Найти в Дзене

2024 — Путешествие на Кавказ. Часть 4. Грозный, Дербент, Сулакский каньон

В четвертой части поездки (день 6-9) мы проехали Чечню и Дагестан. Дагестан стал открытием для меня. Прекрасный природа, прекрасная кухня, прекрасные люди. После описываемой поездки мы еще раз слетали туда уже на "пляжный" отдых (который я не особо люблю, но сыну нравится), и в августе этого года вновь полетим туда. В предыдущей части мы завершили поездку по окрестностям Верхнего Фиагдона в Северной Осетии и направились в сторону Грозного. К сожалению, времени съездить в сторону города Мертвых и памятника Бодрову уже не оставалось. Обратная дорога от Фиагдона до Архонской вновь вызвала позитивные "драйверские" эмоции. Ух, какая дорога, прелесть :) Заехали в Архонской на Самомойку.
Первый раз за время дороги был в Кисловодске, когда отмывали машину от последствий пробки из коров.
Ну и второй в Архонской, сбить мушек, да и сбить остатки тех же последствий :)
Мойка совершенно обычная, пена, вода, воздух. Осмоса и прочего - нет. Заехал на Газпром, залил как всегда сотый, при этом заправщи
Оглавление
В четвертой части поездки (день 6-9) мы проехали Чечню и Дагестан. Дагестан стал открытием для меня. Прекрасный природа, прекрасная кухня, прекрасные люди. После описываемой поездки мы еще раз слетали туда уже на "пляжный" отдых (который я не особо люблю, но сыну нравится), и в августе этого года вновь полетим туда.

В предыдущей части мы завершили поездку по окрестностям Верхнего Фиагдона в Северной Осетии и направились в сторону Грозного.

К сожалению, времени съездить в сторону города Мертвых и памятника Бодрову уже не оставалось.

День 6. Грозный

Обратная дорога от Фиагдона до Архонской вновь вызвала позитивные "драйверские" эмоции. Ух, какая дорога, прелесть :)

Заехали в Архонской на Самомойку.
Первый раз за время дороги был в Кисловодске, когда отмывали машину от последствий пробки из коров.
Ну и второй в Архонской, сбить мушек, да и сбить остатки тех же последствий :)
Мойка совершенно обычная, пена, вода, воздух. Осмоса и прочего - нет.

Заехал на Газпром, залил как всегда сотый, при этом заправщик вставил сначала 92, а мне сказал, что я ему сказал 95.
Из вариантов остался ещё только дизель ливануть))

Буквально в пятистах метрах от заправки заехали в столовую Фермер. Еда понравилась, для остановки по пути - могу рекомендовать.

Машина заправлена, мы с Надей тоже, можно ехать дальше )

До Грозного по дороге один раз нас остановили на блокпосту то ли в Ингушетии, то ли на въезде в Чечню, спросили, есть ли спиртное. Его не было, так что спокойно поехали дальше.

В Грозном недалеко от въезда в город остановились в гостинице Тийнала. Неплохая гостиница, достаточно свежие номера.
Разгрузились, учли в одежде местные нормы и поехали в центр города, осмотреть основные места. Машину оставили на южной стороне от реки Сунжа, на
этой парковке, поскольку судя по Яндексу - северная часть от реки была вся в пробках, а наша сторона - свободная.
Так, собственно, и оказалось, пока гуляли - пробки особо не рассосались.

Проспект Кадырова переходит в районе Грозный Сити в проспект Путина :)
Проспект Кадырова переходит в районе Грозный Сити в проспект Путина :)
"Сердце Чечни" красивое )
"Сердце Чечни" красивое )
Грозный Сити
Грозный Сити
Парк цветов
Парк цветов
Местные ДПС, конечно, своеобразные и их очень много. Но не остановили ни разу.
Местные ДПС, конечно, своеобразные и их очень много. Но не остановили ни разу.
Основная пешеходная улица
Основная пешеходная улица

Из особенностей вождения в городе - водители очень плохо пропускают пешеходов. На светофоре все пешеходы сначала убеждаются, что все-все (совсем все) машины остановились, затем идут. На обычном бессветофорном переходе вообще сложно перейти.
Когда ехали обратно в гостиницу - на каждом светофоре стоял дополнительно ДПСник. Но, возможно, было связано с тем, что навстречу нам проехал большой кортеж с мигалками.

Поужинали мы в ресторане Инжир на основной пешеходной улице, там очень вкусный лимонад, прям рекомендую и пошли обратно к машине.

В целом, Грозный достаточно ухоженный, им занимаются, но, в целом, общее ощущение смешанное.
Галочку на посещение поставили, но ещё раз заезжать, пожалуй, не будем.

День 7. Дербент.

С утра позавтракали в гостинице и направились в сторону Дербента.
Где-то на выезде из Чечни нас остановили на блокпосту и в этот раз на регистрацию уже попросили пройти нас обоих. Времени много не заняло, поехали дальше )

Заехал на рекомендованную знакомыми из Дагестана заправку сети VNK, заправки чистые, новые, есть сотый. Эта сеть встречается часто вдоль трассы по Дагестану (всего 8 заправок), рекомендую заправляться на ней. Есть оплата картой.

До Махачкалы доехали быстро, почти везде четырехполосная дорога, местами двухполосная, но пробок не было.
От Махачкалы до Дербента тоже есть большие участки четырехполосной дороги, местами идёт ремонт и расширение, но в основном двухполосная дорога в хорошем состоянии.
Отечественный автопром на 05 номерах на всем протяжении дороги демонстрировал чудеса скорости :))

Доехав до Дербента - сразу окунулись в атмосферу очень узких улочек, перепадов высот и хаотично припаркованных автомобилей. После посещения Дербента начал немного понимать особенности местного вождения ))

Пообедали в столовой Гранат. Хорошая столовая, еда вкусная, цены доступные.

Заселились в гостиницу Сафия. Неплохая гостиница, расположена рядом с местной набережной, пляжем. Из окон - вид на море.

На 18⁰⁰ у нас была договоренность с гидом об экскурсии, потому решили отдохнуть и потом уже поехать к нужному времени к крепости.
Думали насчёт того, чтобы искупаться в море, но оно ещё было холодным, да и погода начала портиться.
Гид написал мне, чтобы взяли дождевики.

Ближе ко времени мы направились на машине к крепости, все подъезды к ней были забиты машинами. Встали на неофициальной платной парковке за 300 рублей )
Начался дождь и Надя надела дождевик, а я решил проверить свою мембранную куртку Pioneer camp, купленную по совету Археоклуба на алике.
К слову, куртка успешно пережила 3 часа под весьма активным дождем и воду не пропустила. Так же как и мембранные треккинговые ботинки Safety jogger, хотя мы ходили прям по потокам воды. Вот штаны 5.11 tactical abr pro промокли, но они на такой дождь и не рассчитаны )
Надя же под дождевиком не промокла, чего не скажешь обо всем, что не прикрыто дождевиком)

По поводу гида остановлюсь отдельно, мне его в обязательном порядке рекомендовали двое друзей, отдельно друг от друга ездивших в Дербент, так что ещё за месяц до поездки я договорился с ним об экскурсии.
Могу точно сказать, что я не пожалел, Алик очень общительный, умный и эрудированный человек с хорошим чувством юмора, который доступно вывалил на нас тонну информации во время 2.5 часовой прогулки по
крепости Нарын-Кала и улочкам Старого города.
Без него, я думаю, мы бы не ощутили и малой части Дербента :)
Цена экскурсии для двух человек - 5500,
телеграмм гида.
Могу точно рекомендовать Алика для знакомства с городом )
Пока ходили с экскурсией даже не хотелось фотографировать, хотя время для этого было, зато в памяти осталось :)

Арена для битвы с боссом )
Арена для битвы с боссом )
Вид с крепости
Вид с крепости
И ещё один
И ещё один
Стена крепости
Стена крепости

После экскурсии вызвали такси, чтобы доехать до машины, поскольку ушли достаточно далеко и под дождем подниматься в гору не хотелось.

Доехали до гостиницы, переоделись в сухое и решили, что поедем на такси и в ресторан, поскольку по Дербенту в целом не слишком комфортно ездить без привычки, да и в условиях сильного дождя это ещё усугубляется.

По поводу таксистов, Яндекс работает, оплата со счета карты, все как обычно. Заказывал комфорт, в этом тарифе приезжали Солярис, Рио, Паджеро и праворульная Сиента. Цены 150-200 рублей.
Все четыре водителя такси очень удивили доброжелательностью, вот прям, наверное, лучшие таксисты с которыми ездили :)

Как ресторан для ужина выбрали Бюро345. Очень вкусная еда, нет алкоголя. Мы немного перестарались и заказали больше, чем смогли съесть, еда очень вкусная и порции большие. Часть пирога попросили завернуть с собой) При этом, потратили всего 2000 примерно. Очень рекомендую ) Вообще местными это заведение рекомендуется для заказа суши/роллов, но мы хотели местную кухню и не прогадали =) В следующей поездке через два месяца - в августе 2024 (уже с сыном) заказывали и роллы, тоже отличные.

Из ресторана съездили ещё на набережную, но дождь опять усилился, а мы были без дождевиков и курток, потому быстро осмотрели и поехали в гостиницу.

Набережная
Набережная

День 8. Лунь, бархан и Сулакский каньон

Как у нас часто и происходило, основной просмотр окрестностей происходил на следующее утро, а потом уже выдвигались в сторону следующей точки :)

Так и в этот раз, проснулись, позавтракали в гостинице. Завтрак так себе. Решили съездить в село Хазар (Алик сказал, что местные ездят купаться именно туда) и посмотреть на экраноплан Лунь.

Не отъехав и километра от гостиницы, был остановлен местным ДПС )
Дал документы, пожилой ДПСник попытался убедить меня в том, что от меня пахнет алкоголем xD
А я и в Чечне, и в Дагестане даже пиво не пил)
Сказал ему оформлять протокол и проводить освидетельствование. Побурчал, отдал документы и сказал мне выпить хорошенько xD
В общем, за всю поездку это была единственная попытка развода со стороны ДПС)

Доехали до Хазара, посмотрели там отель Villa Victoria у моря с бассейном и своим пляжем, все понравилось и сразу забронировали номер в августе на семь ночей, чтобы прилететь уже с сыном. После поездки в августе могу сказать, что отель хороший, сыну понравилось, номера хорошие, пляж чистый, есть кабинки, завтраки (шведский стол) хорошие, обед и ужин тоже вкусные, обслуживание - отличное. В текущем 2025 году, тоже в августе, снова полетим сюда с сыном.

Потом отправились почти на границу с Азербайджаном (табличку про приграничный контроль встретили).
Экраноплан, конечно, огромный. Территория рядом благоустраивается, вроде там хотят сделать местный парк Патриот.

Профиль
Профиль
Анфас
Анфас

Как и всегда в этой обзорной поездке, времени на все интересные места не хватило, тут отдельно надо приезжать, ну и не на Тигуане зачастую )

Посмотрев Лунь, направились в сторону бархана Сарыкум - очень большого песчаного бархана недалеко от Махачкалы.
По пути вновь заправился на VNK и съехал на дорогу до Бархана.
По дороге от трассы к нему идёт грунтовка, много пологих ям, в хорошую погоду проблем никаких, в плохую - наверное, будет сильно грязно :)

На верх бархана ведёт металлическая лестница, вход на территорию стоит, насколько помню, 200 рублей.
Было жарко и Надя не пошла, потому я надел вместо кроссовок тапочки, чтобы походить по песку и потопал наверх.
Жарко, песок, непривычно :)

Но песок ещё не успел накалиться, потому с удовольствием без обуви по нему походил )

Себяшка
Себяшка
Посетителей относительно много, но можно уловить и момент без них
Посетителей относительно много, но можно уловить и момент без них
Большая песочница, конечно
Большая песочница, конечно

Спустился к машине, выпил много воды, охладился в машине и поехали дальше в сторону Сулакского каньона.

Дорога сначала удивила разбитостью, поскольку очень редко на своих маршрутах в этой поездке такое встречал, везде приличные дороги.
Но, видимо, то ли муниципалитет не очень, то ли опять непонятно, к какому муниципалитету относится, но буквально через условный километр дорога вновь стала хорошей и больше такого непотребства не встречалось.

Доехали до Дубков, потом поехали дальше в сторону Чиркейской ГЭС.
Заехали на
язык тролля с видом на ГЭС, на который обычно возят экскурсии, но с него ГЭС видна не полностью, из-за чего спустились на площадку сбоку и пониже, но оттуда тоже плохо видна. А я помнил, что в Яндексе было фото с точки, где ГЭС видна целиком. И я эту точку нашел, но добрался туда уже на следующее утро )

Часть ГЭС с туристической обзорной точки
Часть ГЭС с туристической обзорной точки
Каньон
Каньон

А к этому моменту было уже пять вечера, темнеет рано, потому часам к восьми нужно быть уже в лагере.

Мне захотелось проехать по Гимринскому автодорожному тоннелю, который является самым длинным высокогорным тоннелем в СНГ).
До тоннеля нужно было ехать где-то час с небольшим, потому решил, что успею :)

Не успел отъехать от ГЭС и встретил стадо, но опыт поездки по Джилы Су не прошел даром, проехали быстро =)
Не успел отъехать от ГЭС и встретил стадо, но опыт поездки по Джилы Су не прошел даром, проехали быстро =)
Чиркейское водохранилище
Чиркейское водохранилище

Ну, собственно, и успел. Дорога везде хорошая, большей частью двухполосная, на подъёмах часто трехполосная. Подъемы и спуски часто крутые, так что привычка с Джилы-Суу ездить на торможении двигателем и тут пригодилась :)
Очень часто встречались нольпятые КамАЗы, которые в гору ползли со скоростью пешехода. Эти машины попадут в рай, потому что ад у них уже здесь :)

Доехали до села Гимры, но времени что-то смотреть не было, а тем более ехать дальше, потому развернулись и отправились в автокемпинг возле Дубков.
По пути позвонил хозяину кемпинга, сказал, что через полчаса приедем.
В итоге приехал на точку,
отмеченную в Яндексе, но она была неверной.
Созвонился ещё раз, нашли друг друга в Дубках и доехали до точки, где на самом деле расположен автокемпинг - 43.034012, 46.847538. Поэтому лучше заранее созвониться и уточнить место встречи.

В кемпинге из посетителей уже стоял мужчина из Краснодара на Дастере с прицепом-автодомом.
На территории есть бесплатный туалет и вода, есть платный душ (200 рублей). Есть кафешка от соседнего кемпинга.
Стоимость с машины - 500 рублей за ночёвку.
Хороший вариант, чтобы остановиться переночевать.

Вид из кемпинга на Кизилюрт
Вид из кемпинга на Кизилюрт
Утренний вид из палатки
Утренний вид из палатки

День 9. Сулакский каньон

Проснулись, позавтракали в походной кухне и отправились доосматривать окрестности :)

Сначала поехали по ближайшей грунтовке примерно на эту площадку.

Вид с этой точки раз
Вид с этой точки раз
Два
Два
Три
Три

Потом решил проехать вдоль каньона в сторону Дубков, но наткнулся на неприятный бугор через дорогу, который я со своими бамперами скорее всего не преодолел бы.
Прошел один (Надя не пошла) примерно пару километров туда-обратно, но особых отличий не заметил )

После чего решили заехать на основную смотровую, куда возят экскурсии.
Взяли по пути у паренька пакетик с чабрецом ))
Ну и взяли кофе в местной кофейне.
Вид со смотровой опять же не особо отличается от предыдущего.

Ну а после этого уже поехал к точке, с которой открывается лучший вид на ГЭС.
Расположена она вот
здесь.
Доехать прямо до места на машине сложно, Тигуан точно не смог бы, на одном из спусков дорога размыта. Впрочем, пройти нужно всего километр, плюс немного полазить по тропинкам.

Зато какой вид :)

Чиркейская ГЭС целиком
Чиркейская ГЭС целиком
И она же )
И она же )

Опять похромав на спуске и основательно зажарившись на солнце, добрался до машины, доехал до ещё одной смотровой и мы направились в обратный маршрут до дома, сначала в Элисту, затем две ночи в Волгограде и одна ночёвка в Кривоборье.
Об этом уже напишу в следующих записях )

А Дагестан очень понравился.
И люди, и природа.
Потому мы приедем сюда ещё в августе, но с другим видом отдыха.

-28

Все части поездки на Кавказ:
Часть 1. Дорога, Пятигорск, Кисловодск
Часть 2. Дорога на Джилы-Су
Часть 3. Северная Осетия
Часть 4. Грозный, Дербент, Сулакский каньон
Часть 5. Элиста, Волгоград
Часть 6 (финал). Кривоборье, Дорога домой, Итоги

Ссылки на блог на других ресурсах: