Продолжаю прогулку-обзор по залам китайского искусства. Начало было здесь:
В 1368 году на престол Срединного государства взошел Чжу Юаньчжан (1328-1398) и началось правление последней в истории Китая национальной династии Мин. Ее основатель происходил из самых низов общества и восхождением к вершинам власти был обязан исключительно личным качествам, которые смог проявить во время антимонгольского восстания «Красных повязок», начавшегося в 1351 году.
Став лидером одной из повстанческих группировок, Чжу Юаньчжан умело избавился от всех конкурентов и, взойдя на трон, развернул реформаторскую деятельность.
Новый император сосредоточил в своих руках все основные рычаги управления. Бюрократический аппарат лишился значительной степени автономности, были ужесточены условия сдачи государственных экзаменов, усилен контроль за землевладением и торговлей. Эта политика продолжилась при одном из сыновей Юаньчжана — императоре Чжу Ди.
Он смягчил позицию по отношению к служилой элите, но вместе с тем допустил до власти евнухов, влияние которых стало неуклонно расти. Чжу Ди перенес столицу в Пекин, где началось строительство огромного императорского дворца, украшающего и сегодня главный город Китая.
Период Мин стал высшей точкой развития национальных культурных традиций Китая.
Все достижения предыдущих эпох были восприняты и переосмыслены китайскими литераторами, художниками, ремесленниками.
Начало эпохи ознаменовалось возрождением традиций придворной академической живописи эпохи Сун.
Широкое развитие получил жанр парадного портрета.
С древних времён в Китае освоили технику кэсы. Это сложное искусство плетения картин из тонких шёлковых нитей требовало огромного мастерства. В коллекции Эрмитажа представлены два экспоната из собрания Петра l.
С середины 15 века начался расцвет производства перегородчатой эмали — одного из самых характерных видов прикладного искусства эпохи Мин.
Эмаль — это стекловидная масса, окрашенная в разные цвета окисями металлов. На основу из бронзы или медного сплава наносят перегородки по узору, ячейки заполняют цветной эмалевой массой и обжигают, затем полируют, а металлические детали покрывают позолотой. В результате получаются дорогие яркие и блестящие изделия, напоминающие драгоценные камни.
Необыкновенного совершенства достигло создание изделий из лаков. Известны разные приёмы обработки лаковых изделий: роспись, гравировка, золочение, инкрустация.
Но по сложности и длительности изготовления особенно выделяются лаки резные, где на основу из тонкого дерева, грунта, сырого лака и ткани, утопленной в грунт, наносили множество слоёв окрашенного лака. Каждый слой долго сушили, полировали и только потом накладывали следующий. Для объёмной глубокой рельефной резьбы наносили иногда до 150 слоев!
Сохранились единичные предметы мебели из резного красного лака. Создание подобных изделий было особенно трудоёмким и дорогим. Императорский столик для вазы или курильницы является шедевром эпохи Мин. Резной декор связан с представлениями китайцев о долголетии. К слову, его символами считались изображения журавлей, черепах, пятнистых оленей, сосен, персиков.
Новые художественные решения были найдены в декоре фарфора.
Помимо известной с монгольских времён подглазурной росписи синей кобальтовой краской всё шире использовалась полихромная роспись.
Среди предметов, покрытых монохромными глазурями особенно славился фарфор с красной глазурью, получаемой из оксида меди и сосуды с росписью золотом поверх цветных глазурей. В конце 15 века появилась техника, при которой вырезанные в бисквите изображения покрывали зеленой и желтой глазурью.
В росписях расширился репертуар мотивов: наряду с изображениями растений, птиц, насекомых и животных стали пользоваться популярностью символико-благопожелательные композиции, сюжетные сцены.
С 16 века стали расширяться контакты Китая с Европой. В страну прибыли первые католические миссионеры-иезуиты, которые знакомили местную элиту с достижениями европейской культуры, науки и техники. Заморские корабли в свою очередь повезли из Китая товары.
С течением времени власть в империи все больше концентрировалась в руках придворных евнухов, численность которых достигла десятков тысяч. К концу 16 века это привело к деградации центральной власти и серьёзному противостоянию двора и учёной бюрократии. На политический кризис наложились финансовые проблемы. Империя была вынуждена тратить огромные средства на содержание армии, чтобы сдерживать кочевую угрозу.
В 1628 году разразилась крестьянская война, в которой приняли участие широкие слои населения. После долгой череды успехов и неудач один из предводителей восстания Ли Цзычен (1606-1645) в начале 1644 года объявил об основании новой династии, затем практически без боя занял весь Северный Китай и в апреле взял столицу Пекин. Последний минский император покончил с собой, но война не закончилась: на земли Китая вступили новые завоеватели — маньчжуры. Тысячи чиновников по всей стране оставляли свои посты, постригались в монахи, вместе с жёнами и детьми добровольно уходили из жизни. Те же, кто отваживался избрать путь борьбы с завоевателями-маньчжурами, пытались осмыслить причины произошедшего, предлагали способы построить новую империю на более рациональных началах.
Многие идеи, чаяния и замыслы минской элиты так и остались нереализованными. Китай вступал в совершенно новую эпоху, которой суждено было стать переломной. Впереди — залы об историческом периоде последней императорской династии, почти совпавшей по времени с правлением Романовых в России…