В 1922 году британский археолог Леонард Вулли раскапывал древний город Ур в Ираке и наткнулся на странную находку. В одной из гробниц лежали десятки скелетов — мужчин и женщин в богатых одеждах, с музыкальными инструментами в руках. Никаких следов насилия. Люди словно легли спать и не проснулись. Рядом с ними археологи нашли глиняные таблички, исписанные непонятными значками. Так европейцы впервые столкнулись с наследием шумеров — народа, который 5000 лет назад создал первую цивилизацию в истории человечества.
Шумеры появились в южной Месопотамии, между Тигром и Евфратом, примерно в 3500 году до нашей эры. Их происхождение до сих пор остается загадкой — их язык не похож ни на семитские, ни на индоевропейские языки. Они построили первые города с населением в десятки тысяч человек: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. Каждый город был отдельным государством со своим правителем, войском и богом-покровителем.
Что поражает современных исследователей, так это практичность шумерского мышления. Они не философствовали о высоких материях — они решали конкретные задачи. Нужно было считать овец и мешки зерна — изобрели письменность. Требовалось перевозить тяжести — придумали колесо. Надо было орошать поля — построили сложную систему каналов и дамб. Каждое их изобретение диктовалось житейской необходимостью.
Клинопись, которую мы считаем великим достижением культуры, родилась из банальной бухгалтерии. Первые шумерские таблички — это складские расписки: «Получено 12 голов скота от пастуха Эн-лиля», «Выдано 50 мер ячменя жрецу Ура». Только позже этими же значками стали записывать законы, молитвы и стихи. На одной табличке из города Лагаша археологи обнаружили жалобу покупателя: торговец продал ему нездорового быка, а деньги возвращать отказывается. Наверное это один из первых зафиксированных случаев с недобросовестным продавцом, произошедший более 4000 лет тому назад.
Шумеры создали 60-ричную систему счисления, которой мы пользуемся до сих пор. Почему в часе 60 минут, а в окружности 360 градусов? Потому что число 60 удобно делится на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30 — это упрощало торговые расчеты. Никакой мистики, чистая практичность. Это очень интересная тема и есть желание написать об этом целую отдельную статью.
Вернемся к шумерам. Первым известным нам по имени автором в истории была шумерская жрица Энхедуанна, жившая около 2300 года до нашей эры. Дочь аккадского царя Саргона, она служила в храме богини Инанны и сочиняла религиозные гимны. Ее тексты дошли до нас потому, что она подписывала свои произведения — редкость для того времени. В одном из гимнов Энхедуанна жалуется на дворцовые интриги: ее изгнали из храма, и она просит богиню восстановить справедливость. Интересно, получается что первый литературный текст с именем автора — это служебная жалоба...
За полторы тысячи лет до «Илиады» шумеры записали «Эпос о Гильгамеше» — историю царя Урука, который искал бессмертие. Это не просто приключенческий рассказ, а размышление о дружбе, утрате и смысле жизни. Гильгамеш теряет лучшего друга Энкиду и отправляется к старцу Утнапиштиму узнать секрет вечной жизни. Тот рассказывает ему о великом потопе — кстати, эта история на тысячу лет старше библейского рассказа о Ное. В конце концов Гильгамеш понимает, что бессмертие недостижимо, и возвращается в свой город мудрым правителем. Удивительно, что уже тогда люди задавались теми же вопросами, что мучают нас сегодня.
Первый письменный свод законов тоже создали шумеры. Царь Ур-Намму около 2100 года до нашей эры записал правила, по которым должно жить общество. Его кодекс на 300 лет старше знаменитых законов Хаммурапи и во многом гуманнее. Вместо принципа «око за око» Ур-Намму ввел денежные штрафы за большинство преступлений. За сломанную руку полагалось заплатить пострадавшему 20 шекелей серебра, за сломанную ногу — 10 шекелей. Даже убийство иногда можно было искупить крупным штрафом семье погибшего.
Шумерские женщины пользовались удивительной для древнего мира свободой. Они могли владеть собственностью, заниматься торговлей, подавать обращения в суд. Жена имела право на развод, если муж не мог ее содержать или изменял. В одном судебном документе из Ниппура жена обвиняет мужа в том, что он «не дает ей масла для волос и одежды». Суд встал на сторону женщины и обязал мужа выплачивать содержание.
Почему же шумеры смогли создать цивилизацию там, где другие народы столетиями оставались на племенном уровне? Ответ кроется в географии и характере. Жизнь между двумя непредсказуемыми реками заставляла их постоянно решать сложные задачи: когда сеять, как распределить воду, где строить дамбы. Это требовало планирования, учета, координации — всего того, что мы называем государственным управлением. Племена кочевников могли просто уйти в другое место, если что-то не получалось. Шумеры уходить не могли — они научились организовывать жизнь на одном месте.
Но та же география, которая породила их цивилизацию, и погубила ее. Месопотамия была перекрестком торговых путей, и через нее постоянно проходили новые народы. К 2000 году до нашей эры шумеры просто растворились в волнах переселенцев и завоевателей — аккадцев, вавилонян, ассирийцев. Они исчезли не от столкновений или катастроф, а потому что оказались слишком малочисленными среди соседей, которые переняли их достижения. Их язык вымер, но их наследие растворилось в культуре Месопотамии и через нее дошло до нас. Шумерская богиня Инанна стала аккадской Иштар, потом греческой Афродитой. Их математика легла в основу вавилонской астрономии. Их представления о государстве и праве повлияли на все последующие цивилизации.
Сегодня мы живем в мире, устроенном по принципам, которые впервые сформулировали шумеры. Города с четкой планировкой, письменные законы, школы, система налогов — все это появилось именно у них. Даже наше представление о том, что власть должна служить людям, а не наоборот, восходит к шумерским временам. Они первыми поняли, что человек может быть не только охотником или пастухом, но и писцом, судьей, учителем, поэтом. В этом смысле мы все наследники тех людей, которые 5000 лет назад в болотах Месопотамии решили жить по-новому.