Многие из вас наверняка слышали байку про одного древнегреческого философа, который всем имеющимся в наличие удобствам предпочел бочку. Имя этого философа Диоген Синопский, он существовал на самом деле, и история про бочку вовсе не является выдумкой. Скорее, наоборот. Подобным поступков Диоген четко выразил свою позицию относительно общественных условностей жизни и материальных благ – выступил категорически против.
По мнению современников, Диоген бы достаточно плодовитым мыслителем: из-под его пера вышло более 21 сочинения. Ни одного из них, правда, не сохранилось, поэтому широкая общественность знает о Диогене лишь то, что он был фигурой достаточно неоднозначной, и в какой-то момент своей жизни отправился жить в бочку. А вот почему это произошло, расскажу далее.
Итак, для начала – а была ли бочка? Нет-нет, определенная емкость, которую Диоген называл «домом», действительно, была, вот только это не бочка. Дело в том, что при жизни древнегреческого философа привычных всем нам деревянных бочек еще не делали, не умели. И, по факту, Диоген жил не в бочке, а в пифосе –большом глиняном сосуде, что-то наподобие кадки, который обычно использовался для хранения вина или зерна.
О том, что пифосы были весьма распространены в Древней Греции говорят многочисленные находки археологов. Пифосы чем-то напоминали огромные кувшины высотой от 1,5 до 2 метров, которые закапывали в землю практически полностью, чтобы внутри поддерживался идеальный микроклимат для хранения определенного продукта.
Температура внутри пифоса всегда оставалась стабильной, без резких колебаний, что позволяло хранить вина или зерно продолжительное время.
Историки полагают, что пифос, в который «переехал» Диоген, не был закопан в землю, а лежал на боку, что позволяло философу чувствовать себя более-менее комфортно. Также известно, жил Диоген на одной из центральных площадей Коринфа, где всегда собиралось много людей. Философ очень любил публику: он легко общаться с горожанами, и у него в запасе всегда имелся дельный совет независимо от того, просили люди о нем или нет. Тут уж, как говорится, хочешь – не хочешь, а совет ты получишь!
Да и перебраться в пифос Диоген решил для того, чтобы его точку зрения увидело, услышало и восприняло как можно больше людей. Философ постарался наиболее ярко продемонстрировать публике свой аскетизм и презрение к общественным условностям. Он считал, что истинное счастье заключается в независимости от материальных благ и комфорта.
А его выбор «бочки» является формой протеста против общепринятых норм и символом его убеждения, что истинное богатство находится в духовном развитии, а не в богатстве материальном. В подтверждении своих взглядов Диоген, желая еще больше закалить своё тело, летом лежал на горячем песке, а зимой обнимал холодные статуи и спал на плаще.
И тут важно отметить, что поведение Диогена не предполагало самоистязание и отказ от абсолютно всех житейских благ. Он отрёкся только от тех потребностей, удовлетворение которых требовало компромисса, то есть отказа от свободной жизни. Продолжая жить в своей «бочке», Диоген, тем не менее, посещал состоятельных людей и участвовал в их пирах, сохраняя своё оскорблявшее хозяина внешне непристойное поведение. Диоген утверждал, что мудрецам «можно всё то же, что и остальным людям».
Также с именем Диогена связана одна прелюбопытнейшая история. Когда в Коринфе находился Александр Македонский, его с визитом посещали многие политики и философы. Царь Македонии предполагал, что среди них будет и Диоген, однако этого не случилось. Философ подобного визита не планировал и спокойно проводил время в пригороде Коринфа Крании, нисколько не интересуясь присутствием в городе Македонского. Тогда царь решил посетить Диогена сам.
Когда философ заметил, что к нему приближается толпа людей, он «выполз» из своего жилища и увидел Александра. Царь заговорил первым: «Проси у меня, чего хочешь», на что Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца» (или в передаче Плутарха: «Отступи чуть в сторону, не заслоняй мне солнца»).
Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что ему ничего не оставалось, как отправиться в обратный путь. Уходя, он произнес: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Вообще, надо сказать, что Диоген был редкостным мерзавцем. В наше время его бы наверняка окрестили «пранкером», «троллем» или «перфоманс-художником». Да даже его «переезд» в пифос был чистой воды акционизмом, не говоря уж о других его выходках! Так, к примеру, когда Диогена привели в роскошное жилище и запретили плевать на пол, то он плюнул в лицо хозяину, заявив, что хуже места не увидел.
Или вот, пожалуйста. В один из дней Диоген вдруг закричал: «Эй, люди!». Когда на его крик сбежался народ, Диоген схватил палку и начал разгонять толпу, приговаривая, что «звал людей, а не мерзавцев».
Однажды Диоген, стоя на городской площади, начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда философ заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума, - сказал им Диоген. - Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот».
Вообще к афинянам у Диогена было особое отношение. Как-то он в разгар дня зажёг фонарь и пошёл с ним по улицам. А на вопросы, что он делает, отвечал: «Ищу человека». И при всем при этом граждане Афин относились к Диогену более чем просто благосклонно.
Они считали его чудаком, но, знаете, таким…добродушным местным дурачком, выходки которого никому не вредят. Так, к примеру, когда какой-то мальчишка разбил пифос Диогена, то его высекли, а Диогену предоставили новое «жилище». А когда у него спросили, кем бы он хотел стать, если бы мог выбирать, философ ответил: «Я хочу быть человеком».
За простоту в быту и некоторую назойливость его прозвали «живущим по-собачьи». На древнегреческом языке это выражение звучало как «киникос» или «циник», что многое объясняет. Также Диогена часто называли «идиотом», но это ни в коем разе не было оскорблением.
И хотя философ был фигурой достаточно раздражающей, со временем люди настолько к нему привыкли, что стали считать местной достопримечательностью Коринфа, а позже и вовсе прозвали мудрецом и стали ходить за советами.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!
Поддержать мои статьи и вдохновить на создание новых можно через донат по ссылке.
А для «Премиум подписчиков» канала доступны мои документальные фильмы о Южной Корее, видеорепортажи и другой эксклюзивный контент. Не забудьте оформить подписку!