуков тоже успели понянчить дед Саня и бабушка Тая. Многое не знали потомки о жизни Кудиновых в довоенное и военное время. Но то, что их бабушка была из цирковых – этим фактом с удовольствием делились внуки и правнуки. А кое-кому и через поколения передались силы, гибкость и ловкость прекрасной Таис.


Спасибо за прочтение.

Присылайте свои истории на электронную почту и ватсап.