Найти в Дзене
Библиотекарь

Основное свойство поклонения

Поклонение не последняя тема в библейской истории и если говорить более конкретно, то чуть ли не основная выплывающая наружу или ныряющая глубоко вниз в зависимости от ситуации. Когда идет речь о Боге, поклонение подразумевается, как само собой разумеющееся и выглядит вполне естественным. Наряду с ним, мы встречаемся с многочисленными эпизодами, где поклонение посвящено многочисленным божествам, неизменно сопровождающим человека в древнем мире и то и дело оказывающим влияние на народ, претендующий на звание "Божьего". Если задуматься более предметно и несколько глубже, возникает вопрос, что лежит в основе поклонения? Каково, так сказать его основное свойство? Удивительно, но таковым может являться ничто иное, как страх. Причем страх не последняя фигура речи, и имеет отношение как к Богу-Творцу, так и к поклоняющимся всевозможным Ваалам и Астартам. Попробуем разобраться в этой неоднозначной теме. Первое, что бросается в глаза, это реакция на богоявление (эпифания). Чего стоит только

Поклонение не последняя тема в библейской истории и если говорить более конкретно, то чуть ли не основная выплывающая наружу или ныряющая глубоко вниз в зависимости от ситуации. Когда идет речь о Боге, поклонение подразумевается, как само собой разумеющееся и выглядит вполне естественным. Наряду с ним, мы встречаемся с многочисленными эпизодами, где поклонение посвящено многочисленным божествам, неизменно сопровождающим человека в древнем мире и то и дело оказывающим влияние на народ, претендующий на звание "Божьего".

Если задуматься более предметно и несколько глубже, возникает вопрос, что лежит в основе поклонения? Каково, так сказать его основное свойство? Удивительно, но таковым может являться ничто иное, как страх. Причем страх не последняя фигура речи, и имеет отношение как к Богу-Творцу, так и к поклоняющимся всевозможным Ваалам и Астартам. Попробуем разобраться в этой неоднозначной теме.

Первое, что бросается в глаза, это реакция на богоявление (эпифания). Чего стоит только момент, когда апостол Иоанн узрел небесного посланника в хороших знакомых образах ветхозаветной истории.

"И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний". (Откр. 1:17)

Нечто подобное мы можем обнаружить в книге пророка Даниила,

"Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: „господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне". Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня и сказал: „не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: „говори, господин мой; ибо ты укрепил меня". (Дан. 10:15-19)

Обратите внимание на схожесть реакций. В двух отрывках говорится практически об одном и том же. Небесный посланник приходит к пророку и последний испытывает ужас! "Пал к ногам его", "припал лицем моим к земле", - Иоанн и Даниил теряют дар речи, бояться посмотреть вверх, бояться просто заговорить и в обоих случаях слышат одно и тоже - "не бойся". Пророки успокаиваются, и только тогда способны принять весть им предназначенную.

Элемент поклонения выражен в буквальном "падении на землю", что в этих случаях, вполне, естественно, и не думаю, что любой из живущих ощутил бы что-то другое, столкнись он с подобной реалией. Это если говорить о буквальном смысле слова "поклонение", которое даже в своей корневой системе происходит от слова "кланяться", ну во всяком случае в русском языке (не будем сейчас вникать в этимологию).

Похожих ситуаций на страницах библейских книг достаточно много, все они говорят о одинаковой реакции на появление небесных существ, что собственно и не мудрено. Даже деяния Сына Божия, Господа Иисуса Христа, призванные принести мир и исцеление, нередко вызывали страх, что удивительно. Нас же интересует более глубокая подоплека поклонения, где мы не встречаемся с "мужем с ногами подобно раскаленному золоту", а тихо пребываем в своей комнатке, уютно расположившись с кружечкой ароматного кофе и набирая эти строки. Как тут обстоит дело, чем движим человек в естественных условиях? Вот что нас интересует.

В тексте оригинала можно обнаружить 178 - случаев употребления однокоренных слов, содержащих в себе идею поклонения. Первые упоминания относятся к книге Бытие и связанны с Авраамом, где поклонение выглядит буквальным. Не всегда слово "поклонение" связано с поклонением Богу, порой это выражение уважения народу, человеку, царю и так далее.

Взаимосвязь между поклонением и страхом появляется в текстах, где Бог призывает Свой народ почитать Его и не забываться, что нередко происходило с израильтянами, особенно в эпоху Судей. Это не так очевидно на первый взгляд, но при ближайшем рассмотрении становится понятным мотивация, а именно - потеря страха перед Богом. Меня заинтересовал один отрывок, где появляются вместе идеи поклонения и страха, вот он:

"Господа, Который вывел вас из земли Египетской силою великою и мышцею простертою,-- Его чтите и Ему поклоняйтесь, и Ему приносите жертвы". (4-Цар. 17:36)

"Чтить" - ничто иное как "бояться" если быть точным. Есть в русском языке еще один аналог термина "бояться" это "благоговеть". Благоговение наиболее точно передает отношение человека к Богу, не унижая, не раболепствуя, но совершенно осознано, принимая свое положение и предполагая, что перед Всемогущим чувствовать по-другому не получается, да и не следует.

Существует тонкая грань между боязни Бога и поклонением из-за страха. Интересно эта тема описана в книге пророка Даниила, в третьей главе, когда царь Навуходоносор, призывает поклониться золотому истукану под страхом смерти. Огненная печь недалеко от статуи была весомым аргументом, чтобы ни у кого не возникло никакой толики сомнений. Но нашлись три человека, которые не испугались огня и жара. Страх и поклонение тесно связаны в данной ситуации, вопрос только в том, чего или кого человек боится больше. Подумайте об этом.

В книге Откровение звучит призыв:

"И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод". (Откр. 14:6-7)

Благовестие заключается в том, чтобы "убояться" и "поклониться" Сотворившему небо и землю. Тема поклонения напрямую затрагивается в Апокалипсисе, причем силы зла идут на крайние меры, дабы "заставить всю землю и живущих на ней, поклониться зверю и его образу" (Откр. 13).

Интерсное отношение к данной теме можно обнаружить еще в книге Иова, где на вопрос сатаны, Бог дал весьма необычный ответ. Помните, в чем он заключался?

"И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов"? (Иов. 1:9)

Глагол "yare" (бояться, страшиться) сорок девять раз упоминается в Ветхом Завете, и здесь он является ключевой фигурой, выражающей и поклонение и почитание, сопровождающее весь образ жизни Иова. Он чтит/боится Бога. Сатана ставит под сомнение, что человек окруженный многими благами делает это из любви. В этом весь смысл книги Иова, и чтобы опровергнуть доводы противника, Бог идет на такие крайние меры, о которых можно прочитать в этом древнем произведении.

Еще один текст (последний, дабы не занимать вашего времени, ибо отрывков много), где прослеживается связь между поклонением и "страхом" мне хотелось бы привести. Это эпизод принесения в жертву Исаака.

"[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня". (Быт. 22:12)

А изначально речь шла о поклонении "И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам". (Быт. 22:5)

Видите, как тесно переплетены эти два, с виду разных понятия. Поклонение и страх имеют под собой глубочайшую основу, причем в случае поклонения Богу, страх перед Ним играет целебную роль. Страх перед Богом удерживает человека от множества проблем, проступков, всего того, что отравляет жизнь и ведет ее к гибели. Поэтому в каком-то смысле, страх пред Богом является и причиной, и следствием поклонения.

Если желаете поддержать автора: Сбер: 4276 2200 1586 0243