Найти в Дзене
GRUMPY MAN

ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ! Как копеечная крышка бачка может убить ваш мотор. Главный секрет системы охлаждения.

Оглавление

Есть в нашем отечественном автомобиле душа. И есть у этой души одна скверная привычка — она обожает проверять своего владельца на прочность, смекалку и толщину кошелька. Ты готовишься к серьезной проблеме, меняешь дорогие узлы, а в итоге оказывается, что вся головная боль была из-за копеечной пластиковой детальки, на которую и подумать-то стыдно. 🤯

Вот и у меня на моей «Калине», которая со мной уже больше десяти лет, случилась такая же история. Потекла помпа. Дело житейское. Поменял, залил свежий антифриз, выгнал воздух. А машина начала греться. Патрубки раздуло, как у бодибилдера на стероидах, вентилятор молотит без остановки, а стрелка температуры упорно ползет в красную зону. Я уж было грешным делом подумал на термостат, на прокладку ГБЦ... А виновата во всем оказалась маленькая, черная, копеечная дрянь — крышка расширительного бачка.

Почему эта пробка — не просто пробка. Ликбез для мужиков

Давайте сразу разберемся. Крышка расширительного бачка в современном автомобиле — это не просто затычка, чтобы антифриз не выливался. Это сложный и важнейший клапан, который отвечает за правильное давление во всей системе охлаждения.

Зачем нужно давление? Все просто: физика. Обычная вода кипит при 100°C. А антифриз под давлением в 1.1-1.5 атмосферы закипит только при 120-125°C. Эта разница в 20 градусов — ваш запас прочности в летней пробке или при подъеме в гору. Крышка — это ваш гарант того, что мотор не «сварится».

Внутри этой крышки есть два клапана:

  1. Выпускной (паровой) клапан. Большая пружина. Он держит то самое рабочее давление. Если давление по какой-то причине (например, перегрев) начинает расти выше нормы, он открывается и стравливает лишнее в атмосферу.
  2. Впускной (воздушный) клапан. Маленькая резиночка в центре. Когда двигатель остывает, жидкость сжимается, и в системе создается вакуум. Чтобы патрубки не сплющило, как пустые пластиковые бутылки, этот клапан открывается и впускает немного воздуха внутрь.

Если хотя бы один из этих клапанов работает неправильно, вся система идет вразнос.

Новые запчасти — русская рулетка. Моя оценка ситуации

И вот тут мы подходим к главному. Я, как и автор исходной статьи, столкнулся с тем, что покупка новой крышки не решает проблему. Я пошел в магазин. Купил одну. Поставил — греется. Купил вторую, подороже, в красивой упаковке. Поставил — греется! Дуешь в них — вроде клапаны щелкают, работают. Ставишь на машину — магия пропадает.

И вот моя оценка происходящего: дело не в конкретной машине. Дело в том, что качество современных копеечных запчастей пробило дно. Производители экономят на всем. Пружины в этих крышках ставят от балды: то слишком жесткие (клапан не открывается, давление растет, рвет патрубки и радиаторы), то слишком слабые (давление не держится, антифриз закипает раньше времени). Резинки уплотнителей дубеют через месяц. Это лотерея. И в ней почти невозможно выиграть.

«Дедовский» метод: доработка напильником как временное решение 🛠️

Когда третья по счету новая крышка снова не заработала, я, как и многие, пришел к «народному» методу. Разобрал старую крышку и немного подрезал большую пружину выпускного клапана. Буквально на пару витков.

Собрал, поставил. И — о, чудо! — все заработало. Патрубки стали мягкими, температура стабилизировалась, вентилятор начал включаться и выключаться, как положено.

Но тут важный момент, мужики! Надо четко понимать, что это — «костыль», а не полноценный ремонт. Подрезая пружину, мы снижаем рабочее давление в системе. Да, это спасает патрубки от разрыва, но одновременно мы снижаем температуру кипения антифриза. Если летом в +35 вы встанете в глухую пробку, этого запаса в 20 градусов вам может и не хватить. Так что этот метод — хороший способ доехать до дома и спокойно найти причину, но не панацея.

Вывод: Не доверяй, а проверяй. Особенно копеечные детали

Какой из всего этого можно сделать вывод? Он простой и грустный. В современном автомобильном мире самые большие и дорогие проблемы часто прячутся за самыми маленькими и дешевыми детальками.

Поэтому, если у вас ни с того ни с сего начала греться машина, кипеть антифриз или дубеть патрубки, не спешите менять помпу, термостат и пробивать на СТО дорогостоящую диагностику. Начните с малого.

Пойдите и купите две-три разных крышки расширительного бачка от разных производителей. Потратьте эти 500 рублей. Очень велика вероятность, что одна из них окажется рабочей и решит вашу проблему. Этот простой шаг может сэкономить вам кучу денег, времени и, самое главное, нервных клеток. Потому что нет ничего обиднее, чем поменять полмашины, а в итоге понять, что виновата была пробка за сто рублей.