Ирина Печёрина исследует сложные взаимосвязи между внутренним миром человека и его внешним обликом. Её работы сосредоточены на отношениях между физическим и ментальным, стремясь визуализировать невидимые переживания, эмоции и идентичности через портретную живопись и ассоциативные формы. В каждой из своих работ она пытается поймать тени внутреннего мира человека.
В этом интервью Ирина Печёрина художница из Санкт-Петербурга рассказала Максу Егорову:
◾️ Почему творчество это способ наладить связь — с собой
◾️ Почему важно не просто изобразить человека, а показать его невидимое
◾️ Как она воспринимает полотно и героя
Это обсуждение двойственной природы человека, его внешних и внутренних аспектов, которые Ирина исследует с помощью кисти и красок.
Ирина, что побудило тебя начать исследование человеческой природы через искусство? Это был внутренний импульс, личный опыт или интеллектуальный интерес? Какое событие этому поспособствовало?
Я долгое время работала с людьми, 10 лет опыта работы с клиентами в бьюти сфере. Я встречала уникальные судьбы, наблюдала сюжеты и проживала их вместе с ними. К тому же мне очень нравится психология, философия, самопознание, соответствующая литература. С детства была эмпатом и задавала много вопросов касаемо людей и их действий.
Какие аспекты личности людей тебя особенно привлекают как исследователя — эмоции, поведенческие паттерны, травмы, внутренние конфликты, тени, мечты?
Я вижу личность не как набор черт, а как сложный, многослойный ландшафт, где травмы, мечты, желания и страхи переплетаются. Больше всего меня интересует момент разделения и двойственности. В этом трении между реальностью и внутренним "я" рождаются мои образы. Мне важно не просто изобразить человека, а показать его невидимое — его суть, его глубину, его уязвимость и силу одновременно.
Для чего тебе нужно понимание человеческой природы? Ты стремишься к эмпатии, контролю, связи, освобождению — или к чему-то другому? Как это знание повлияет на твою жизнь и на жизнь твоих зрителей? Не боишься ли ты обнаружить что-то, что оттолкнёт тебя от любви к людям?
Я исследую человеческую природу не ради контроля, а ради понимания. Это способ наладить связь — с собой, с другими, с чем-то глубже. Через свои работы я хочу не объяснять человека, а дать почувствовать его настоящим. Мои работы побуждают задавать вопросы и задумываться глубже, быть более милосердными к ближним.
Есть ли в твоей практике момент, когда ты чувствуешь: "я дошла до сути"? Как ты его узнаешь и что используешь в этот момент для фиксации инсайта?
Если мы говорим о визуальной составляющей - я «разговариваю с работами». Воспринимаю полотно и героя как живого человека и пытаюсь понять, чувствую ли я от этого образа то, что я чувствую у себя внутри.
Если про исследование и идею - сложно сказать. Это вечные «попытки и поиски». Главное задача отклик людей на творчество, если он есть - я дошла до сути.
Есть ли надежда, что твоё искусство может изменить чьё-то восприятие себя? Или ты стремишься лишь отразить реальность такой, какой ты её находишь?
Да, мне нравится вносить новые мысли людям и оставлять след в сознании. Я верю, что искусство может быть зеркалом, но не пассивным вовлекающим. Я не стремлюсь просто отразить — мне важно задеть, сдвинуть, заставить человека посмотреть внутрь. Если кто-то узнаёт в моих работах себя — не внешнего, а того, кого скрывают — значит, это уже не просто отражение, а начало перемен.
Если говорить о процессе создания картин, то какие эмоции чаще всего сопровождают тебя во время работы над картиной? Это состояние напряжения, поиска, тревоги или наоборот покоя и радости?
Никогда даже не задумывалась. Наверное, когда я вхожу в мастерскую - все остается за пределами ее стен. Наоборот, через мерные эмоции отвлекают меня и могут внести много «моего». Я все же хочу создавать «иное». Мне ближе состояние покоя.
Бываешь ли ты в потоке? (Теория потока Михай Чиксентмихайи). Что для тебя значит это состояние — и как ты его узнаешь? Какое влияние оказывает это состояние на тебя?
Одна из причин почему я стала писать картины, это был поиск средства, где я могу уйти от реальности или же найти ее.
Спорт и творчество, это те вещи, которые помогают мне быть в состоянии «не времени». Прекрасное и ценное чувство.
Есть ли у тебя ощущение диалога с материалом, с образом во время процесса создания? Как бы ты описала этот контакт?
Да, как я ответила ранее. Я разговариваю со своими работами, стараюсь почувствовать то, что хочу передать другим. Я очень «дотошна» и могу в процессе поменять исполнение и отойти от эскиза, если чувствую, что далека от результата. Бывало, что я могла переделать итоговую работу. Мне важно, чтобы я была в первую очередь довольная результатом и смогла «созидать» от увиденного на итоге.
Как творчество повлияло на твое ощущение собственной целостности, идентичности? Какие изменения произошли в твоей жизни после начала творческой деятельности?
Вся моя жизнь изменилась на 180 градусов, как я стала писать картины и могу сказать, что до сих пор меняется. Я безумного благородна обстоятельствам своей жизни, что пришла к этому и несмотря ни на что выбрала этот путь.
Хотя сердце моё по-прежнему склонно к переменам, но любовь к искусству — выбор осознанный и неопровержимый. Тут я, как в браке, заключённая — по доброй воле и во всю.
Если говорить о силе искусства, то как ты представляешь эту силу, в чем она выражается, на что она влияет?
Искусство дает то, что природа не может дать. Искусство - единственная вещь, которая не имеет логического применения, это то, что делает нас людьми.
Мне очень близка эта мысль:
«Мы живем ради того, чтобы проявить себя в мире. Быть может, искусство самый прекрасный и действенный способ проявить себя. Оно выходит за пределы языка, за пределы жизни. Универсальный способ обмениваться посланиями друг с другом и сквозь время.»
Июнь 2025
_______________________________________
Если вы хотите рассказать о своем творческом опыте, присылайте свои истории в Telegram: https://t.me/maksygrv
_______________________________________
Больше о творчестве в ТГ-канале: https://t.me/o_sile_iskusstva