Всем привет!
Продолжаем обозревать одно из самых выразительных направлений европейского искусства - готику. А точнее, то, как она адаптировалась к итальянской реальности.
И сегодня знакомимся с одним из наиболее значительных архитекторов и скульпторов своего времени - Никколо Пизано. Если быть точной, не все исследователи сходятся в его вкладе в архитектуру, но в скульптуре он сделал прорыв, этого не отнять.
Интерес представляет и происхождение этого художника. Фамилия у него - Пизано, что буквально означает - из Пизы. Но некоторые свои работы он подписывал как Никкола из Апульи - что на самом южном крае Италии.
Какова бы ни была правда, точно известно, что Никколо обучался в мастерской именно в Пулье, благодаря чему стал частью двора тогдашнего императора Священной Римской империи Фредерика Второго. А это во многом обозначило не только его будущее, но и художественный стиль.
При дворе Фредерика царила атмосфера космополитизма, мыслители, философы, ученые, художники и поэты как с Запада, так и с Востока объединялись здесь и обменивались идеями. Но одна идея была всегда превыше всех остальных - необходимость возвращения к величию классического античного периода. Этот мотив красной нитью идет почти через все средние века, и здесь, наконец, мы увидим один из наиболее удачных примеров его воплощения.
Известный художник, историк и биограф Джорджо Вазари (автор труда «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов») утверждает, что Никколо Пизано изучал римскую скульптуру времен Августа Октавиана, и это, пожалуй, одно из самых значительных влияний в его творчестве.
Итак, начнем
Одна из самых известных и инновационных скульптурных работ Никколо Пизано - амвон в баптистерии Пизы.
Амвон в баптистерии - это возвышенное место, обычно круглой или полукруглой формы, расположенное в центре баптистерия. В баптистериях он служил для чтения Священного Писания, проведения обрядов крещения и других священных действий.
В средние века в Европе амвоны обычно выплонялись в квадратной или прямоугольной форме, так что здесь Никколо удивил всех:
Этот амвон был шестиугольный, а это также значило и шесть сторон.
В амвоне скомбинированы несколько традиций:
- французская готика в деталях и в общей вертикальности;
- античность в драпировках, лицах и жестах, в капителях и львах;
- романский стиль в арках, теламонах и в построении композиции.
Но было и много нового - Никколо делает уверенный шаг к индивидуализации лиц и фигур, добавляет им особые эмоции и выражения. Позднее его сын Джованни продолжит это дело и добьется настоящего прорыва.
Художник также экспериментирует и с материалом - здесь используется красный, белый и зеленый мрамор, камень, инкрустированные драгоценными камнями глаза и т.д. Сами материалы не только разные по натуре, но и обрабатываются различными методами. Это позволяет получить разные фактуры - гладкие, шероховатые, а где-то даже полупрозрачные
Амвон (или кафедра) стоит на 6ти внешних колоннах и 1й внутренней. Три из 6ти внешних колонн опираются на фигуры львов - прямая отсылка к античности. А центральную колонну поддерживают уже знакомые нам теламоны:
Теперь поднимемся наверх и посмотрим, как оформлены стороны.
Центральное место занимает плита с изображением сцен Благовещения, Рождества и Поклонения пастухов:
Дальше - Поклонение Волхвов:
Представление во Храме (обратите внимание на готическую архитектуру на фоне):
Распятие:
И Страшный Суд:
Что можно сказать - композиции очень хорошо продуманны, но и многолюдны. На полотнах практически не остается свободного места, какого-то воздуха.
В оформлении фигур Никколо ссылается на известные ему античные образцы, но исполняет их в более христианской манере с налетом готики. И очень средневековая черта - намеренное искажение пропорций - когда главный герой значительно превышает в размерах всех остальных. Такая иерархия в работах Пизано также присутствует.
Тем не менее, мастер великолепно передает объем и трехмерность фигур - они выступают из фона и разделены на разные планы. Никколо также мастерски работает со светом и за счет разницы в объемах достигает эффекта Кьяроскуро (это техника в искусстве, которая использует контраст между светом и тенью для создания объемности и драматического эффекта)
Кстати, насчет света - художник учел будущее расположение кафедры в баптистерии и то, как на нее будет падать свет. Это позволило достичь следующего эффекта:
Под этими плитами промежутки между колоннами выполнены в виде арок:
А между ними - фигуры. Четыре главные Добродетели, Иоанн Креститель и Архангел Михаил.
Особенно известно здесь олицетворение Добродетели Силы. Давайте посмотрим почему:
Никого не напоминает?
А если так:
Считается, что Микеланджело видел эту кафедру, как и другие работы Пизано, и неоднократно вдохновлялся. Над одним проектом они даже работали вместе (только в разное время), так что ничего удивительного.
Кстати, об этом проекте. Переезжаем в Болонью и здесь мы находим усыпальницу Святого Доменика в церкви его имени.
Сразу оговоримся - в основном эта усыпальницы выполнена не самим Пизано, а его мастерской, и это будет видно.
Верхние дополнения - очень барочные - это Микеланджело и др. Были изменены и некоторые другие детали, но на центральной части до сих пор видна рука мастерской Пизано:
Вся декоративная программа саркофага посвящена жизни и чудесам Святого Доминика (помните основателя одного из нищенствующих орденов?)
Сюжеты по композиции и по исполнению похож на самого Пизано и его кафедру в Пизе, но отличия очевидны:
Скорее всего, мастерская пользовалась одной моделью, но Никколо по мастерству значительно превосходил всех своих учеников.
Кстати, одним из его учеников был Джованни Пизано - сын. Вместе они работали над несколькими проектами, и вскоре Джованни разработал свой собственный стиль и подход к скульптуре и архитектуре.
Один из самых узнаваемых и исторически значимых совместных проектов отца и сына - главный фонтан Перуджи, с которого мы и начнем в следующий раз))