87-й год был у меня слишком уж насыщенным. Даже чересчур. Побег из воор…женных сил, тусовка в Киеве со ЗВУКАМИ МУ, автограф Карлоса Сантана на обложке «Иностранной литературы»: «Моему единственному советскому другу»… Потом полгода пс....хиатрического отделения в городе Староконстантинов (альтернатива была немудреная: либо дисциплинарный батальон, либо «психопатия в истерической форме с неустойчивой компенсацией»). Потом, по возвращению в Москву, где-то под Новый год – праздник для д...мбеля – ИПВ с БОМЖами в ДК МГУ. Ну и подвальчик в ДК имени Курчатова с дебютным концертом ТУПЫХ, и лосанджелесским концертом Игги на видео в перерывах. Поначалу меня веселило и радовало практически все, даже выпить не хотелось.
Автор: Илья "Сантим" Малашенков
А потом, после Нового Года, стало скучно. С музыкой – ничего прорывного. С деньгами – полный голяк. Фильмы – дебильные, вроде «Покаяния» Абуладзе. Пробовал по старой памяти чуток фарцевать, но там и без меня уже все и всё поделили. Какое-то время по весне развлекал футбол с моим родным Динамо, но потом они опять в привычном стиле посыпались. Тоска. И тут случилась 19-я партконференция.
Видимо, для справки: Горбачев (если кто-нибудь помнит такого последнего президента СССР) начал двигать гласность, «партию с человеческим лицом» и прочий демократический централизм. С той вот партконференции его реформы и стартовали. Начались восхитительные бла-бла-бла в прямом эфире и даже обещания каких-то послаблений. Ну, прикольно было. Кто не переживал этого – не поймет: на полтона выше говорить стало можно. А в завтра-послезавтра смотреть такой привычки тогда и не было – тут обещанное советское «будущее наше будет светлым и прекрасным» замечательно рифмовалось с хрестоматийным No Future.
Утром 28 июня 1988 года меня сдернули с Арбата заманчивым предложением:
– Давай на Пушку? Там Советскую власть св…ргают!
Ну как было на такое не подписаться?
На Пушкинской площади была толпа. И у памятника, и в сквере, и у бетонных корпусов газеты «Известия». Мы там бродили как по экзотическому зоопарку – монархисты, христианские демократы, свободные профсоюзы, конфедерация анархо-синдикалистов. С транспарантами и мегафонами. Но как-то все без какого-то угарного веселия. В уголке, оккупированном ДемСозом было пооживленней. Бабы Леры, кажется, на месте не было, но были какие-то забавные лозунги типа «Д…лой вл..сть КГБ». А потом появились товарищи в штатском (якобы возмущенные граждане) и говорильня перешла в рук...пашную. Вот под шумок меня и замели в участок. Грозили неприятные 15 суток, но по совету многоопытного диссидента Сергея Храмова, сидящего вместе со мной, я попросил адвоката. Дело отложили на три дня, меня отпустили, но забрали паспорт до судебного заседания. Решив, что ничем интересным эта история не закончится, я, плюнув на оставленную в Краснопресненском суде ксиву, отправился автостопом в Крым. А почему бы и нет?
Попутчиком у меня тогда был основатель чудной группы МАЛЮТА СКУРАТОВ Майк Ардабьев. Поэт, художник, эстетствующий подонок – славная компания. Позже, по прибытию, мы с ним разбежались по разным курортным точкам. А меня месяца через полтора хипповской бомжевки «по югАм» занесло в Коктебель. И там – где-то в первых числах августа – стало известно, что в Алуште будет рок-фестиваль: КИНО, ПОП-МЕХАНИКА, ИГРЫ, ЗВУКИ МУ и даже никому не нужные ОПАСНЫЕ СОСЕДИ. Собственно говоря, это и не фестиваль был вовсе, а коммерческий чес московских и питерских команд по Крыму – удачное время подкалымить на волне только отгремевшей премьеры «Ассы». И соответствующий регламент – на каждую группу, насколько я помню, приходилось два сольных концерта в течении дня. Только КИНО отработали тогда по «двойной ставке».
Обосновались мы (человек пять-шесть, прибывших автостопом из Коктебеля) на окраине Алушты, в местечке «Рабочий уголок», рядом с местной пивной-разливайкой, и отправились к летнему театру прозондировать варианты с нашим бесплатным присутствием на этом «празднике жизни». Типа – «давайте мы вам что-нибудь прибьем или повесим, а вы нам халявные пропуска». На переговоры отправили меня, шапочно знакомого с кем-то из организаторов. И от администрации фестиваля было высказано смехотворно-интересное предложение – грубая рабочая сила им уже не требовалась, но не было добровольцев-дружинников, коими нам и было предложено стать. После короткого совещания на тему «западло ли надевать красную повязку или нет» предложение это было принято. И вечером – в первый день фестиваля – состоялся и наш дебют на ниве «охраны общественного порядка».
За два часа до начала первого концерта – а это была ПОП-МЕХАНИКА – нас представили местному милицейскому капитану, ответственному за алуштинских «неформалов». Сказать, что при фразе «Вот это ваши дружинники» этот капитан впал в ступор, значит ничего не сказать. Вместо привычных героев кинофильма «Комсомольский патруль» нарисовались, словно сошедшие со страниц «Крокодила», волосато-ирокезные нег…дяи. Пришлось включать фантазию и выдать м…нтам нечто демагогически-бессмысленное: «Ну, вы же понимаете, что если возникнут проблемы с публикой, мы легче найдем с ней общий язык».
Итак – в первый день играла ПОП-МЕХАНИКА. Играла в достаточно облегченном составе – КИНО без Цоя, Федоров с Гаркушей, Леша Вишня… Менты определили мне пост почти на самой сцене, ровно за роялем Капитана. Полтора метра – слышно, как улыбающийся Курехин беззвучно шипит: «Африка, м…дак, опять всю композицию проср…л». А минут за 10 до начала действа ко мне подошел по пляжному одетый Вишня – сверху голый до черных шортиков. Ну, и снизу там – кроссовки-ботиночки. Они с Курехиным и поставили мне задачу: в середине концерта по сигналу Леши я должен был появиться на сцене и облачить его в заранее подготовленный пиджак. Что и было исполнено с блеском и, надеюсь, не без определенного артистизма. Так-то – пустячок, а есть, что вспомнить: в течение вечера дважды состоялись мои выходы с ПОП-МЕХАНИКОЙ в роли костюмера.
Но на сам концерт народ реагировал слабо. Битком набитый курзал почему-то считал, что должно было играть КИНО, настоятельно требовал Цоя и весь облегченный курехинский перфоманс не воспринимал никак. А вот на следующий день появился на сцене и сам Виктор Робертович. И это был настоящий праздник для нашей «народной дружины».
Дело в том, что наводнившие Алушту гопники были хозяевами положения – драки возникали постоянно, особенно в окрестностях вышеупомянутой пивной. И вот весь этот агрессивный колхоз приперся на выступление КИНО. Нас же м…нты рассадили перед рампой, спиной к музыкантам, и поставили задачу не допускать прорывов на сцену. Тут-то мы и припомнили оппонентам все предыдущие разборки – с радостью вваливали «с ноги» по р…жам наиболее активной части публики, в восторге вопящей «Восьмиклассницу». И г…пота воспринимала происходящее как должное.
Но ведь и возмездие должно было наступить? Пусть не сразу, но чуть-чуть опосля, в темных алуштинских аллеях. Должно было… Вечером, после второго выступления КИНО я в одиночестве курил метрах в 20 от концертной площадки и ко мне подвалило пять-шесть крупных парней, явно посетивших последний концерт. «Картина Репина «Приплыли»…
– Э, а ты кто по жизни? – поинтересовались у меня, обступив плотным полукругом.
– Я из охраны Цоя, – соврал я первую чушь, пришедшую на ум.
Парни мрачно задумались, и я уже предвкушал смачный апперкот, но прозвучало:
– А ты Витьку сегодня еще увидишь?
Отлегло и отпустило.
– Увижу.
– Слушай, братан, возьми для нас у него автограф, – и в руки мне легла увесистая пачка дрянных фото и еще каких-то плохо идентифицируемых бумажек.
– Пацаны, такое дело – по рублю за штуку.
– Не вопрос! – и мне протянули фиолетовую четвертную.
Пятью минутами позже, расписываясь на очередном предоставленном мной фантике Цой недовольно пробурчал:
– Ты что – торгуешь ими?
Деньги эти мы, конечно, пропили. Частично с Гриней Сологубом – выступление ИГР было запланировано на «попозже».
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь! САНТИМ и БАНДА ЧЕТЫРЕХ в ВК