Найти в Дзене
Достойный

"Диктатор" Часть 1 Сингулярность вранья.

Оглавление

Сергей Снегов, автор самой известной космооперы СССР "Люди как боги", в последние годы жизни написал роман "Диктатор", который вполне можно назвать политической утопией. Хотя сам Снегов считал свой творение романом-предупреждением.

двухтомное издание
двухтомное издание

Предупреждением, которое никто не заметил

Сюжет книги строится на излюбленном многими пишущими фантастику, Снеговым в том числе, литературном приёме - привычное в непривычном. Знакомые имена, знакомые заботы, знакомые отношения - всё это погружено в реальность параллельной Земли, уж очень похожей по исторической канве и политическому устройству на то, что окружает читателей уже в нашей Вселенной.

Сюжет романа не основан на жизни реальных прототипов героев, а конструируется как мысленный эксперимент. Снегов использует гипотетический сценарий, чтобы исследовать, может ли диктатура стать инструментом спасения общества от распада, что во многом отражает его личные философские взгляды.

Из неизбежных новшеств в сюжете- сжатой воды, как топлива для транспорта и установок управления климатом, электрических и вибрационных средств поражения - без которых фантастика не фантастика, более всего выделяется общий для всей планеты язык, не смотря на разные континенты и острова, где развивается повествование. Так же при прочтении удивляет полное отсутствие у иноземлян даже слабого интереса к освоению хотя бы ближнего космического пространства. Хотя один из главных героев, тот самый "диктатор" Гамов, по профессии - астрофизик.

Основной, если так можно сказать, герой романа, от лица которого ведётся всё повествование - Андрей Семипалов, В самом начале сюжета - он начальник лаборатории, непонятно правда, в НИИ или на производстве, но по мере развития событий он делает стремительную карьеру до "второго поле Бога" в стране Латании. В полном смысле этого выражения - в завершении романа формального премьер-министра, а фактически диктатора Латании Алексея Гамова местные религиозные лидеры объявляют воплощённым Мессией и его заместитель Семипалов действительно становится "вторым после Бога". Правда, задолго до этого он заработал в правительственных кругах прозвище "чёрт не нашего Бога", но об этом позже.

Сейчас о том, как все в романе дошли до диктаторской жизни такой. Обычная цивилизованная жизнь страны Латания с четверговыми посиделками после работы завершается нежданной войной в ночь на пятницу. Была ли это пятница тринадцатым днём месяца, Снегов не уточняет, но судя по дальнейшим событиям - очень даже могла.

К сожалению, роман издан без иллюстраций, а поскольку фанатского сообщества у Снегова нет, то нет и нарисованных читателями карт мира "диктатора", но судя по сюжету, карта придуманного Снеговым мира в общем повторяет карту Земли, но без Африки, Австралии, Антарктиды и Южной Америки. Всего два материка и несколько больших островов. Да и страны располагаются весьма похоже на их земные прообразы. Вот главные из них:

Латания - страна в центральной и восточной части самого большого континента, в западной части местность равнинная, на востоке - горная.

Кортезия - полностью занимает второй континент в другом полушарии, меньших размеров. Извечный соперник Латании.

Патина - страна к западу от Латании, в начале романа союзник Латании

Ламария - страна к западу от Патины, её враждебный сосед

Родер - страна к западу от Ламарии, находится на побережье Мирового океана, крайне воинственное государство, за несколько десятилетий до описываемых событий проигравшая большую континентальную войну. За что была после поражения демилитаризирована и денацифицирована, но боевой дух и воинские навыки, как видно по сюжету, нисколько не утратила.

Корина - большой остров у северного побережья Родера, в начале романа нейтральное государство

Нордаг - страна на северо-западной части большого материка, граница с Латанией проходит недалеко от Забона - "северной столицы" Латании

Великий Лепинь - небольшая страна к востоку от Латании, отделена от неё большим горным массивом.

Завязка романа - пограничный конфликт между Патиной и Ламарией, немедленно переросший в глобальную войну. Ведь за Патину вступилась Латания, а за Ламарию - Родер и Кортезия.

Первоначально удача благоволила союзным войскам Латании и Патины - выход на границу Родера стал максимальным продвижением на запад, но заработавшая военная машина Кортезии накачала Родер оружием и умеющие воевать профессиональные части быстро переломили ситуацию на фронте в свою пользу.

Правительство Латании меж тем всё играло в пиар миролюбия и даже мобилизованные в действующую армию граждане объявлялись отпускниками добровольцами. Понятно, что добровольческие дивизии Латании, пусть даже возглавляемые кадровыми военными, такими как генерал Леонид Прищепа, не могли успешно противостоять профессиональным военным Кортезии и Родера. в результате линия фронта начала сдвигаться на восток, к границам Латании.

Военные неудачи правительство Латании во главе с Артур Маруцзяном всё так же пыталось покрыть непрерывной воодушевляющей пропагандой, пример которой можно прочитать ниже

Диктор сообщил, что в боях дивизия "Стальной таран" генерала Прищепы стала грозой противника. Ударные ее соединения под командованием полковника Гамова неоднократно срывали наступление врага. Добровольцы Прищепы и Гамова возвели неприступные бастионы на реке Барта. О них расшибают лбы гвардейские полки Родера. Командирам всех дивизий и полков надо взять в образец боевые действия старого генерала Прищепы и молодого полковника Гамова.

Однако пропаганда не могла на земле противостоять ударам армий Ламарии, Родера и Кортезии, в результате чего к внутренним проблемам Латании добавились внешние - инициатор общепланетарной бойни, начальство Патины, объявило о выходе из войны.

Патина не вынесла удара соединенных армий и запросила сепаратного мира. Вилькомир Торба объявил, что не хочет подвергать военным разрушениям свою прекрасную страну. Он переоценил могущество Латании. Председатель Маруцзян обманул его, выставив не профессиональную, а добровольную армию. Надежды на победу нет. Великодушный президент Кортезии господин Аментола заверил его, что никто из сложивших оружие патинов не подвергнется репрессиям. Блюдя достоинство своего великого народа и полный высокого рвения прекратить кровопролитие, президент Патины Вилькомир Торба приказывает своим войскам организованно прекратить борьбу.

В результате чего фронт рухнул, а дивизия "Стальной таран", где на данный момент служат основные герои романа, фактически попала в окружение. Недолгое, ведь скоро сепаратный мир Патины сменится сепаратной войной и бывшие союзники вместе с нынешними врагами совместно навалятся не только на "Стальной таран", но и на другие части бывшей союзной армии.

Именно с этого момента начинается путь полковника Гамов к вершинам власти Латании, но мне интереснее рассмотреть не увлекательные повороты сюжета, а то, на каком фоне всё происходит.

Даже из скупых комментариев героев и авторских строк становится понятно, что дивизию "Стальной таран" в этот момент уже списали в герои. Маршал Комлин, командующий армией Латании, в последнем сообщении приказывает буквально "стоять насмерть", даже не обещая какой-либо помощи. Не интересует командование даже освобождение пленных сограждан из дивизии "Золотые крылья", разгромленной родерами после обвала фронта. Единственное, что важно для Комлина и Маруцзяна - вывоз из расположения отбитых у противника наличных денежных средств в сумме 300 миллионов калонов, ранее направленных правительству Патины.

Общее катастрофическое положение вынуждает правительство Маруцзяна цепляться за любые хорошие новости и воспользовавшись этим, Гамов запускает свою машину пропаганды.

Сегодня на рассвете диверсионная группа дивизии "Стальной таран" под командованием полковника Гамова и майора Семипалова, после скрытого ночного рейда в тылу противника, атаковала гвардейский полк родеров, двигавшийся по шоссе. Противник разгромлен. Часть гвардейцев в панике бежала, бросив все оружие. Наши трофеи: 350 пленных, два передвижных электроорудия с большим запасом боеприпасов, двести ручных резонаторов, импульсаторы и прочая техника и материалы. Отбиты 300 миллионов калонов, оказавшихся в руках изменников патинов и преступно переданных ими армии Родера. Наши потери незначительны. Слава воинам и офицерам генерала Прищепы, с такой отвагой и умением громящим врага в его тылу!

Став единственным "лучом света в тёмном царстве" Гамов принимает нестандартные меры для поддержки боевого духа вверенной части и, косвенно, через сообщения об этом, всего многомиллионного народа Латании, жадно слушающего любые новости о хоть каких-либо успехах на фронте.

Он устанавливает выплаты за успехи в бою и приказывает казнить - прямо на совещании в штабе вновь образованного корпуса из двух дивизии - прилетевшего за деньгами представителя высшего командования Латании. Тут же рассказав о своём поступке в сводке для новостей:

В то время, как наш добровольный корпус ведет в тылу врага тяжкую борьбу, некоторые безответственные элементы, тайно пробравшиеся в правительственные круги, саботируют усилия народа и власти. Некий Мордасов прилетел в расположение нашего корпуса и, назвавшись эмиссаром правительства, пытался лишить наших солдат выданной им награды за геройские успехи в недавних боях. Целью его преступных действий было понизить боевой дух в корпусе и тем предопределить его поражение в предстоящих боях. Получив отпор, изменник Мордасов оклеветал наших верховных руководителей, утверждая, что наш испытанный боевой начальник маршал Комлин по своим военным способностям не годится даже в командиры полка. И что маршал издает глупые приказы, а глава правительства, наш любимый лидер партии максималистов Артур Маруцзян, из личной привязанности к маршалу, поддерживает все его бездарные распоряжения. Запись чудовищных высказываний преступника Мордасова будет предъявлена для проверки любой следственной комиссии. Я, полковник Гамов, командир окруженного врагами добровольного корпуса, приказал казнить Мордасова за попытку понизить боевой дух солдат перед боем и за клевету на наших верховных руководителей. Торжественно заверяю народ и правительство, что корпус готов к решительным боям с врагом и будет выполнять все приказы командования, ведущие к победе

Это сообщение выходит во всех новостях! Почему? По очень простой причине:

Правительству уже НЕЧЕГО рассказать хорошего своему народу, кроме слов Гамова

Есть ли в этом вина Гамова? Никакой! Ведь в это состояние правительство Латании загнало само себя:

  • Завышенными ожиданиям в результате собственной пропаганды, воздействовавшей не столько народ, сколько на саму власть
  • Глобальными неудачами на фронте
  • Массовыми "сбоями" госаппарата, ВДРУГ оказавшимся неспособным эффективно работать в военное время, хотя до этого в докладах всё было весьма хорошо

Ну и главное

  • Непрерывным враньём народу и самим себе

Поле вранья и лжи якобы во спасение от правительства постоянно росло и неизбежно создало сингулярность вранья, куда, как в чёрную дыру, сначала провалилась армия Латании, а следом потянулось и всё государство.

Пока не пришёл Спаситель Гамов, ставший Диктатором.

Но об этом во второй части статьи.

ВАЖНО - все аналогии подлежат исключительно ВАШЕМУ воображению