Найти в Дзене

Макеты железных дорог. Часть 4. Крупнейший действующий макет железной дорги в СССР! ВДНХ, павильон "Транспорт".

Всех приветствую! Сегодня пишу о самом крупном в СССР действующем макете, который по своему функционалу ни чем не уступал современным. Года три назад у меня на канале выходил пост на эту тему, однако он не привлек особого внимания, поэтому начну статью с того, что процитирую самого себя: "В далеких 80-х годах любил по выходным гулять с родителями на ВДНХ. В то время я интересовался темой моделей и макетов, по скольку собирался строить свой макет железной дороги. Основной точкой притяжения для меня был павильон "Транспорт", так как там было много моделей и макетов на интересующую меня железнодорожную тему. Но самое интересное находилось сразу возле входа в павильон, слева. Это диорама "Единая транспортная система" где были представлены в действии все существующие на тот момент виды транспорта: Автомобили, железная дорога, морские и речные суда, самолеты и даже что-то вроде метро на заднем плане (как мне тогда казалось) и все это двигалось: ездило, "плавало" и "летало". Понятно, что кора
Оглавление
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

Всех приветствую! Сегодня пишу о самом крупном в СССР действующем макете, который по своему функционалу ни чем не уступал современным. Года три назад у меня на канале выходил пост на эту тему, однако он не привлек особого внимания, поэтому начну статью с того, что процитирую самого себя:

1. В далеких 80-х...

"В далеких 80-х годах любил по выходным гулять с родителями на ВДНХ. В то время я интересовался темой моделей и макетов, по скольку собирался строить свой макет железной дороги. Основной точкой притяжения для меня был павильон "Транспорт", так как там было много моделей и макетов на интересующую меня железнодорожную тему. Но самое интересное находилось сразу возле входа в павильон, слева. Это диорама "Единая транспортная система" где были представлены в действии все существующие на тот момент виды транспорта: Автомобили, железная дорога, морские и речные суда, самолеты и даже что-то вроде метро на заднем плане (как мне тогда казалось) и все это двигалось: ездило, "плавало" и "летало". Понятно, что корабли двигались не по реальной воде, а по имитации, а взлет самолета имитировался за счет грамотной подсветки. Все это сопровождалось световыми эффектами и реалистичными звуками. День сменялся вечером, а за тем ночью, и т. д. Я продолжал посещать этот павильон до 1988-го года, потом я ушел служить в армию. Когда вернулся, через некоторое время, году в 1992 опять отправился на ВДНХ что бы еще раз увидеть макет... Но на его месте я увидел прилавки с аудио-видео аппаратурой, от макета не осталось и следа. Как впрочем и от остальной экспозиции. Расстроившись я уехал и очень долго не посещал ВВЦ (в те времена она так называлась). Но вот в последние несколько лет пытаюсь освежить свои воспоминания, в поисках фото или видео действующей диорамы. Но нашел в сети только одну единственную более-менее качественную фотографию. Так же на Ютубе нашел видео "Киножурнал Хочу все знать!" №118 где есть небольшой сюжет про эту диораму. Но видео очень плохого качества."

Фото из журнала "Железнодорожное дело" (номер не помню).
Фото из журнала "Железнодорожное дело" (номер не помню).

В связи с чем обращаюсь к широкой аудитории (ещё раз):

У кого-нибудь сохранились ее фото или видео?

Ведь в 80-х годах вокруг диорамы всегда толпились люди, многие из них с профессиональными фотоаппаратами и даже видеокамерами снимали ее и в движении и просто когда она демонстрировалась статично. Где-то эти материалы должны были остаться. А пока вот все что есть: фото из журнала "Железнодорожное дело" и нарезка кадров из "Хочу все знать!" №118...

Для тех у кого есть Ю-туб (смотреть с 07:38):

И для тех у кого нет:

2. Воссоздан план диорамы.

Итак, прошло более трех лет и удалось раздобыть в сети еще пару не очень качественных фото:

Диорама "Единая транспортная система" Правый нижний угол искажен фотошопом.. Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система" Правый нижний угол искажен фотошопом.. Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.

что дало возможность воссоздать план диорамы:

Диорама "Единая транспортная система". Моя версия плана макета воссозданного по фото и видео.
Диорама "Единая транспортная система". Моя версия плана макета воссозданного по фото и видео.

Так же в продолжение истории: Лет 5 или 6 назад довелось мне побывать в редакции журнала "Железнодорожное дело", когда возил туда фотографировать домики собственной постройки и давал интервью для статьи. Там же и узнал что некоторое время назад в журнале была опубликована статья "Диорама как она есть" о создании "Единой транспортной системы" на ВДНХ и о ее авторе, советском художнике, мастере-создателе диорам, Ефиме Исааковиче Дешалыте.

Диорамы Е.И. Дешалыта
Nobilis5 мая 2023

Примерно в те же времена на форуме моделистов Modelldepo один коллега писал что был знаком с этим художником, так же посещал диораму во время тех. обслуживания и ремонта. Однако связи с этим человеком нет и на форуме он давно не появляется. Так что вот пока все, что известно. В статье было описано вкратце устройство диорамы и некоторые воспоминания людей которые ее строили и обслуживали. Так как данного журнала у меня сейчас нет, некоторые моменты опишу по памяти.

3. Итак, пройдемся по диораме и узнаем что на ней было представлено:

Диорама "Единая транспортная система". Моя версия плана макета воссозданного по фото и видео.
Диорама "Единая транспортная система". Моя версия плана макета воссозданного по фото и видео.

Сразу хочу обратить внимание на тот факт, что диорама за время своего существования частично обновлялась и перестраивалась (менялся антураж, перекладывали пути и т.д.) По этому могут быть неточности.

На переднем плане автомобильная дорога с 4-мя рядами движущихся авто. Устройство- две "велосипедные" цепи под дорогой (внешний ряд и внутренний в каждую сторону) на которых крепятся через прорези в "дорожном полотне" автомобили. Цепи приводились в движение двумя электродвигателями. Машинки были изготовлены из оргстекла и окрашены, подсветка- лампа(ы) внутри. На дороге имеется путепровод, но как я не заглядывал под него, так ничего и не разглядел, то ли там просто темно было, то ли закрыто чем-то черным (надеялся увидеть эти цепи).

1. Над дорогой стоит здание вокзала с рестораном, под ним располагается автобусная остановка.

Фото и моя детская зарисовка с натуры.
Фото и моя детская зарисовка с натуры.

2. Кафе (если не ошибаюсь) и парковка рядом.

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

3. АЗС.

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

На втором плане железная дорога в масштабе Н0 (1:87): три главных пути, пассажирская платформа и грузовая сортировочная станция с кустом подъездных. За железной дорогой порт. Слева направо:

4.Площадка с причалом и вагоноопрокидывателем для перегрузки руды из вагонов на корабли. Все движется кроме судна.

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

5. Здание склада. Ящики, трактора и еще что-то (погрузчики заезжают/выезжают по каким-то рельсам или прорезям, кран рабочий):

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

6. Ж.д. паром. 2 поезда заезжают, паром закрывает люк, отчаливает, отходит от причала. Затем (через некоторое время) обратно подходит, открывает люк, выезжают поезда. Масштаб ТТ (1:120). Тепловозы в разное время были 130-й, ЧМЭ2, 220-й и вроде 110-й. Дальше они не ехали, дальше пути поворачивали и стыковались к путям Н0 (1:87).

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

7. Причал с контейнерной погрузкой. По направляющим или рельсам ездят 2 погрузчика или грузовика (в разное время было по-разному) с площадки заезжают в трюм корабля, разворачиваются, выезжают. Используется что-то вроде разворотного круга.

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

8. Контейнерный терминал- 2 козловых крана над двумя ж. д. путями (движения не замечал).

9. Контейнерный терминал- площадка с контейнерами и еще каким- то грузом. По овалу ездят 2 погрузчика. Так же причал, на нем 2 контейнерных портальных крана- стрелы поднимаются, под ними 2 пути масштаба N (1:160). Движения не видел, запомнил на них "девяточные" платформы с контейнерами. У причала судно-контейнеровоз:

Фото из журнала "Железнодорожное дело" (фрагмент).
Фото из журнала "Железнодорожное дело" (фрагмент).

10. Здание управления портом или что-то в этом роде, с вышкой.

Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.

11. Причал с 4-мя портальными кранами (поворачиваются, поднимают стрелы), у него 2 судна сухогруза. На берегу 2 пакгауза.

12. Перед ними нечто похожее на трансформаторную станцию.

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

13. Сортировочная горка с диспетчерской. Что бы спускали вагоны с горки не видел, а подобие маневров было (110-й с вагоном заезжал на корку, затем съезжал с нее с вагоном на другой путь). Однако в жизни мне не встречалось такое, что бы горка располагалась на мосту.

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

14. Здание гостиницы и пешеходный мост от края макета до самой реки.

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

Средний план диорамы- река. На реке 4 "маршрута" Первый, вышеописанный, с паромом, и три закольцованных:

15. По ближнему ходит метеор.

16. По среднему-комета.

17. И по дальнему речной "круизный", как бы сейчас назвали, теплоход:

Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.
Кадр из телепередачи "Киножурнал хочу всё знать" №118. Источник Ю-туб.

И, наконец, дальний план. Противоположный берег:

18. Морской и (или) речной пассажирский порт. Все что дальше- уже нарисовано.

19. справа от него элеватор и причал погрузки зерна. За элеватором подобие станции в мелком масштабе (предположим, в "Z"). Статично.

Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.

20. Еще причалы с баржами и какие-то склады. Портальные краны только поворачиваются. Под ними та же "зетка", точнее имитация из картона или оргстекла. И то же статично.

Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.

21. У самого края частично сделанное частично нарисованное здание, предположительно, гостиницы. Недалеко от нее у причала баржа или дебаркадер:

Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.

22.Что-то на горе, похоже на пассажирскую станцию, однако станция вроде там рядом совсем.

Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.

23. Самый дальний план- аэропорт и пассажирская ж.д. станция. Масштаб здесь сложно сказать какой, возможно тот же Z, а может еще меньше. Но движение есть! По натянутому тросу или той же цепи катаются в разные стороны две имитации поезда с подсветкой. На лётном поле аэродрома рулят самолеты.

-24

24. А мы возвращаемся на передний план диорамы и вот это единственное место, не охваченное ни одним ракурсом на фотографиях. Предполагаю что здесь мог находиться причал речных прогулочных судов, ведь мост от гостиницы ведет как раз туда. Но на этом фото данный участок замазан в фотошопе "водой".

Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.
Диорама "Единая транспортная система". Источник Google.

Ну, вот вроде все что хотелось написать об этом. Если у кого из вас остались фото этой диорамы или воспоминания, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

А я решил дописать постскриптум.

Был еще макет железной дороги в павильоне "Транспорт", если пройти дальше, в следующие залы от помещения с диорамой. И возможно он был да же более ранний. Располагался он в следующем (или через один) зале, прямо в центре. Размеры где-то 6х3 м. По периметру помещения стояли модели грузовых и пассажирских вагонов в крупном масштабе с хромированными стальными (как сейчас помню) тележками и колесными парами. Зал был полностью посвящен железнодорожному транспорту. Масштаб основного макета был крупнее чем Н0, колея примерно как у нашей "пионерской" железной дороги. На сколько я понимаю он был изготовлен "с нуля" какой-то нашей макетной (возможно) мастерской. Все рельсы и подвижной состав полностью самодельные. В основном всё из металла, что говорит о том, что это все заказывалось на каком-то заводе. Локомотивы и вагоны наши, хорошо запомнились электровозы ВЛ80. Да, контактная сеть была, и по-моему действующая! Здесь мне в комментах пишут что был разворотный круг и сортировочная горка, правда я такого не помню, но сортировочная станция была, тупиковая. Всё было построено по логике реальной ж.д., однако радиусы очень крутые и подвижной состав "укороченный", т.е. не пропорциональный слегка. Макет, насколько помню позиционировался как учебный (так было написано на табличке). Пульт управления был устроен как в реальной диспетчерской. Никаких фото этого макета найти не удалось. Прилагаю мой детский рисунок по памяти (~середина 80-х).

Ривунок (по памяти) макета в павильоне Транспорт на ВДНХ СССР, 80-е года. Автор KotRa.
Ривунок (по памяти) макета в павильоне Транспорт на ВДНХ СССР, 80-е года. Автор KotRa.

А я благодарю вас за внимание, и заглядывайте еще на мой канал!

Если есть желающие финансово поддержать автора, буду очень благодарен! (кнопка "поддержать")