Найти в Дзене
Истории от Павлины

Глава 16. Маяк.

Начало: Маяк стоит у самого берега речки Вилюйки - от трех до пяти метров шириной, глубина тоже колеблется от щиколотки до колена. Что у Вилюйки неизменно, так это кристально чистая вода и заметное, но не бурное течение. Кто, когда и, главное, зачем построил маяк доподлинно не известно. Старики говорили: -Когда мы были маленькими, он уже стоял и был старым. Как я слышала, на маяке с незапамятных времен жила семья Рудневых. В Отечественную оттуда ушли на фронт отец и четверо сыновей. Вернулся только один сын. Он забрал мать и троих сестер и семья уехала в неизвестном направлении. Спустя несколько месяцев на маяке появился новый житель - никому не известный, хмурый мужчина лет сорока. Раз в полтора-два месяца он приходил в местное сельпо и скупался продуктами, потом взваливал на плечи неподъемный мешок и уходил коротким путем на маяк. Впрочем, в ту пору маяком это место еще не называли. Для всех это был хутор Рудневых. Когда 4 мая 1961 года в СССР был принят закон, призванный усилить бо

Начало:

Маяк стоит у самого берега речки Вилюйки - от трех до пяти метров шириной, глубина тоже колеблется от щиколотки до колена. Что у Вилюйки неизменно, так это кристально чистая вода и заметное, но не бурное течение.

Кто, когда и, главное, зачем построил маяк доподлинно не известно. Старики говорили:

-Когда мы были маленькими, он уже стоял и был старым.

Как я слышала, на маяке с незапамятных времен жила семья Рудневых. В Отечественную оттуда ушли на фронт отец и четверо сыновей. Вернулся только один сын. Он забрал мать и троих сестер и семья уехала в неизвестном направлении.

Спустя несколько месяцев на маяке появился новый житель - никому не известный, хмурый мужчина лет сорока. Раз в полтора-два месяца он приходил в местное сельпо и скупался продуктами, потом взваливал на плечи неподъемный мешок и уходил коротким путем на маяк.

Впрочем, в ту пору маяком это место еще не называли. Для всех это был хутор Рудневых.

Когда 4 мая 1961 года в СССР был принят закон, призванный усилить борьбу с тунеядством, нашелся "добрый" человек, который сообщил куда надо, что на хуторе Рудневых не первый год живет какой-то нелюдимый человек, который нигде не работает, в раз в полтора-два месяца приходит к нам в сельпо и набирает продуктов так, что не каждому по силам унести.

Вскоре приехали люди в форме, которые попросили отвести их к месту жительства злостного тунеядца. Особенно их интересовал тот факт, что человек нигде не работает, а деньги на большое количество продуктов имеются.

Результат разбирательства по этому вопросу поверг в шок и приехавших людей в форме и местных жителей. Выяснилось, что никакой это не хутор Рудневых, а Маяк номер такой-то и проживающий здесь мужчина никакой не тунеядец, а смотритель маяка и раз в квартал он выбирается в город, чтобы получить зарплату, которая поступает на сберкнижку, поскольку он здесь, а управление находится в Москве.

Самые недалекие и те поняли, что лучше надежно закрыть рот и помалкивать, даже в своем кругу не стоит вести разговоры на эту тему. Где Москва и где маяк, который стоит на речке Вилюйке, которая если и доступна судоходству, то только для бумажных корабликов. Явно не просто так он под юрисдикцией столицы.

Смотритель маяка исчез так же внезапно, как и появился. Зимой 1968 года заметили, что его давненько не было в магазине. Человек живет один вдали от людей, мало ли что могло случиться...

Собрались несколько человек и отправились на маяк, а там никаких признаков жизни. Рискнули войти внутрь. Обошли каждое помещение - нигде нет ни смотрителя, ни его вещей.

Ни летом, ни осенью на маяке никто так и не появился.

Народ попытался провести параллель между Рудневыми и неизвестным смотрителем маяка. И те и другое жили изолированно, с сельчанами почти не общались. Может быть и Рудневы были смотрителями маяка, да никто об этом не знал?

Больше всего людей интересовало: зачем на Вилюйке маяк?

Прошли годы, а интерес к маяку так и не угас. Люди до сих пор приходят сюда в надежде понять с какой целью здесь вообще построено это здание, ведь для его постройки потребовались немалые расходы и усилия - это вам не по дороге завести кирпич и прочее, а носить все это нужно было через лес.

Просторный дом на полтора этажа без лишних делений на комнаты. На первом этаже условное разделение на жилую и обеденную хону. Наверху тоже условное разделение на две половины. Скорее всего это Рудневы поделили - одна половина девочкам, другая мальчикам.

Вплотную к дому башня, которая почти в полтора раза выше дома и заметно возвышается над лесом. Наверху смотровая площадка и небольшой фонарь, который, скорее освещает саму площадку, чем светит указателем для судов.

Сама я наверху ни разу не была, но говорят оттуда открывается небывалой красоты вид. Однако, ни крупных рек, ни морей с маяка не видно.

Сейчас, в эпоху вседозволенности, появились предположения, что маяк не для речных судов предназначен, а для НЛО, чтобы политяне могли ориентироваться😂.

До маяка есть короткий путь - через болота и кружной, как у нас его называют. Кружной путь почти в два раза длиннее, зато надежнее. Идешь вдоль речки Вилюйки, а метрах в пятидесяти в сторону от тебя болото начинается. Тот факт, что идти легче не означает, что нет комаров и разного гнуса - их тут пруд пруди.

Кстати, еще одна особенность маяка в том, что метров за триста до него болото отступает и на маяке сухо, почти нет кровосо сов, а через полкилометра после него выше по течению реки болото вновь идет близко к речке.

Нет, это место явно специально тщательно подбирали для строительства данного объекта! Только вот кто и зачем?

***

Пока мы с Вовчиком шли вдоль речки Вилюйки до маяка, я все это рассказала ему.

-А сама-то что думаешь по этому поводу? - осторожно поинтересовался попутчик.

-Откровенно говоря, я никогда не задавалась этим вопросом. Мне интереснее было слушать разные байки про маяк.

-Есть и такие?

-Конечно!

-Однако, дорогу ты хорошо знаешь?

-А чего ее тут знать? Идешь себе по тропе вдоль Вилюйки да идешь.

Вовчик схватил меня за руку, слегка потянул назад. Дождавшись, когда остановлюсь, забежал чуть вперед и посмотрел в глаза.

-Почему дрогнул твой голос? Что-то не так? Ты чего-то боишься?

Я отвела взгляд в сторону.

-Скорее это неприятные воспоминания из детства. Правильнее будет сказать болезненные воспоминания о событиях, когда меня пытались сделать виноватой в том, в чем я до сих пор не чувствую своей вины.

-Расскажи.

-Не стоит.

-Расскажи, чтобы раз и навсегда снять с себя этот груз, - не столько просит, сколько настаивает Вовчик.

-Хорошо.

***

Это произошло, летом, перед восьмым классом.

Тогда мы, три девочки и два мальчика, наслушавшись баек про маяк, решили посетить это место. Все знали, где идет тропа, но никто из нас еще не был на маяке.

Когда мы созрели для такого решения, уже было достаточно много времени, но мы решились. Идти около пяти километров - грубо говоря, час. Час туда, час обратно и там быстренько все осмотрим - до темноты успеем.

Уже в пути выяснилось, что тропа идет не по дороге и нам потребуется чуть больше расчетного времени, но и это не остановило - подумаешь последние пару сотен метров по темноте пройдем - тут уже сельских собак слышно будет - не промахнемся!

После беглого осмотра маяка, я предложила сразу отправиться в обратный путь, но встретила сопротивление со стороны попутчиков:

-Мы полтора часа шли сюда, чтобы сразу домой? Нужно посидеть, отдохнуть, Вспомнить какие-нибудь страшилки про маяк, чтобы домой потом бегом бежать. Ха-ха-ха!

Меня это так взбесило, что закричала:

-Ну и сидите тут, а я пошла домой!

-Иди, трусиха! - засмеялись попутчики.

Вообще-то мне страшнее было идти одной через лес, чем остаться с ними, но какое-то внутреннее чутье гнало домой.

Я направилась к тропе и, сама не знаю зачем, крикнула остающимся:

-Прощайте!

Вскоре меня догнал Колька Орлов, предварительно предупредив фразой:

-Оля, не пугайся, это я за тобой иду!

Он нагнал меня и со смехом сказал:

-Они решили дождаться темноты и посмотреть, что видно с маяка в ночи.

-А ты чего не остался с ними?

-Меня напугало твое "Прощайте!". Подумал, что если с тобой что-то случится, никогда себе не прощу.

Я поморщилась.

-Хотела сказать пока, а получилось прощайте. Чего к словам цепляться-то?

-Мама будет беспокоиться, зачем ее расстраивать?

Колька помолчал и добавил:

-В село придем, нужно будет их родителям сказать, что Ленка, Наташка и Юрка на маяке остались до ночи. Будут же переживать, беспокоиться.

Я только удивилась, какой оказывается Николай заботливый, боится расстроить родителей, как он сказал:

-Не понимаю, что со мной происходит. Никогда не было мыслей о том, что родители беспокоятся когда меня долго нет дома, а сегодня...

-Это, наверное, из-за того, что смеркается, а мы с тобой идем по лесу.

-Наверно, - согласился со мной попутчик.

Вернувшись в село, мы обошли все три семьи и рассказали им, что дети остались на маяке.

Я потом много думала о том вечере и пришла к выводу, что если бы Орлов не догнал меня, самой мне даже в голову не пришло бы ходит по домам и оповещать родителей, где их дети. Все, что я сделала бы в той ситуации - рассказала дома родителям, где была и как пришла одна.

Люди пошли навстречу детям, но до по пути им никто не встретился и на маяке никого не было. Сразу организовали поиски, но никого так и не нашли.

Спустя два дня, недалеко от болота нашли туфлю Лены Юдиной, но было это не в сторону села, а по другую сторону в двух километрах от маяка.

Получается, что дети спутали направление и пошли не в сторону села, а от него? Или они чего-то испугались и побежали не туда?

Родители пропавших детей потом винили нас с Николаем (а может быть и сейчас продолжают винить) в том, что мы ушли, оставив друзей на маяке. Они говорили, что мы должны были настоять на возвращении.

Сам Николай, потом наоборот благодарил меня за то, что я пошла домой и сказала это "Прощайте!", напугав его тем самым и побудив уйти вместе со мной.

***

Вовчик положил руку мне на плечо.

-Оля, ты ни в чем не виновата!

-Спасибо!

Продолжение:

Другие публикации канала: