Поклонники классических BMW наверняка замечали: в некоторых старых моделях 3-й серии, особенно выпуска 1980-х годов, присутствует загадочный выключатель на центральной консоли или торпеде. Он не подписан, выглядит скромно и порой вызывает недоумение у владельцев и даже автомехаников. Зачем он там нужен? В этой статье мы разберёмся, какую роль выполнял этот переключатель, почему его устанавливали и как это связано с техническими особенностями и законодательством своего времени.
Дополнительный выключатель чаще всего можно встретить в BMW E30 — втором поколении 3-й серии, выпускавшемся с 1982 по 1994 год. Некоторые экземпляры также встречаются в более раннем поколении E21 (1975–1983), но именно на E30 он стал предметом активных обсуждений.
Вариант исполнения, расположение выключателя и его функции могли отличаться в зависимости от:
- рынка сбыта (США, Германия, Япония и др.);
- комплектации (базовая, «комфорт», «люкс»);
- типа двигателя и трансмиссии;
- года выпуска.
Несмотря на внешнюю схожесть, у «таинственной кнопки» могло быть несколько разных назначений, в зависимости от модификации и региона. Вот основные:
1. Отключение системы ABS (антиблокировочной системы тормозов)
На ранних моделях E30 с экспериментальными или опциональными системами ABS, особенно в Европе, водителю давалась возможность отключить ABS вручную. Это особенно актуально зимой или на гравийных дорогах, где система могла мешать эффективному торможению из-за специфики покрытия.
Почему отключали? На скользкой поверхности традиционная ABS могла увеличить тормозной путь, поскольку предотвращала блокировку колёс, а значит — и образование тормозного «клина» перед ними. Отключение позволяло опытному водителю «ловить» автомобиль в управляемом заносе.
2. Ограничитель мощности двигателя (Valet Switch)
На некоторых экспортных моделях, особенно в США и Канаде, устанавливался "valet switch" — ограничитель мощности двигателя, который деактивировал часть мощности, если автомобиль передавался на стоянку (например, парковщику отеля). Это позволяло предотвратить агрессивную езду или угоны.
Где был актуален? В странах с развитой индустрией valet parking (США, Канада) этот выключатель был частью стандартов безопасности и пользовательского комфорта.
3. Режимы прогрева/холодного запуска для дизельных версий
Для дизельных версий BMW (например, 324d и 324td) устанавливался дополнительный выключатель для активации системы предварительного подогрева свечей накаливания, особенно в холодных климатических условиях.
Чем это отличалось от автоматических свечей накала? На ранних дизельных моделях система не всегда была полностью автоматизирована, и водителю иногда требовалось вручную включить прогрев перед запуском.
4. Выключатель фар дневного света (Daytime Running Lights)
На скандинавском рынке, а также в Канаде с конца 1980-х, начались требования по постоянному включению ближнего света днём. Для соответствия этим нормам в BMW устанавливали выключатель дневного света, который включал или отключал фары при запуске двигателя.
Особенность: Некоторые владельцы использовали эту кнопку для временного отключения системы, например, в условиях, когда дневной свет был не нужен.
5. Иммобилайзер или противоугонная система
В некоторых экземплярах позднего выпуска E30 и особенно в доработанных (или «серых» импортных) моделях можно встретить выключатель, работающий как механический иммобилайзер — при отключении машина не запускалась, или глушился бензонасос/катушка зажигания.
Это было заводским решением? Чаще нет. Такие выключатели — уже плод творчества предыдущих владельцев или дилеров, устанавливавших дополнительную защиту от угона.
С развитием электроники, унификации систем и ужесточением требований по безопасности, к середине 1990-х годов:
- все функции начали автоматизироваться (например, ABS стало неотключаемым);
- введены многоуровневые блокировки в ECU, вместо механических переключателей;
- модули, управляющие светом, двигателем и безопасностью, стали интегрированы в CAN-шину.
Это сделало использование отдельных ручных выключателей избыточным и потенциально опасным, особенно если водитель не знал их назначения.
Дополнительный выключатель на торпеде в старых BMW 3-й серии — это не просто «пережиток прошлого», а свидетельство эпохи, когда автомобили были менее автоматизированы и больше полагались на выбор и опыт водителя. Эти элементы, хоть и кажутся странными по современным меркам, дают представление о подходе BMW к универсальности, инженерной гибкости и адаптации к требованиям разных рынков.
Такой простой переключатель может рассказать целую историю — о технологиях, рынках, привычках водителей и даже культурных нормах своего времени. Именно в таких мелочах и кроется очарование классических автомобилей.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на наш Dzen канал! Здесь ежедневно выходят наши репортажи, видео и статьи об автомобильном мире. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на наш Telegram канал, где ежедневно публикуются эксклюзивные предложения для покупки автомобилей из Южной Кореи без посредников!