Найти в Дзене

Сантим о фестивале в Алуште 1988 года: «Зал настоятельно требовал Цоя»

87-й год был у меня слишком уж насыщенным. Даже чересчур. Побег из воор…женных сил, тусовка в Киеве со ЗВУКАМИ МУ, автограф Карлоса Сантана на обложке «Иностранной литературы»: «Моему единственному советскому другу»… Потом полгода пс....хиатрического отделения в городе Староконстантинов (альтернатива была немудреная: либо дисциплинарный батальон, либо «психопатия в истерической форме с неустойчивой компенсацией»). Потом, по возвращению в Москву, где-то под Новый год – праздник для д...мбеля – ИПВ с БОМЖами в ДК МГУ. Ну и подвальчик в ДК имени Курчатова с дебютным концертом ТУПЫХ, и лосанджелесским концертом Игги на видео в перерывах. Поначалу меня веселило и радовало практически все, даже выпить не хотелось. Автор: Илья "Сантим" Малашенков А потом, после Нового Года, стало скучно. С музыкой – ничего прорывного. С деньгами – полный голяк. Фильмы – дебильные, вроде «Покаяния» Абуладзе. Пробовал по старой памяти чуток фарцевать, но там и без меня уже все и всё поделили. Какое-то время по

87-й год был у меня слишком уж насыщенным. Даже чересчур. Побег из воор…женных сил, тусовка в Киеве со ЗВУКАМИ МУ, автограф Карлоса Сантана на обложке «Иностранной литературы»: «Моему единственному советскому другу» Потом полгода пс....хиатрического отделения в городе Староконстантинов (альтернатива была немудреная: либо дисциплинарный батальон, либо «психопатия в истерической форме с неустойчивой компенсацией»). Потом, по возвращению в Москву, где-то под Новый год – праздник для д...мбеля – ИПВ с БОМЖами в ДК МГУ. Ну и подвальчик в ДК имени Курчатова с дебютным концертом ТУПЫХ, и лосанджелесским концертом Игги на видео в перерывах. Поначалу меня веселило и радовало практически все, даже выпить не хотелось.

 Илья Малашенков. Фото со страницы Сантима ВКонтакте
Илья Малашенков. Фото со страницы Сантима ВКонтакте

Автор: Илья "Сантим" Малашенков

А потом, после Нового Года, стало скучно. С музыкой – ничего прорывного. С деньгами – полный голяк. Фильмы – дебильные, вроде «Покаяния» Абуладзе. Пробовал по старой памяти чуток фарцевать, но там и без меня уже все и всё поделили. Какое-то время по весне развлекал футбол с моим родным Динамо, но потом они опять в привычном стиле посыпались. Тоска. И тут случилась 19-я партконференция.

Видимо, для справки: Горбачев (если кто-нибудь помнит такого последнего президента СССР) начал двигать гласность, «партию с человеческим лицом» и прочий демократический централизм. С той вот партконференции его реформы и стартовали. Начались восхитительные бла-бла-бла в прямом эфире и даже обещания каких-то послаблений. Ну, прикольно было. Кто не переживал этого – не поймет: на полтона выше говорить стало можно. А в завтра-послезавтра смотреть такой привычки тогда и не было – тут обещанное советское «будущее наше будет светлым и прекрасным» замечательно рифмовалось с хрестоматийным No Future.

Утром 28 июня 1988 года меня сдернули с Арбата заманчивым предложением:
– Давай на Пушку? Там Советскую власть св…ргают!
Ну как было на такое не подписаться?

На Пушкинской площади была толпа. И у памятника, и в сквере, и у бетонных корпусов газеты «Известия». Мы там бродили как по экзотическому зоопарку – монархисты, христианские демократы, свободные профсоюзы, конфедерация анархо-синдикалистов. С транспарантами и мегафонами. Но как-то все без какого-то угарного веселия. В уголке, оккупированном ДемСозом было пооживленней. Бабы Леры, кажется, на месте не было, но были какие-то забавные лозунги типа «Д…лой вл..сть КГБ». А потом появились товарищи в штатском (якобы возмущенные граждане) и говорильня перешла в рук...пашную. Вот под шумок меня и замели в участок. Грозили неприятные 15 суток, но по совету многоопытного диссидента Сергея Храмова, сидящего вместе со мной, я попросил адвоката. Дело отложили на три дня, меня отпустили, но забрали паспорт до судебного заседания. Решив, что ничем интересным эта история не закончится, я, плюнув на оставленную в Краснопресненском суде ксиву, отправился автостопом в Крым. А почему бы и нет?

Сантим с афишей Крымского молодежного фестиваля 1988 г. Фото из архива Сантима
Сантим с афишей Крымского молодежного фестиваля 1988 г. Фото из архива Сантима

Попутчиком у меня тогда был основатель чудной группы МАЛЮТА СКУРАТОВ Майк Ардабьев. Поэт, художник, эстетствующий подонок – славная компания. Позже, по прибытию, мы с ним разбежались по разным курортным точкам. А меня месяца через полтора хипповской бомжевки «по югАм» занесло в Коктебель. И там – где-то в первых числах августа – стало известно, что в Алуште будет рок-фестиваль: КИНО, ПОП-МЕХАНИКА, ИГРЫ, ЗВУКИ МУ и даже никому не нужные ОПАСНЫЕ СОСЕДИ. Собственно говоря, это и не фестиваль был вовсе, а коммерческий чес московских и питерских команд по Крыму – удачное время подкалымить на волне только отгремевшей премьеры «Ассы». И соответствующий регламент – на каждую группу, насколько я помню, приходилось два сольных концерта в течении дня. Только КИНО отработали тогда по «двойной ставке».

Слева Сантим, рядом Майк Ардабьев. Крым, Рыбачье. 1988 год.  Фото из архива Сантима
Слева Сантим, рядом Майк Ардабьев. Крым, Рыбачье. 1988 год. Фото из архива Сантима

Обосновались мы (человек пять-шесть, прибывших автостопом из Коктебеля) на окраине Алушты, в местечке «Рабочий уголок», рядом с местной пивной-разливайкой, и отправились к летнему театру прозондировать варианты с нашим бесплатным присутствием на этом «празднике жизни». Типа – «давайте мы вам что-нибудь прибьем или повесим, а вы нам халявные пропуска». На переговоры отправили меня, шапочно знакомого с кем-то из организаторов. И от администрации фестиваля было высказано смехотворно-интересное предложение – грубая рабочая сила им уже не требовалась, но не было добровольцев-дружинников, коими нам и было предложено стать. После короткого совещания на тему «западло ли надевать красную повязку или нет» предложение это было принято. И вечером – в первый день фестиваля – состоялся и наш дебют на ниве «охраны общественного порядка».

ПОП-МЕХАНИКА на фестивале в Алуште. Август 1988-го года. Фото Алексея Чугуя
ПОП-МЕХАНИКА на фестивале в Алуште. Август 1988-го года. Фото Алексея Чугуя

За два часа до начала первого концерта – а это была ПОП-МЕХАНИКА – нас представили местному милицейскому капитану, ответственному за алуштинских «неформалов». Сказать, что при фразе «Вот это ваши дружинники» этот капитан впал в ступор, значит ничего не сказать. Вместо привычных героев кинофильма «Комсомольский патруль» нарисовались, словно сошедшие со страниц «Крокодила», волосато-ирокезные нег…дяи. Пришлось включать фантазию и выдать м…нтам нечто демагогически-бессмысленное: «Ну, вы же понимаете, что если возникнут проблемы с публикой, мы легче найдем с ней общий язык».

Итак – в первый день играла ПОП-МЕХАНИКА. Играла в достаточно облегченном составе – КИНО без Цоя, Федоров с Гаркушей, Леша Вишня… Менты определили мне пост почти на самой сцене, ровно за роялем Капитана. Полтора метра – слышно, как улыбающийся Курехин беззвучно шипит: «Африка, м…дак, опять всю композицию проср…л». А минут за 10 до начала действа ко мне подошел по пляжному одетый Вишня – сверху голый до черных шортиков. Ну, и снизу там – кроссовки-ботиночки. Они с Курехиным и поставили мне задачу: в середине концерта по сигналу Леши я должен был появиться на сцене и облачить его в заранее подготовленный пиджак. Что и было исполнено с блеском и, надеюсь, не без определенного артистизма. Так-то – пустячок, а есть, что вспомнить: в течение вечера дважды состоялись мои выходы с ПОП-МЕХАНИКОЙ в роли костюмера.

ПОП-МЕХАНИКА на фестивале в Алуште. Август 1988-го года. На сцене Гаркуша, Вишня, Курехин.  Фото Алексея Чугуя
ПОП-МЕХАНИКА на фестивале в Алуште. Август 1988-го года. На сцене Гаркуша, Вишня, Курехин. Фото Алексея Чугуя

Но на сам концерт народ реагировал слабо. Битком набитый курзал почему-то считал, что должно было играть КИНО, настоятельно требовал Цоя и весь облегченный курехинский перфоманс не воспринимал никак. А вот на следующий день появился на сцене и сам Виктор Робертович. И это был настоящий праздник для нашей «народной дружины».

Группа КИНО на фестивале в Алуште. Площадка Приморского театра (Курзал),11-12 августа 1988 года. Фото из архива ВК-сообщества "Виктор Цой"
Группа КИНО на фестивале в Алуште. Площадка Приморского театра (Курзал),11-12 августа 1988 года. Фото из архива ВК-сообщества "Виктор Цой"

Дело в том, что наводнившие Алушту гопники были хозяевами положения – драки возникали постоянно, особенно в окрестностях вышеупомянутой пивной. И вот весь этот агрессивный колхоз приперся на выступление КИНО. Нас же м…нты рассадили перед рампой, спиной к музыкантам, и поставили задачу не допускать прорывов на сцену. Тут-то мы и припомнили оппонентам все предыдущие разборки – с радостью вваливали «с ноги» по р…жам наиболее активной части публики, в восторге вопящей «Восьмиклассницу». И г…пота воспринимала происходящее как должное.

Виктор Цой. Группа КИНО на фестивале в Алуште. 11-12 августа 1988 года. Фото из архива group kino official
Виктор Цой. Группа КИНО на фестивале в Алуште. 11-12 августа 1988 года. Фото из архива group kino official

Но ведь и возмездие должно было наступить? Пусть не сразу, но чуть-чуть опосля, в темных алуштинских аллеях. Должно было… Вечером, после второго выступления КИНО я в одиночестве курил метрах в 20 от концертной площадки и ко мне подвалило пять-шесть крупных парней, явно посетивших последний концерт. «Картина Репина «Приплыли»…

Илья "Сантим" Малашенков, 1988 год.  Фото из архива Сантима
Илья "Сантим" Малашенков, 1988 год. Фото из архива Сантима

– Э, а ты кто по жизни? – поинтересовались у меня, обступив плотным полукругом.
– Я из охраны
Цоя, – соврал я первую чушь, пришедшую на ум.
Парни мрачно задумались, и я уже предвкушал смачный апперкот, но прозвучало:
– А ты Витьку сегодня еще увидишь?
Отлегло и отпустило.
– Увижу.
– Слушай, братан, возьми для нас у него автограф, – и в руки мне легла увесистая пачка дрянных фото и еще каких-то плохо идентифицируемых бумажек.
– Пацаны, такое дело – по рублю за штуку.
– Не вопрос! – и мне протянули фиолетовую четвертную.
Пятью минутами позже, расписываясь на очередном предоставленном мной фантике Цой недовольно пробурчал:
– Ты что – торгуешь ими?
Деньги эти мы, конечно, пропили. Частично с
Гриней Сологубом – выступление ИГР было запланировано на «попозже».

ЗВУКИ МУ на фестивале в Алуште. Август 1988-го года.  Фото Алексея Чугуя
ЗВУКИ МУ на фестивале в Алуште. Август 1988-го года. Фото Алексея Чугуя

Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь! САНТИМ и БАНДА ЧЕТЫРЕХ в ВК