Найти в Дзене

Экспонаты в Эрмитаже из 3-го тысячелетия (!) ДО нашей эры. Искусство Китая

На третьем этаже Эрмитажа недавно открылось несколько новых залов, где посетителей очень мало даже в выходные дни. А ведь здесь расположилась интереснейшая экспозиция, демонстрирующая такую древность, что не укладывается в голове. На первый взгляд — ничего особенного. Старинные предметы из обихода жителей прошедших времён. Но как только прочитанная информация на сопровождающих табличках «доходит» до сознания, становится не по себе. Второе и, даже, третье тысячелетие (не век☝️) до н.э. — скромно написано на них. Истоки культуры Китая прослеживаются со времён неолита, когда в бассейнах великих рек Хуанхэ и Янцзы возникло несколько очагов цивилизации. В 7-2 тысячелетиях до н.э. здесь складывались земледельческие общности, имевшие разную прародину, говорившие на разных языках: предки китайцев, бирманцев, вьетов, мяо и т. д. Среди них выделяется культура Яншао (5000-2000 гг. до н.э.), которая внесла наибольший вклад в формирование китайской цивилизации. Свидетель этого процесса — расписна

На третьем этаже Эрмитажа недавно открылось несколько новых залов, где посетителей очень мало даже в выходные дни.

А ведь здесь расположилась интереснейшая экспозиция, демонстрирующая такую древность, что не укладывается в голове. На первый взгляд — ничего особенного. Старинные предметы из обихода жителей прошедших времён.

-2

Но как только прочитанная информация на сопровождающих табличках «доходит» до сознания, становится не по себе. Второе и, даже, третье тысячелетие (не век☝️) до н.э. — скромно написано на них.

Некоторые экспонаты поступили из музеев Берлина после 1945 г.
Некоторые экспонаты поступили из музеев Берлина после 1945 г.

Истоки культуры Китая прослеживаются со времён неолита, когда в бассейнах великих рек Хуанхэ и Янцзы возникло несколько очагов цивилизации. В 7-2 тысячелетиях до н.э. здесь складывались земледельческие общности, имевшие разную прародину, говорившие на разных языках: предки китайцев, бирманцев, вьетов, мяо и т. д. Среди них выделяется культура Яншао (5000-2000 гг. до н.э.), которая внесла наибольший вклад в формирование китайской цивилизации. Свидетель этого процесса — расписная яншаоская керамика, самый ранний памятник древнего ремесла, представленный в экспозиции.

-4

Около 17-16 веков до н.э. в среднем течении Хуанхэ возникло первое государство — Шан со столицей в городе Инь (современный Аньян). В жизни шанской столицы огромную роль играл культ предков правящего дома. К обожествлённым прародителям династии обращались во время гаданий, им приносили жертвы зерном, скотом, охотничьими трофеями, пленными врагами. Технология литья из бронзы, освоенная в неолите, получила в эпоху Шан активное развитие. Столичные мастера создавали жертвенные сосуды, стилизованный зооморфный декор которых, например знаменитые маски Тао-те, относится к числу наиболее узнаваемых черт древнекитайского прикладного искусства.

-5

Бронзовые сосуды использовали в жертвоприношениях, помещали в погребения.

-6

-7

-8

-9

А это — часть бронзового засова от ворот гробницы 13 века до н.э. Если фотографию увеличить, будет видно насколько тонкий узор с мельчайшей прорисовкой покрывает его.

-10

-11

Для понимания размера экспоната покажу его среди других предметов в витрине.

-12

В середине 11 века до н.э. власть шанского дома была свергнута племенем чжоусцев. Государи новой династии Чжоу установили контроль над огромными территориями Северного Китая. Однако, основанная на родовых принципах, эта власть не была прочна, и через несколько поколений правителей чжоуское государство стало распадаться на десятки уездных владений, вступивших в борьбу за гегемонию. Несмотря на постоянные войны, конкуренция стимулировала социально-экономическое развитие отдельных княжеств: расширялась торговля, появились специальные денежные знаки, были проведены первые экономические и административные реформы.

-13

-14

-15

-16

-17

-18

Существуют разные версии предназначения этого сосуда-таза из 5 века до н.э. Одно из них — функция зеркала, когда человек смотрит на своё отражение.
Существуют разные версии предназначения этого сосуда-таза из 5 века до н.э. Одно из них — функция зеркала, когда человек смотрит на своё отражение.

В междоусобной борьбе рождались классическая китайская государственность и культура: удельные князья обзаводились бюрократическими аппаратами, служилые люди формировали новое учёное сословие, в среде интеллектуалов развивались историописание и философия. Традиции эпохи Шан были продолжены, поклонение предкам стало важнейшей частью духовной культуры. Тысячи богато украшенных ритуальных сосудов эпохи Чжоу донесли до нас посвятительные надписи, отлитые в бронзе. Чжоуская знать воздавала хвалу предкам, рассказывала о своих свершениях и просила у пращуров вечной милости. В этом магическом общении прошлого с будущим закладывались основы китайской ритуальной системы.

-20

В 221 году до н.э. эпоха Чжоу закончилась. Правитель княжества Цинь по имени Ин Чжэн (259-210 гг. до н. э.) после десятилетий кровопролитных войн впервые объединил под своей властью все княжества в бассейнах Хуанхэ и Янцзы и объявил себя первым императором — Цинь Шихуан-ди. Китай превратился в единое централизованное государство, однако уже в 207 году до н.э. преемник Цинь Шихуана был свергнут, и после новой усобицы на троне воцарилась династия Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Начался золотой век Древнего Китая.

-21

Высшие слои общества жили в роскоши и не жалели средств на подготовку к существованию в загробном мире. Элита сооружала себе настоящие подземные дворцы, украшенные рельефами, росписями, наполненные фигурками слуг и моделями хозяйственных построек.

-22

От ханьского времени до нас дошли во множестве не только ритуальные сосуды, но и предметы обихода: инкрустированная драгоценными металлами бронза, зеркала, лаковые изделия и ткани.

-23

-24

В конце 2 века до н.э. империя Хань включилась в трансконтинентальную торговлю через оазисы Центральной Азии по пути, который мы называем Великим шёлковым. Караваны повезли на Запад бесценную ткань, изготовление которой было освоено задолго до возникновения китайской государственности, а в Китай — товары из Рима, Парфии, Согдианы: самоцветы, стекло, вино.

-25

-26

На рубеже эр по Шёлковому пути в Китай проникло новое учение, навсегда ставшее неотъемлемой частью духовной культуры Дальнего Востока — буддизм. Жизнь древнекитайской империи не была безмятежной. По ее северным границам кочевали племена сюнну (хунну), которые в конце 3 века до н.э. создали свою собственную державу. Это от их набегов была построена Великая китайская стена.

-27

Ханьские императоры воевали с сюнну, договаривались с ними, торговали. Кочевники грабили Китай, восторгались им, подражали китайской знати, помещали в свои погребения произведения ханьских мастеров. Благодаря археологическим находкам в гробницах сюнну китайские ткани, лаки, металл эпохи Хань украшают в том числе и эрмитажное собрание.

-28

Во второй половине 2 века н.э. в результате общественных трансформаций, политического кризиса, народных восстаний и непрекращающегося давления извне империя Хань начала рушиться. Ее агония растянулась на десятилетия и закончилась катастрофой: распались региональные связи, прекратили существование многие общественные институты, рухнула система землепользования, столичные города лежали в руинах, миллионы людей остались без крова или погибли. Однако китайская цивилизация не сгинула вместе с империей. Традиции, ценности и основы культуры, заложенные в древности, оказались невероятно прочны и были пронесены через всю последующую историю Китая. И об этом свидетельствуют следующие экспонаты в экспозиции, по которой обязательно продолжу прогулку 🤗