Знаете, что я заметил, друзья? Такого вопроса - уклоняться или нет - вообще не существует в счастливых семьях, где царят любовь, уважение друг к другу, взаимопонимание. И как следствие – отсутствует неверность.
Но если такая проблема все-таки есть, а муж с женой венчаны? Как реагировать? Чем аргументировать?
Вы не поверите, друзья, но вопрос уклонения от супружеского долга волновал христиан еще во времена святителя Иоанна Златоуста. А он, напомню, жил в IV-V веках. Самое удивительное, что сказанное им тогда актуально и по сей день.
“Жена не должна воздерживаться против воли мужа, - говорил святитель Иоанн, - и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство”.
Тем же, кто, вступив в брак, сожалел о том, что нельзя уклониться от исполнения супружеского долга против воли другого, ради личного сугубого подвига, Иоанн Златоуст отвечает так: об этом надо было думать раньше, еще до принятия решения вступить в брак.
Что тут сказать? Мудро и логично.
Иоанн Златоуст также считал, именно реализация сексуальных желаний вне брака составляет грех, ибо «блудник нечист…по характеру (своего поступка), потому что он оскорбляет женственность; равно как наносят оскорбление друг другу те, которые делают женщину общей, извращая законы природы, так как ей должно быть женой одного».
А вот что он писал о силе притяжения между полами: «Сильны и другие (страсти); но эта страсть имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. В самой природе нашей есть какое-то страстное влечение, непонятное для нас, которое соединяет эти тела».
Он говорил на проповеди отцам детей, не стесняясь прослыть свахой: «Когда сын возрастет, то прежде, чем вступить в воинское звание, или в другой род жизни, позаботься об его супружестве. И если он будет знать, что ты скоро приведешь ему невесту и что уже немного остается времени до брака, то в состоянии будет терпеливо переносить пламень (страсти). Если же он узнает, что ты нерадишь об этом, и медлишь, и выжидаешь, когда он будет получать большие доходы, чтобы тогда женить его, то, пришедши в отчаяние от долгого ожидания, легко устремится к блуду».
Оказывается, не только сегодня, но и тогда, 1600 лет назад (!), остро стояла проблема ранних беспорядочных половых связей. Иоанн Златоуст знал об этом. И предлагал свой путь ее решения.
Замечу при этом, что сам святитель Иоанн, избравший монашество, никогда не был женат.
Родившись в богатой и знатной семье военачальника, он рано остался без отца. Его матери по имени Анфуса тогда едва исполнилось 20 лет. Однако она, молодая и красивая, полностью посвятила себя сыну, сознательно не пожелав выйти замуж, храня любовь и верность к своему мужу до самой смерти.
Неудивительно, что для сына Анфуса стала эталоном женщины, которая по-настоящему преданна своему мужу.
Среди трудов, оставленных святителем, у христиан всего мира востребованы по сей день его произведения «К молодой вдове», «О провидении» и другие. Не случайно Иоанн архиепископ и богослов Константинопольский стал единственным, кого народ назвал «Златоустом» за его златые речи.
Напомню также, что в истории христианства святитель почитается как один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Ну, а что же сегодня говорят наши священники?
Протоиерей Максим Козлов:
«Существуют некоторые идеальные требования церковного Устава, которые должны определять конкретный путь, предлежащий каждой христианской семье. Устав предписывает воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне двунадесятых праздников и постных дней среды и пятницы (то есть вечер вторника и четверга), а также во время многодневных постов и дней говения — подготовки к принятию Святых Тайн. Это идеальная норма.
Но в каждом конкретном случае мужу и жене необходимо руководствоваться словами ап. Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор. 7, 5-6).
Это значит, что семья должна дорастать до такого идеала, когда принятая супругами мера воздержания от телесной близости никак не будет вредить их любви и когда вся полнота семейного единения будет сохраняться и без подпорок телесности.
И Великий пост нужно с самого начала супружества, кроме каких-либо совершенно особенных ситуаций, стремиться проходить в воздержании, как самый ответственный период церковной жизни. Даже в законном браке плотские отношения в это время оставляют недобрый, греховный осадок и не приносят той радости, которая должна быть от супружеской близости, и во всем остальном умаляют само прохождение поприща поста».
В заключение – предостережение от архимандрита Ипполита (Халина) о том, как всего лишь тремя способами – БЕЗВЕРИЕМ, ВОЛХОВАНИЕМ И БЛУДОМ – можно уничтожить любую семью:
«Господь ревнует о Своей Матери, а Мать у Него – Дева!
Если девица вне брака, не под благодатью таинства теряет целомудрие, то у неё кровь портится. Как раньше на Руси говорили? Испортили девушку – у неё кровь поменялась и теперь она только болящих будет рожать.
Юноши, поругавшие девство, рано или поздно обречены на гибель. Их ждёт Божие возмездие, насильственная смерть. Вот почему мужи наши умирают не своей смертью или просто уходят раньше срока.
И мужей, и жён спасает ПОКАЯНИЕ. И только причастие, Кровь Христова может исцелить нашу кровь. Тогда только возможна будет КРЕПКАЯ ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ».
(Источники: https://ioan.cerkov.ru/cerkovnye-kanony-o-supruzheskom-vozderzhanii/; «Аспекты супружеской близости в проповеди свт. Иоанна Златоуста». Сергей Федоров; https://vk.com/bookmarks?from_menu=1&w=wall616777872_41570).