Найти в Дзене

Зачем в BMW 3-й серии у старых моделей был дополнительный выключатель на торпеде?

Поклонники классических BMW наверняка замечали: в некоторых старых моделях 3-й серии, особенно выпуска 1980-х годов, присутствует загадочный выключатель на центральной консоли или торпеде. Он не подписан, выглядит скромно и порой вызывает недоумение у владельцев и даже автомехаников. Зачем он там нужен? В этой статье мы разберёмся, какую роль выполнял этот переключатель, почему его устанавливали и как это связано с техническими особенностями и законодательством своего времени.

Общий вид салона BMW E30. Источник: ИИ
Общий вид салона BMW E30. Источник: ИИ

Дополнительный выключатель чаще всего можно встретить в BMW E30 — втором поколении 3-й серии, выпускавшемся с 1982 по 1994 год. Некоторые экземпляры также встречаются в более раннем поколении E21 (1975–1983), но именно на E30 он стал предметом активных обсуждений.

Автомобиль BMW E30. Источник: ИИ
Автомобиль BMW E30. Источник: ИИ

Вариант исполнения, расположение выключателя и его функции могли отличаться в зависимости от:

  • рынка сбыта (США, Германия, Япония и др.);
  • комплектации (базовая, «комфорт», «люкс»);
  • типа двигателя и трансмиссии;
  • года выпуска.
Выключатель ABS. Источник: ИИ
Выключатель ABS. Источник: ИИ

Несмотря на внешнюю схожесть, у «таинственной кнопки» могло быть несколько разных назначений, в зависимости от модификации и региона. Вот основные:

1. Отключение системы ABS (антиблокировочной системы тормозов)

На ранних моделях E30 с экспериментальными или опциональными системами ABS, особенно в Европе, водителю давалась возможность отключить ABS вручную. Это особенно актуально зимой или на гравийных дорогах, где система могла мешать эффективному торможению из-за специфики покрытия.

BMW E30 зимой на скользкой дороге. Источник: ИИ
BMW E30 зимой на скользкой дороге. Источник: ИИ

Почему отключали? На скользкой поверхности традиционная ABS могла увеличить тормозной путь, поскольку предотвращала блокировку колёс, а значит — и образование тормозного «клина» перед ними. Отключение позволяло опытному водителю «ловить» автомобиль в управляемом заносе.

2. Ограничитель мощности двигателя (Valet Switch)

Выключатель Valet Mode на американской версии. Источник: ИИ
Выключатель Valet Mode на американской версии. Источник: ИИ

На некоторых экспортных моделях, особенно в США и Канаде, устанавливался "valet switch" — ограничитель мощности двигателя, который деактивировал часть мощности, если автомобиль передавался на стоянку (например, парковщику отеля). Это позволяло предотвратить агрессивную езду или угоны.

Где был актуален? В странах с развитой индустрией valet parking (США, Канада) этот выключатель был частью стандартов безопасности и пользовательского комфорта.

3. Режимы прогрева/холодного запуска для дизельных версий

Выключатель свечей накаливания в дизельной версии. Источник: ИИ
Выключатель свечей накаливания в дизельной версии. Источник: ИИ

Для дизельных версий BMW (например, 324d и 324td) устанавливался дополнительный выключатель для активации системы предварительного подогрева свечей накаливания, особенно в холодных климатических условиях.

Чем это отличалось от автоматических свечей накала? На ранних дизельных моделях система не всегда была полностью автоматизирована, и водителю иногда требовалось вручную включить прогрев перед запуском.

4. Выключатель фар дневного света (Daytime Running Lights)

BMW E30 с включёнными фарами днём. Источник: ИИ
BMW E30 с включёнными фарами днём. Источник: ИИ

На скандинавском рынке, а также в Канаде с конца 1980-х, начались требования по постоянному включению ближнего света днём. Для соответствия этим нормам в BMW устанавливали выключатель дневного света, который включал или отключал фары при запуске двигателя.

Особенность: Некоторые владельцы использовали эту кнопку для временного отключения системы, например, в условиях, когда дневной свет был не нужен.

5. Иммобилайзер или противоугонная система

Старый BMW на фоне американского отеля с парковщиком. Источник: ИИ
Старый BMW на фоне американского отеля с парковщиком. Источник: ИИ

В некоторых экземплярах позднего выпуска E30 и особенно в доработанных (или «серых» импортных) моделях можно встретить выключатель, работающий как механический иммобилайзер — при отключении машина не запускалась, или глушился бензонасос/катушка зажигания.

Это было заводским решением? Чаще нет. Такие выключатели — уже плод творчества предыдущих владельцев или дилеров, устанавливавших дополнительную защиту от угона.

Схема проводки с обозначением тумблера/выключателя. Источник: ИИ
Схема проводки с обозначением тумблера/выключателя. Источник: ИИ

С развитием электроники, унификации систем и ужесточением требований по безопасности, к середине 1990-х годов:

  • все функции начали автоматизироваться (например, ABS стало неотключаемым);
  • введены многоуровневые блокировки в ECU, вместо механических переключателей;
  • модули, управляющие светом, двигателем и безопасностью, стали интегрированы в CAN-шину.

Это сделало использование отдельных ручных выключателей избыточным и потенциально опасным, особенно если водитель не знал их назначения.

Автомобиль BMW E30. Источник: ИИ
Автомобиль BMW E30. Источник: ИИ

Дополнительный выключатель на торпеде в старых BMW 3-й серии — это не просто «пережиток прошлого», а свидетельство эпохи, когда автомобили были менее автоматизированы и больше полагались на выбор и опыт водителя. Эти элементы, хоть и кажутся странными по современным меркам, дают представление о подходе BMW к универсальности, инженерной гибкости и адаптации к требованиям разных рынков.

Автомобиль BMW E30. Источник: ИИ
Автомобиль BMW E30. Источник: ИИ

Такой простой переключатель может рассказать целую историю — о технологиях, рынках, привычках водителей и даже культурных нормах своего времени. Именно в таких мелочах и кроется очарование классических автомобилей.

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на
наш Dzen канал! Здесь ежедневно выходят наши репортажи, видео и статьи об автомобильном мире. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на
наш Telegram канал, где ежедневно публикуются эксклюзивные предложения для покупки автомобилей из Южной Кореи без посредников!