Найти в Дзене
Записки буквоеда

​​Ханну Райаниеми — Фрактальный принц

В дюнах постчеловеческой пустыни  После яркого дебюта с «Квантовым вором» вторая часть трилогии теряет свежесть и интеллектуальный азарт, который рождался во время чтения благодаря нарочитой запутанности и поражающей атмосферности. Но вместо развития уже заложенных тем Райаниеми вдруг решает увести читателя куда-то в сторону — и без того сложный сеттинг дополняется новой культурной обвязкой с арабско-исламскими мотивами. Визуально эффектно, но функционально — перегружено. Дань уважения или повторение?  Пробираясь сквозь квантовый мистицизм, невозможно отделаться от мысли, что читаешь фанфик поклонников Фрэнка Герберта и Дюны. Начиная с «мессии» его история еще глубже увязла в песках исламской философии.   Но если для Вселенной Дюны Герберта это было объяснимо и вполне органично, зачем арабские сказки понадобились в квантовом мире цифрового вора - непонятно. И, наверное, неуместно.   Автор по привычке не объясняет, как устроен этот новый мир, рассчитывая на то, что читатель либо сам

В дюнах постчеловеческой пустыни 

После яркого дебюта с «Квантовым вором» вторая часть трилогии теряет свежесть и интеллектуальный азарт, который рождался во время чтения благодаря нарочитой запутанности и поражающей атмосферности. Но вместо развития уже заложенных тем Райаниеми вдруг решает увести читателя куда-то в сторону — и без того сложный сеттинг дополняется новой культурной обвязкой с арабско-исламскими мотивами. Визуально эффектно, но функционально — перегружено.

Дань уважения или повторение? 

Пробираясь сквозь квантовый мистицизм, невозможно отделаться от мысли, что читаешь фанфик поклонников Фрэнка Герберта и Дюны. Начиная с «мессии» его история еще глубже увязла в песках исламской философии.  

Но если для Вселенной Дюны Герберта это было объяснимо и вполне органично, зачем арабские сказки понадобились в квантовом мире цифрового вора - непонятно. И, наверное, неуместно.

 

Автор по привычке не объясняет, как устроен этот новый мир, рассчитывая на то, что читатель либо сам всё поймет по аналогии с первой частью, либо просто хочет быть потерянным. Но в итоге получается не единое полотно загадочного мира, приоткрывающего для читателя необычные арабские мозаики новых историй, а мешанина образов и концептов, местами почти герметичная.

А может смысл все же есть?

Пытался убедить себя, что Райаниеми таким художественным способом хочет предложить тезис о том, что известная нам человеческая культура хранит отголоски чего-то более глобального и важного, чем просто мифы, легенды и древние верования необразованных людей. Просто понять нам это удастся много позже, когда наступит новая или скорее - очередная квантовая эра.

Но, даже если такая задумка и существовала у автора, выстраивать на столь тривиальной мысли целый мир, избавляясь от вразумительного сюжета и понятной логики персонажей - не самая привлекательная и эффективная идея. 

Вердикт 

То, что в первой книге было динамичным посткиберпанком с налётом Люпена, здесь превращается в тяжеловесную восточную притчу. Сюжет распадается на фрагменты, интонационно сбивается, и к середине книги появляется усталость — от стиля, от шифровки понятий, от попыток разобраться, что здесь на самом деле происходит.

Если «Квантовый вор» вдохновлял — «Фрактальный принц» скорее выматывает.

#научная_фантастика #новинки #посткиберпанк #нерекомендую #чточитать #книжныйобзор

-2