Пошёл-пошёл ребенок! И речевые успехи наметились, и ручки стали ловкие, и других детей на площадке начал замечать. Выдыхаем тревогу?
Но тут как удар под дых, обвал соматики. Сердечко засбоило, не выйти из бесконечных простуд, а то и переломы вдруг начинают преследовать.
Это я не сценарий фильма ужасов сочиняю. Бесчисленное число раз наблюдала картину НЕ остановки речевой динамики в результате логопедической работы, а сбой настроек в маленьком детском организме. Люди мнительные реально пугаются, не понимая, что происходит с ребенком, почему вдруг посыпались на малыша болячки, как из рога изобилия. Я уж молчу про мысли некоторых родителей о "порчах" или что там ещё можно придумать из этой серии.
Мистики никакой нет.
"Вытягивание" речи при нарушенном естественном механизме речеобразования требует сверхнапряжения центральной нервной системы.
Известны точные цифры энергозатрат организма на усиленную работу мозга. Он потребляет больше всего энергии в организме человека, около 20% (по некоторым исследованиям до 35%), хотя масса мозга составляет только 2% от общего веса тела. А ведь маленький человек, который учится говорить, продолжает расти, увеличивать мышечную массу и силу. Резервы же у ребенка весьма незначительны.
Как же избежать "перерасхода" этих самых стратегических запасов организма ребенка, которые ему нужны для экстренных ситуаций? Как родителям выдерживать приступы паники, когда малыш попадает в больницу с 4-м за год воспалением лёгких в больницу?
По моим многолетним наблюдениям, есть удачные решения семьи, помогающие детям устоять в периоды высокой нагрузки на нервную систему и продолжать двигаться по пути успешного развития речи.
- Это прежде всего сотрудничество с врачом, которому вы доверяете. Сначала лечим, потом учим!
- Понимание, что развитие мозга, мышления - это необходимая составляющая роста ребёнка. Чем совершеннее он справляется со своими мыслительными функциями, тем точнее управляет и соматическими процессами. Перестают в конце концов дети цеплять болячки, выравниваются.
- Идеал баланса между психическими и физическими процессами вряд ли достижим, но никто не запретит к нему стремиться. Поэтому в "перерывах", которые нам дают периоды стабильности, закаливаем ребенка, успеваем ввести новый спортивный навык (на беговел, например, посадить), укрепляем малыша!
- Не "набрасываться" на ребенка с максимальными образовательными задачами после очередной "незапланированной" болезни. Нет температуры, сняли гипс, начните занятия с 1/4 обычной нагрузки.
- Совершенно точно не отыгрывать назад с вашими целями по развитию речи, надеясь, что наступит момент полного благополучия, и можно будет спокойно учить ребенка. Практика показывает, что уйдет одно, придет другое, а "караван" должен двигаться вперёд, а не тормозить посреди пустыни.
Приведу совсем экстремальные примеры преодоления, на фоне которых бесконечные насморки меркнут
Тут прямо хочется для иллюстрации поставить фото памятника сказочному герою в г. Муром.
🔸Только вчера одна из мам поделилась успехами своей 18-летней дочери. Трудно придумать судьбу ребенка сложнее: ДЦП, в 8 лет официальная медицина поставила УО.
Вердикт суров: ходить не суждено, говорить тоже, учить нет смысла.
Сейчас: ходит девушка сама, с небольшой опорой, говорит прекрасно, совершенно чисто и грамотно (я смотрела видео с выступлением этой девушки Н.)
На хорошем уровне английский, получила образование в одной из онлайн-школ Петербурга.
Два года назад они с мамой выдержали сложнейшую процедуру снятия диагноза "умственная отсталость". Работает Н. на одной из онлайн-площадок. Вряд ли готова полностью себя содержать, но в 18 лет мало кто из молодых людей на это способен
Как учились? Между больницами дома, да и в больнице, пока ноги были на растяжках.
Такие ученики меня не минуют. Постоянно есть в работе ребенок, который пробивается в мир речи через такие тернии, что мне необходима максимальная выдержка, чтобы не заплакать порой прямо на уроке.
🔹Абсолютно героическая (она себя, конечно, таковой не считает) мама девочки В. упрашивала меня не прекращать год назад занятия, несмотря на то, что дочка лежала загипсованная по пояс (тоже ДЦП и очередная операция на ножках). Хорошо, будем учиться, как сможем, хотя голова девочки находится ниже пояса, ножки подвешены. Никто не плачет, ни В., ни мама, ни тем более я. Не имеем права! И вот эта красотка в этом году сама ходит, учится в школе, конечно же, умеет говорить, 3-й уровень развития речи по таблице ОНР. Сдаваться никто не собирается. Первый класс позади, последний пока ещё за горизонтом. Смотря на путь Н., понимаю, что и у В. есть будущее.
Я рассказала о сложных препятствиях, мешающих получению образования. Обычно всё-таки полегче.
🔸Но мало радости было для девочки О., когда на нее постоянно сыпались (буквально) всякие предметы, она регулярно появлялась на уроках с гипсом на той или иной части тела. Выросла, два (!) высших образования, ничего больше не ломает, вышла замуж, счастлива.
🔹Девочка А. не переносила нашу питерскую зиму. Почти не выходила из больниц из-за повторяющихся астматических приступов. При этом нужно было работать с сенсомоторной алалией. Говорить научили, но место жительства семье пришлось поменять, нашли подходящий по климатическим условиям регион проживания.
Встречала позицию родителей: мы все-все вылечим (ножки, кашель, глазки, ушки и т.д.), потом займёмся развитием мозга.
Наверное, так тоже можно. Просто "потом" может не наступить, ведь и мама может болеть чем-то хроническим, это тоже отодвигает учебу ребенка. Не доходят, в итоге, руки до обучения.
Мне ближе позиция лавирования между жизненными препятствиями и четкое движение к намеченной цели.
Суждено, дойдем, нет, тут уж бывает по-всякому. Но ведь если не идти, то никуда и не придёшь.
Всем успехов в развитии речи!