Найти в Дзене

Бомбардировщики Японии времен Второй мировой войны

Картинки Яндекса. Kawasaki Ki-102
Картинки Яндекса. Kawasaki Ki-102

Двухместный двухмоторный истребитель Ki-102 был разработан концерном Kawasaki в Императорской Японии. Союзникам он был известен под кодовым названием «Рэнди», а в официальной номенклатуре военно-воздушных сил Императорской армии Японии он значился как «армейский штурмовой самолёт Тип 4». Самолёт был разработан на основе предшествующего двухмоторного тяжёлого истребителя Kawasaki «Ki-96», было выпущено всего три прототипа, которые должны были в конечном итоге заменить двухмоторный тяжёлый истребитель Kawasaki Ki-45 (Toryu) «Ник» как в производстве, так и в эксплуатации.

Первый полёт прототипа Ki-102 был зафиксирован в 1944 году, хотя окончание войны для Японии в августе 1945 года ознаменовало конец разработки и производства Ki-102 в долгосрочной перспективе. В конечном итоге этот тип самолёта был усовершенствован и представлен в трёх различных модификациях: специализированный истребитель, специализированный ночной истребитель и специализированная платформа для наземных атак. Некоторые Ki-102 (серийные модели Ki-102b) участвовали в боевых действиях, но большинство из них были размещены на материковой части Японии в оборонительных целях перед ожидаемым вторжением союзников (которое так и не произошло). Всего было произведено 238 экземпляров, которые использовались с 1944 года до конца войны в 1945 году.

После очевидного успеха их двухмоторного тяжёлого истребителя Ki-45 «Тору» компания «Кавасаки» занялась разработкой улучшенной версии в качестве частного предприятия. Разработка началась в 1942 году и в целом следовала тем же принципам проектирования, что и Ki-45. Новая конструкция включала в себя двухмоторную конфигурацию с экипажем из двух человек, а фюзеляж был рассчитан на установку тяжёлого пушечного вооружения для противодействия американским бомбардировщикам. Однако японская армия потребовала, чтобы самолёт был спроектирован как одноместный тяжёлый истребитель, что вынудило «Кавасаки» переработать конструкцию. В сентябре 1943 года в воздух поднялся переоборудованный прототип, а вскоре за ним последовали ещё два прототипа. Японской армии понравились характеристики нового Ki-96, но в рамках новой инициативы было предложено перепроектировать Ki-96 как двухместный тяжёлый истребитель с двумя двигателями — по сути, как и задумывался Ki-96. Конструкция была снова переработана, на этот раз в новый «Ki-102», который сохранил прежнюю конструкцию крыла и хвостового оперения, но при этом включал в себя новые элементы, где это было необходимо. Поэтому разработка Ki-96 была прекращена, и было построено всего три прототипа.

Ki-102 был создан на основе трёх прототипов с базовым обозначением «Ki-102». Обозначение «Ki-102a» указывало на первоначальную конструкцию высотного тяжёлого истребителя, всего было выпущено 26 таких самолётов. Все боевые модели были оснащены 1 пушкой калибра 37 мм серии Ho-203 и 2 пушками калибра 20 мм серии Ho-5, а также двигателями с турбонаддувом, необходимыми для полётов на большой высоте. Ki-102a был известен японцам как «Тип Ко».

Внешне серия была похожа на предыдущие двухмоторные самолёты Kawasaki. Конструкция характеризовалась обтекаемым фюзеляжем с кабиной экипажа, расположенной тандемом в передней части, низко расположенными крыльями моноплана, гондолами радиальных двигателей на передней кромке и обычным хвостовым оперением с одним килем. Шасси состояло из двух основных стоек и хвостового колеса, при этом всё шасси полностью убиралось в фюзеляж. Пилот сидел в передней кабине под застеклённым фонарём, из которого хорошо просматривалась окружающая местность, в то время как второй пилот сидел в отдельной кабине в средней части самолёта.

Ki-102b стал специализированным вариантом для наземных атак, оснащенным 1 пушкой калибра 57 мм Ho-401 и 2 пушками калибра 20 мм Ho-5. 1 тяжелый пулемет калибра 12,7 мм Ho-103 (Тип 1) был установлен в задней кабине для самообороны от атакующих истребителей противника. Мощность обеспечивалась двумя 14-цилиндровыми радиальными поршневыми двигателями Mitsubishi Ha-112-II Ru мощностью 1500 лошадиных сил каждый, которые обеспечивали превосходную производительность. Максимальная скорость Ki-102b составляла 580 км/ч, а практический потолок — около 10 км.

Также было установлено модернизированное хвостовое колесо. Всего было построено около 207 экземпляров, которые стали окончательным вариантом этой серии и были известны японцам как «Тип Оту». Серийный Ki-102b стал единственной модификацией Ki-102, которая участвовала в боевых действиях, но только на Окинаве, и её применение было очень ограниченным.

Ki-102c был разработан как специализированный ночной истребитель с различными изменениями в конструкции. Это привело к использованию очень простой системы радиолокационного управления под новым носовым обтекателем из плексигласа, удлинённому крылу и фюзеляжу, а также изменённым хвостовым стабилизаторам. Вооружение состояло из 2 пушек калибра 30 мм серии Ho-105 под фюзеляжем, а также 2 пушек калибра 20 мм Ho-5 «косого огня» в средней части фюзеляжа. Пулемёты, стрелявшие под углом, были установлены под углом вперёд, что позволяло истребителю зависать под бомбардировщиком-целью и позади него (как правило, в наиболее уязвимом месте) и стрелять из пулемёта по своему усмотрению.

Однако до конца войны было построено всего два таких самолёта. Японцы называли Ki-102c «Тип Хэй».

Все варианты Ki-102 предусматривали возможность нести 2 обычные бомбы для нанесения ударов или 2 топливных бака для увеличения дальности полёта. «Ki-108» был развитием модели Ki-102, и было построено всего два прототипа, переделанных из существующих планеров серии Ki-102b. Это был первый высотный истребитель с герметичной кабиной для экипажа и усиленным планером. Конец войны ознаменовал конец этой разработки.

Картинки Яндекса. Йокосука P1Y1 Гинга (Фрэнсис)
Картинки Яндекса. Йокосука P1Y1 Гинга (Фрэнсис)

Двухмоторная боевая платформа оказалась популярной среди вооружённых сил Японской империи во время Второй мировой войны (1939– 1945 гг.) — она могла нести большой бомбовый груз, обладала высокой производительностью и дальностью полёта, необходимой для охвата обширных территорий Тихого океана. Одним из двухмоторных бомбардировщиков, разработанных в середине войны, стал Yokosuka P1Y «Гинга» (что означает «Галактика»), который был создан для Императорского флота Японии (IJN), но предназначался для использования с наземных баз. К концу войны было выпущено 1102 самолёта. Союзники дали бомбардировщику кодовое название «Фрэнсис».

Военно-морской авиационный технический арсенал Йокосуки настаивал на создании нового современного самолёта, сочетающего в себе дальность полёта, огневую мощь и характеристики лучших платформ, доступных на тот момент Императорскому флоту Японии. Помимо обычных бомбардировок с горизонтального полёта, предполагалось, что он будет способен выполнять пикирующие и торпедные атаки, что сделает его более универсальным на поле боя. Инженеры выбрали традиционную конструкцию моноплана с двумя двигателями на передней кромке крыла. Носовая часть самолёта была остеклена для хорошего обзора из кабины и для выполнения бомбардировок.

Основные плоскости крыла были расположены посередине, а хвостовое оперение имело традиционную форму с одним рулём направления. Использовалась «хвостовая» ходовая часть. Экипаж состоял из трёх человек. Размеры включали в себя длину 49 футов, размах крыльев 65,5 футов и высоту 14 футов. Вес пустого самолёта составлял 16 000 фунтов при максимальной взлётной массе (MTOW) 29 765 фунтов. Двигателями были 2 18-цилиндровых радиальных поршневых двигателя Nakajima NK9C серии «Homare 12» мощностью 1825 лошадиных сил каждый. Характеристики включали максимальную скорость 340 миль в час, крейсерскую скорость 230 миль в час, дальность полёта до 3340 миль и практический потолок до 30 840 футов.

Помимо внутренней бомбовой нагрузки в 2205 фунтов (или 1 х 1800-фунтовой торпеды), самолеты обычно несли оборонительное вооружение в виде 1 х 20-мм пушки Тип 99 в носовой части и 1 х 13-мм крупнокалиберного пулемета Тип 2 в кормовой части на обучаемой установке).

Первый полёт прототипа P1Y состоялся в августе 1943 года, что привело к заключению контракта на поставку 1002 самолётов с заводами Nakajima. В итоге было построено 12 прототипов для испытаний, в основном с радиальными двигателями серии Homare 11. В производство были запущены варианты от оригинального P1Y1 с двигателями Homare 11 или Homare 12 до тридцати модификаций P1Y1 для наземных атак (они были оснащены 20-миллиметровыми пушками Type 99 для поражения американских B-29 на земле). Также была построена нелетающая наземная копия для использования в качестве приманки под обозначением «MXY10». Пик производства пришёлся на 1944 год, когда было выпущено 620 экземпляров всех модификаций, а в первой половине 1945 года было выпущено ещё 434. P1Y был представлен в октябре 1944 года и использовался в боевых действиях до конца войны в августе 1945 года. К этому времени ситуация для Японии ухудшилась настолько, что бомбардировщики P1Y стали использоваться в качестве оружия камикадзе против военных кораблей союзников. Это подтвердилось во время штурма Окинавы, который помог Японии сдаться. В конце войны по меньшей мере три экземпляра P1Y были доставлены в Соединённые Штаты для испытаний.

Одним из примечательных ответвлений программы P1Y стал P1Y2 «Кёкко» («Аврора»), который представлял собой ночную версию истребителя-бомбардировщика. Компания «Каваниси» изготовила 96 таких самолётов с двигателями «Мицубиси Касэй» (из-за растущей нехватки двигателей «Хомаре») и оснастила их радиолокационными системами. Вооружение включало систему косого огня, которая позволяла атаковать бомбардировщики с наиболее уязвимых сторон. Однако эта конструкция не обеспечивала необходимую производительность для борьбы с вражескими бомбардировщиками Boeing B-29 «Суперкрепость», поэтому перед окончанием войны их переоборудовали для выполнения традиционных задач бомбардировщиков. Более двадцати эскадрилий ВМС Японии использовали P1Y, в том числе 302-я эскадрилья «Кокутай», которая стала единственной группой ночных истребителей.

Поддержите канал-поставьте лайк.